В своей практике иногда встречаюсь с ситуацией, когда клиент просит (совершенно справедливо на мой взгляд) рассказать о том, что будет на встречах, как я работаю, что значит гештальт-терапия, в чем её особенности. Постараюсь коротко и на примере описать суть этой работы.
Для этого стоит провести аналогию с ученым-исследователем какой-либо естественной науки. Ученый внимательно наблюдает природное явление, анализирует, сопоставляет, обнаруживает связи, выявляет взаимное влияние явления с различными факторами, проводит эксперименты, чтобы подтвердить гипотезу и понять практическое применение. По сути, то же самое происходит в процессе гештальт-терапии, только объектом для исследования является не природное явление, а запрос клиента, его "явление", то есть феномен, трудность, "проблема", поведение, переживания, чувства, ну и сам клиент как источник этого явления. Важно отметить, что это исследование совместное, и клиент здесь активный участник процесса, более того, он этот процесс запускает и поддерживает.
Каждый раз это исследование уникально, также как уникальны все люди. И каждый раз, это по сути, работа с чистого листа, потому что в отношении феноменов психики любая теория общая весьма условна. Отличием от ученого, является то, что в гештальт-терапии я исследую "явление" не просто со стороны, как внешний наблюдатель, но и как активный субъект отношений с клиентом и с его "явлением". То есть здесь, по мимо всего прочего, я изучаю и самого себя, свои реакции, свои переживания, чувства, состояния, которые также каждый раз уникальны и возникают "здесь и сейчас" в контакте с клиентом, в контексте его феноменов. Другими словами, я изучаю как клиент воздействует на меня, как я меняюсь в процессе отношений с ним, потому что вся эта информация имеет непосредственное отношение к клиенту, его запросу и позволяет мне оставаться в контакте с клиентом и с самим собой.
Если возвращаться к аналогии с ученым, то это выглядело бы, как если бы для изучения какого-либо явления, исследователь ставил бы опыты на себе. И такие действия связаны с высоким риском для здоровья ученого, он может отравиться, получить физические повреждения и прочее. И в гештальт-терапии тоже есть подобный риск, правда он больше в переносном значении, психосоматического характера. Поэтому от психолога требуются очень высокие навыки, забота о себе, чтобы эти риски минимизировать. Кстати, это также к вопросу о том, за что платит клиент.
Изучив природное явление, человек может с ним что-то сделать, каким-либо образом его использовать, что-то изменить в своей жизни, а может ничего не делать, просто знать что такое явление существует, и попытаться к нему адаптироваться и приспособиться. Это же справедливо и для результата терапии. То, что будет делать клиент со всей изученной информацией, это выбор самого клиента и к терапии уже мало имеет отношения. То есть задачей терапии являются не столько изменения в жизни , сколько осознание своей ситуации, себя в ней и своих выборов, ответственности. Хотя запросом также может быть и сопровождение, поддержка клиента в процессе изменений, на которые он решился, или сопровождение процесса адаптации, со всеми сопутствующими переживаниями. Но это уже будет новое исследование.
А со стороны этот процесс выглядит как увлекательный диалог двух людей.