Начало нового учебного года для многих родителей – это своеобразный тревожный «звоночек». Он оповещает о том, что начался период долгих вечеров, занятых проверкой или выполнением, заданных в школе сыну или дочке уроков. Родители понимают, что наступает время нервного напряжения, ссор с ребенком, растраты своих физических и эмоциональных сил. Но всегда ли ситуация обстоит именно так?
В большинстве семей, воспитание ребенка выстроено таким образом, что ответ на этот вопрос будет положительным. Это те семьи, где родители выбирают жесткий контроль, активно участвуют в выполнении школьных заданий. Ребенка-школьника контролируют вплоть до старших классов школы, прививая ему тем самым инфантилизм и несамостоятельность. Чаще всего, такой родительский контроль не ограничивается школьным обучением и распространяется на другие сферы жизнедеятельности ребенка, даже тогда, когда он стал совсем взрослым. Родителей выбирающих такой тип воспитания можно условно разделить на несколько групп:
В первой группе оказываются гиперопекающие родители. Они считают, что ребенок слишком мал для того, чтобы выполнять домашние задания самостоятельно, несмотря на то, что ему может быть 10,11, 12 и более лет. Для таких родителей ребенок – это весь их мир, вся их жизнь. Многие гиперопекающие мамы бросают свою профессиональную деятельность, уходят с работы, так как «ребенок пошел в школу». Они буквально душат свое чадо вниманием и любовью. Ребенок в таких семьях растет очень зависимым, в какой-то момент он начинает понимать, что делать что-то самостоятельно не обязательно, «мама всегда поможет». Именно поэтому даже тогда, когда гиперопекающий родитель решил минимизировать свой вклад в выполнение домашних заданий, это оказывается невозможным, так ребенок без родительского контроля вовсе перестает что-то делать. У таких детей не формируется собственной, здоровой мотивации к достижению успеха, к деятельности в целом. Единственным мотиватором для него является присутствие родителя, его критика и т.д. Это неблагоприятным образом сказывается на всю его последующую жизнь. На работе, в учебе, в обыденной жизни такой человек будет делать все только «из-под палки».
Во вторую группу можно отнести родителей тревожных. Они также жестко контролируют выполнение домашних заданий, так как боятся, что ребенок «скатится» на одни двойки, про него будут плохо думать и говорить, его жизнь пойдет под откос. Ребенок в таких семьях растет очень тревожным, он робко отвечает у доски, так как боится сделать ошибку, сказать неправильно. Даже в тех предметах, где нужно проявлять фантазию, он очень скован и осторожен, так как нет четкого плана. Он боится действовать, проявлять самостоятельность. Из-за этого в более старших классах его успеваемость падает, что очень сильно расстраивает родителей. Ребенок из-за этого начинает чувствовать вину, и успеваемость снижается еще больше. Получается такой негативный, замкнутый круг.
В третьей группе оказываются родители «амбициозные». Свои амбиции они пытаются реализовывать за счет своих детей. Они четко следят за выполнение школьных заданий, посещением тысячи кружков и секций, репетиторов. Они не могут выпустить ребенка из-под собственного контроля, так как он - самый главный «проект» в их жизни. Дети амбициозных родителей – это часто дети с невротической симптоматикой (страхи, энурезы, энкопрезы, заикания и тд).
Это самые распространенные варианты воспитания, в которых нормой считается жесткий контроль за выполнением школьных заданий. Эти варианты нельзя назвать гармоничными. Точно так же, как и попустительский тип родительского поведения. Когда ребенку предоставляют полную свободу в выполнении уроков, начиная с младших школьных классов. Такие дети обычно, уже в начальной школе учатся плохо, многие из них с трудом заканчивают среднюю школу, в старшие классы такие дети, чаще всего, не идут из-за проблем с оценками или поведением.
Родителям, делающим выбор между самостоятельностью ребенка при выполнении домашних заданий или жестким контролем за ним, следует учитывать несколько факторов.
Во-первых, это возраст ребенка. В начале школьного обучения родительский контроль не просто желателен, он необходим. Так как учебная деятельность еще не стала ведущей в развитии ребенка. В этом возрасте влияние игровой деятельности еще остается достаточно сильным. Именно поэтому многие дети просят взять с собой в школу игрушки, или капризничают при выполнении уроков, так как хотят поиграть. Родительский контроль в начале обучения создает внутренние границы ребенка, формирует его ответственность, обязательность. В первую очередь он должен распространяться на более сложные предметы. Здесь ни в коем случае речь не идет о выполнении заданий за ребенка. Родителям необходимо создавать «зону ближайшего развития», то есть давать ребенку самому найти ответ, не забегая вперед и не помогая ему преждевременно. Родитель должен пытаться чутко наблюдать за своим чадом, осознавать его потенциал. Подсказывать и помогать лишь в том случае, когда задача, действительно, не решаема ребенком самостоятельно. К сожалению, большинство родителей пренебрегают этим правилом, пытаясь сэкономить время и нервы. Но это чревато тем, что ребенок не разовьет свой потенциал в полной мере. Родительский контроль должен быть минимален в «творческих» предметах и заданиях, где ребенку нужно выразить себя.
В целом, контроль необходим только в начальном школьном звене, к средней школе он должен снижаться, и почти сойти на нет в старших классах. В 9,10,11 классе родители должны ограничиваться только проверкой результатов учебы, речь идет о проверке оценок. Когда мамы и папы «разрешают» быть ребенку самостоятельным, они дают ему очень важный бессознательный посыл: «Я верю в тебя», «Ты молодец», «Ты взрослый», «Ты умный», «Ты способный» и тд. И, напротив, ограничивая его самостоятельность, они бессознательно дают ему понять, что он маленький, глупый, ничего из себя не представляющий, его мнение не важно и не нужно. Это прямой путь к формированию заниженной самооценки у ребенка.
Второй фактор, который следует учитывать – это личностные особенности ребенка. Дети обязательные, послушные и усидчивые нуждаются в меньшем контроле, чем, скажем, дети очень активные, неусидчивые. Но здесь важно помнить, что даже в случае с чрезмерной неусидчивостью и активностью ребенка, не следует прибегать к тотальному контролю. Например, проблема гиперактивности решается не жестким контролем за ребенком, а распределением его энергии (секции, кружки и тд.).
В любом случае, родителям необходимо четко осознавать, чем они руководствуются в этом сложном выборе: своими собственными страхами, амбициями, или же реально сложившейся ситуацией. В нашем обществе сейчас, явно заметен перекос в сторону контроля. Большинство родителей не дают ребенку столкнуться с реальностью, с возможностью ошибаться и исправлять эти ошибки самостоятельно. Во многих семьях создается некая «идеальная конструкция», которая оказывается совершенно недееспособной в реальной жизни. Поэтому очень важно научить ребенка быть самостоятельным, находить решения в самых различных ситуациях. Это важно помнить с самого начала школьной жизни, для того, чтобы сразу выстроить процесс обучения нужным образом.