Общество чистых тарелок

Сегодня был на конференции, посвященной рассмотрению различных тенденций в области клинической психологии, и один доклад меня вдохновил на написание данной статьи. Рассматривались расстройства пищевого поведения, где акцент делался, преимущественно, на влиянии культуры и близкого окружения на формирование расстройств данного круга (не в счет коморбидные психические расстройства).

У многих пациентов, с которыми удалось повстречаться в практике, наблюдается компульсивный характер поведения, связанного с эпизодами переедания или очищения. Подобное поведение можно сравнить с алкоголизмом, наркоманией или, если хотите, геймингом! (etc.) Однако, все перечисленные типы зависимостей (и не только перечисленные) являются деструктивными, социально неприемлимыми. В свое время расстройство приема пищи является "социально-приемлимым аддиктивным поведением", обладая в глазах общества менее деструктивным характером, нежели другие типы зависимостей.

Общество чистых тарелок

Трудно оценить всю многогранность этого вопроса... Но! Действительно, культ еды, приема пищи формировался на протяжении столетий... Или нет, тысячелетий! Так как потребность в пище является одной из базовых физиологических потребностей, неудивительно, что мы совместными усилиями "окультуризовали" эту потребность. Последствия данного процесса прослеживаются в народном творчестве: "Хлеб - всему голова", "Все полезно, что в рот полезло" и др. Так главное - многие пословицы и поговорки восхваляют и возвышают эту потребность на более высокие ступени пирамиды (Спасибо А. Маслоу).

И здесь позволю себе вырвать из контекста: "... что происходит с человеческими желаниями, когда вдоволь хлеба и живот полон? – спрашивает Маслоу и отвечает: – Сразу всплывают другие (более высокого уровня) потребности, и уже они, а не физиологические нужды управляют организмом..." А вот здесь мы нарываемся на неприятности.

В младенчестве молоко матери - залог безопасности, и это действительно одна из самых важных потребностей, пока не сформированы другие, но что дальше? Что в детстве мы слышим от пап, мам: "Кушай сынок (дочка)! Всю силу на дне тарелки оставляешь!" А бабушка: "Что положено - то и съедено! Кушай, а то не вырастешь", "Беда - бедой, а еда - едой". И мы, чтобы не огорчить своих близких, или из чувства страха, или в погоне за столь любимой похвалой, (а может в погоне за безопасностью) все съедаем. А чем чище тарелка - тем больше похвалы (больше подкрепления). Мы глотаем вместе с пищей все свои возражения и чувства ради подкрепления.



Но и на этом не заканчивается "воспитание едой". Если ты упал, мама говорит: "Не плачь! Я куплю тебе мороженое". В больнице за ожидание или лечебную процедуру дают конфетки. Продолжать перечислять можно еще очень много... И что же происходит? А происходит подкрепление "компульсивного интроецированного поведения", когда все чувства которые мы не можем выразить, все трудности, с которыми сталкиваемся, мы обходим. И этот обход зачастую совершается одним простым проверенным действием, который знаком нам с младенчества. И наказываем себя точно также.

Данную тему можно продолжать еще долго, но хотелось бы закончить на освещении одного эксперимента проведенного в 1928 году Кларой Девис, посвященный интуитивному питанию: "Девис в течение 6 лет наблюдала маленьких (в возрасте от 6 до 11 месяцев) постояльцев специального диетологического детского сада, организованного для целей этого эксперимента. Большинство детей страдали выраженной анемией и значительной недостаточностью веса, рахитом и другими расстройствами, обычно сопровождающими плохое питание. Каждый прием пищи, каждый кусочек съеденного каждым ребенком записывался на протяжении всех этих шести лет, что в итоге составило около 38 тысяч записей "пищевого дневника". Пища предлагалась детям, но никогда не навязывалась никаким образом. Еда выкладывалась в определенных местах, на виду у детей. Нянечки, ухаживавшие за младенцами, еще не умеющими ходить, никогда не предлагали детям пищу активно. Только, если ребенок совершенно однозначно тянулся к определенному вижу пищи, он получал его в ложке. Если ребенок отказывался есть, ложка тут же убиралась. Дети, умеющие ходить самостоятельно, могли беспрепятственно подходить и выбирать любые виды и сочетания пищи, которые им были по вкусу. Предложенная еда была абсолютно натуральной, каждый вид пищи представлял собой монопродукт - сочетания и смешивания продуктов не допускались. Ни один из стилей питания любого из маленьких испытуемых никак не следовал нормам питания, разработанным Институтом Педиатрии для их возраста, и ни одна диета не была похожа на другую. Каждый ребенок ел по-разному. Плевать эти маленькие негодяи хотели на нормы питания. Они ели тушеную печень, запивая ее молоком и заедая парой крутых яиц, на ночь. Они с удовольствием помещали кружок банана на картофель и с аппетитом поглощали этот кошмар диетолога. Было обнаружено, что, по сравнению со статистикой других детских учреждений, участвовавшие в эксперименте дети мало и редко болеют и переживают типичные для этого возраста мелкие неприятности со здоровьем. Запоры были неизвестны в этом детском саду. Не было обнаружено случаев рвоты или поноса. За время эксперимента вирусные инфекция типа гриппа, которыми заболевали дети, проходили с невысокой температурой и длились не более 3 дней. Было отмечено, что в период восстановления после инфекций дети поедали необычно много свежего мяса, молока и фруктов. И все это сделала еда. Вернее, интуитивные настройки тела, позволяющие выбирать именно тот вид пищи, который в данный момент наиболее необходим организму. Дети не получали никаких видов витаминов, даже рыбьего жиру, и никаких известных в те времена аппаратных способов улучшения здоровья (УФ-лампы, прогревания и т.д.)."

Результат: Если человек, страдающий от нарушенных взаимоотношений с едой, сможет научиться распознавать собственное чувство голода, нюансировать его, есть именно то, что требует его голод в данный момент, и останавливаться в момент насыщения, то результатом будет физическая и психическая удовлетворенность, прекращение циклов диета-обжорство и нормализация отношений с едой.

Интересно будет узнать ваши мысли на этот счет.

 



Просмотров: 358
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Дети 90-х" и "сбитые настройки" безопасности
  • Перестань быть "плюшкиным" для ненужной пищи, эмоций, людей
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Нездоровые" дети самых "здоровых" родителей
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Книга "Французские дети не плюются едой", автор Памела Друкерман
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь