Особенности применения гипносуггестивных техник в детском возрасте.

Особенности применения гипносуггестивных техник в детском возрасте



Особенности применения
гипносуггестивных техник в детском возрасте.

В вопросах психического развития детей традиционно существуют две разнонаправленные тенденции. Для практической медицины характерно «не вмешиваться в процесс созревания психики и формирования оптимального уровня здоровья». Эта точка зрения основывается на биологических темпах индивидуального развития ребенка и для нее характерно размывать границы нормы и патологии, уклоняться от прямого активного воздействия, надеясь на перерастание проблемы. В быту проявление этой позиции звучат как: «Все дети в этом возрасте кричат», «Он еще маленький», «Подождите, перерастет и научится».

Однако, учитывая, что развитие обусловлено еще и социальной микросредой, в науке и культурной традиции существует вторая тенденция. Для этой точки зрения характерно считать, что обучение должно идти впереди развития с учетом закономерностей и возможностей второго, формируя компетентность. Общеизвестно, что поступательный характер развития обеспечивается периодами количественных накоплений и качественных скачков, называемых кризисами.  

Э. Эриксон отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной адаптации" (Erikson, 1968, р. 286).

Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Выдающийся психолог Л.С. Выготский трактует понятие кризиса развития, отмечая, что необходимость критических периодов обусловлена логикой самого процесса развития, что их суть не сводится к негативным проявлениям; наряду с негативными симптомами в этих возрастных периодах совершается огромная позитивная работа. Самое существенное содержание развития в критические возрасты, по мысли Л.С. Выготского, заключается в возникновении новообразований. Новых качеств, более соответствующих вызовам внешней среды.

Из вышесказанного следует, что грамотно организованная микросреда ребенка будет способствовать адаптивному проживанию критических ситуаций развития.

Традиционно естественным наполнением информационной среды являлся эпос. Эпос изобилует различными формами, но сказка всегда являлась основной, т. к.  она и по форме, и по содержанию максимально адаптирована для восприятия ребенком, так же, как материнское молоко для питания. В ней нет ничего лишнего, она обеспечивает идеальное усвоение информации для построения адаптивной картины мира.

Полноценная гипнотическая техника идеально выстроена по принципу сказки. Именно из сказки в доступной, притягательной, пугающей, волнующей, иносказательной форме человек впервые узнает об основных этапах жизненного цикла семьи, о кризисах и задачах каждого этапа, о законах рождения и  развития, именно через проживание сказки ребенок способен обучаться живой культурной традиции.

     Сказку можно рассматривать как ментальную карту, масштабно воспроизводящую в своих речевых структурах то, каким образом сконструирована реальность. В зависимости от возраста потребителя сказок, у каждой сказки существует свой масштаб, позволяющий выделять основные особенности социальной и культурной жизни и представлять их в идеальном виде. Масштаб таких сказок зависит от возраста.

Гипноз в работе с детьми чаще всего описывается авторами как включенность в интенсивное воображение. Дети ввиду возраста расположены к фантазированию. Гарднер описывает несколько значимых аспектов умственного и эмоционального развития, связанных с готовностью детей к гипнозу:

  • способность к фокусированию внимания, погружению и поглощению настоящим;
  • конкретное, буквальное мышление;
  • любовь к волшебству и готовность чередовать реальность с фантазией;
  • интенсивность переживаний;
  • открытость для новых идей и впечатлений.

Широко признается, что дети являются лучшими субъектами для гипноза, чем взрослые. Хотя единая теория, объясняющая, с чем связана повышенная чувствительность детей к гипнозу, отсутствует, большинство ссылается на детский талант воображения. Зачастую модифицированные техники и клинические тесты гипноза для детей предполагают индукцию активного воображения без закрывания глаз.

