А СЧАСТЬЕ БЫЛО Б ТАК ВОЗМОЖНО!
Экстремальный путь – не всегда героический, совсем необязательный! Мужество заключается в осознании своей раны и позволении себе через ее края получать любовь и заполнять мир своим светом.
Размышляя о самоуспокоительном использовании опасности и страха, прекрасно исследуемом и описанным Швеком Жераром, мне хочется коснуться столь популярных сейчас и вызывающих кассовые сборы фильмов – экшенов, где герою буквально приходиться порождать себя самого, выживая в экстремальных и запредельных для жизни ситуациях. Я думаю, что тема экстрима в культуре архетипична, она имеет длительную историю и многочисленные сюжеты плавания в личном море бессознательного. Это всегда жанр путешествия и поиска сокровища. И мне однажды был дан немалый, длительный жизненный опыт психологического экстрима, позволившей мне размышлять сейчас здесь о нем. Работая с сотрудниками спецподразделений, выживающих в несовместимых для обычного человека жизненных условиях и боевых столкновениях, где за фоном видимой жизни не озвучено и не проявлено число лично убитых в боестолкновениях, снайперски, штурмом при «зачистке», я слушала их истории о выживании, соприкасаясь с их опытом и чувствами, которые оставили в моей душе глубокий след. Мое сердце полно любовью к ним, сестринской и материнской. Отчасти написание этой статьи для них.
Я представляю историю Одиссея и его двадцатилетнего плавания, поиска Золотого руна, как прохождение через немыслимые испытания на пределе человеческих возможностей. Это остров Сирен, где убаюкивание под чудесные голоса женщин с телами птиц, погрузили аргонавтов в непробудный сон смерти. Это и прохождение между Сциллой и Харибдой – двух смыкающихся в море скал, символах крайних противоположностей, соблазняющих нас к выбору одного из вариантов, когда спасение может прийти только в выборе срединного пути и проплывания между горами, смотря смерти в лицо. Это столкновение со своими ужасающими и холодящими душу страхами и пребывание в пещере у Циклопа в поисках Золотого руна.
Шотландский эпос представляет нам легенду о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола, о поиске Философского камня и чаше Грааля, о перепетиях Парцифаля.
В русских былинах, сказаниях и житиях нам знакомы богатыри-герои, и Георгий победоносец, побеждающие лютые силы и тьму ада – Змея Горыныча, Соловья-разбойника. Древнерусские герои также ищут свой философский камень – яйцо Кащея бесмертного, которое находится в Тридевятом царстве, в дупле дуба, а еще – в быстрокрылом селезне и брюхе быстроного зайца.
Кинематограф 20 века посвятил этой героической теме Бондиану Яна Флеминга, где ее главному герою Джейму Бонду также приходиться искать сокровища Королевы Англии, разгадывать секреты спецслужб и выживать в экстремальных ситуациях.
Эпоха покорения космоса оставила нам фантастическую эпопею Стенли Кубрика - «2001: Космическую одиссею».
Что же толкает человека на поиск ситуации возможной гибели и ощущения ужаса?
Необходимое путешествие, которое обязательно должно произойти и в котором Герой обязательно должен выжить, найти сокровище и быть вознагражден.
Он отправляется в путешествие, чтобы обрести в них себя, тот образ самого себя – бесстрашного и любимого, который не смогла запечатлеть и передать ему его мать. Будучи младенцем, ему не удалось ощущать заботу о себе, мать, в силу тех или иных причин, оказалась неспособной заботиться о младенце и защитить его, смягчить его страх; и это на всю жизнь оставило будущего Героя с отметиной безысходного отчаяния.
Это герой-одиночка, часто сирота, подкидыш, изгой общества, вынужденный сделать самого себя, как говорят американцы. Человеку «some self made» не нужны привязанности, он их избегает, потому как чувства, которые могли бы сделать его живым, трепетным и человечным, не приведут к результату, не помогут стать Богом и та сердечная дыра, которая могла быть заполнена любовью к миру, осталась зияющей черной раной в психическом теле мальчика. Будучи дезинвестированным матерью, лишенным энергии для жизни, он сам должен стать генератором своей энергии, наполнить и взрастить себя. И чувства, не успев раскрыться и будучи уже преданными, серьезная этому помеха. Творя себя сам, Он будто соревнуется с самими богами в ловкости, силе, умении, изобретальности. Он не доверяет чувствам, но «умеет жить» на гране фола.
В его одиночном плавании женщины лишь фон его жизни, скользящей по острию ножа. Многочисленные поклонницы Джеймс Бонда не приносят ему счастья и полноты жизни, они словно мозаика или кусочки льда Кая, которого забрала в свой плен Снежная Королева. И слово «Вечность» не собирается, покуда сердце не растоплено. Возможно наш Герой пытается собрать из обилия поклонниц единственный образ Женщины, Матери, его Королевы и Дамы Сердца, которая смогла бы оживить его и поселить в его сердце любовь навсегда. Но чувства анастезированы, выморожены, выхолощены, обесценены – невозможны. И бессилие этого вынуждают Героя вновь и вновь отправляться на поиски Вечного сокровища, по силе и полноте своей равной Любви (Философского камня, Золотого Руна, Яйца, Кольца, Планеты, Источника нефти и газа, Неизвестного райского острова), которую когда-то могла оставить в его сердце Мать и принести Изобилие, Богатство, Силу, Славу, Молодость и Долголетие. По словам Швека Жерака «этот растерянный младенец все еще тут, по-прежнему в теле взрослого, наполненный тем ужасом, который он пережил, ужасом, который все время повторяется и удерживается в расщеплении в бесконечном круговороте." А счастье было б так возможно!
ЭПИГРАФ
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Александр Блок, 30 декабря 1908.