Напомним, что воображение играет очень важную роль в жизни и деятельности человека. Наиболее значимыми функциями его отмечают следующие:

  1. Познавательная – благодаря процессу воображения расширяются и углубляются знания о действительности. Воображение позволяет человеку действовать в ситуации неопределенности, домысливать, достраивать не достающую и информацию.
  2. Антиципации или предвосхищения результата деятельности. Воображение позволяет сформировать образ будущего продукта деятельности, то есть того, чего еще нет в действительности.
  3. Воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека. Благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека, представить его мысли и чувства.
  4. Благодаря воображению формируется мечта. Она может выполнять функцию мотивации; то есть побуждать человека к деятельности.
  5. Защитная функция – в воображении человек может пережить будущие возможные неприятности, что предохраняет его от стресса, подготавливает к реальным трудностям.

Как видно из вышесказанного, активная направленная работа с детским воображением напрямую связана с вопросами успешной адаптации и эффективно реализуется посредством рассказывания сказок и волшебных историй.

Также, отмечается, что дети с высокой восприимчивостью к гипнозу демонстрируют устойчиво высокую мотивацию к достижению успеха и стремление к пониманию окружения, а взрослые, много фантазировавшие в детстве, сохраняют высокую гипнабельность.

Особенно стоит отметить, что существует корреляция между степенью доверия и способностью ребенка погружаться в гипноз. В связи с этим, наилучший результат можно получить при создании рабочей пары: ребенок и близкий человек, получивший базовые знания и навык сопровождения.

Близкий человек легко установит контакт с ребенком, он знаком с его интересами, знает, что он любит, а что нет. В общении с близким ребенок не испытывает тревоги, власть близкого легитимна.

Особую эффективность в сравнении с формальными техниками гипноза отмечают при использовании повествовательных техник: рассказов и историй, составленных на основе привязанностей, интересов и потребностей ребенка. Особое терапевтическое действие отмечают при работе с маленькими детьми, подвергающимися болезненным или пугающим процедурам. Гарднер и Олнесс отмечали, что эта техника была не просто отвлечением. У детей отмечалось реальное изменение чувствительности.

Непрямые суггестии, встроенные в персонализированные сказки были описаны Элкинсоном, и Картнером и Левином. Сказка или история составлялась на основе того, что любит ребенок, персонажи указывали способы, посредством которых можно справиться с определенной кризисной ситуацией.

Кроули и Миллз разработали детские повествовательные техники с использованием любимых метафор. Многие из терапевтов, работающих с маленькими детьми, отмечают важность фантастического и героического компонента в терапевтических сказках. Данные техники были использованы в рамках поведенческой терапии для детей больных раком, чтобы помочь им переносить болезненные процедуры.

Также известны данные о применении гипносуггестивных техник в работе с подростками-правонарушителями, отличающимися лживостью. Целью их применения было снижение тревоги и формирование задач на будущее.

Крисси Иоэнну отмечает, что гипноз с детьми используют мало, хотя он решает широкий круг детских заболеваний и кризисных задач. Также отмечает, что гипноз нравится детям, реакция наступает быстро и осложнений немного. Нельзя не отметить, что для применения гипносуггестивных техник имеется ряд противопоказаний, описанных Гарднером и Олнессом:

  • неправильное понимание гипноза;
  • негативное отношение к гипнозу влиятельных взрослых;
  • острые ситуационные факторы, отвлекающие внимание ребенка;
  • отсутствие мотивации к изменениям (наличие вторичной выгоды);
  • симптом маскирует серьезную психопатологию и его устранение приведет к более тяжелым последствиям.



Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Чувствительный ребенок: особенности развития чувствительного человека
  • Особенности развития и адаптации ребенка претерпевшего травму.
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Воображение как двигатель развития.
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Особенности развития ребенка 6-7 лет
  • Особенности развития ребенка 5-6 лет
  • Особенности развития ребенка 4-5 лет
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Нормы развития у детей до 1,5 лет
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Важность развития внимания у ребенка.
  • Техника улучшения памяти и развития воображения
  • Роль раннего вмешательства в коррекции отклоняющегося развития детей
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • Особенности развития в подростковом возрасте. Рекомендации по взаимодействию
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • Задержка психического развития у детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь