Как победить монстра под кроватью?

Как победить монстра под кроватью? 

Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал страх. Это такая же эмоции, как радость, восхищение, гнев, печаль. Многие страхи присущи людям в силу возраста и со временем проходят. Кто-то боялся в детстве темноты, потеряться в супермаркете или что мама не вернется с работы.  Со временем такие страхи ослабевают и часто исчезают.  Если же они сохраняются длительное время, то это говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, наличии у них самих страхов или конфликтов в семье.  

Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страха, нужно понимать его причину или источник.  

Сам по себе страх основан на инстинкте самосохранения и появляется в ответ на внешнюю угрозу.  

Что может быть этой угрозой? 

Травмирующий опыт – испуг, боль, конфликт, неудача и т.п. 

Внушенный страх – это страх, который исходит от взрослых, окружающих ребенка. Так особенно тревожные родители могут запрещать подвижные игры. Одновременно с этим ребенок считывает беспокойство родителей и у него возникает реакция страха. 

Тревога – это состояние, предшествующее страху. Например, ожидание какого-либо события, состояние беспокойства и неопределенности. 

Травмирующая ситуация – укус собаки, стихийное бедствие, авария и т.п. 

Сам по себе страх – естественная эмоция, но накапливаясь, страхи могут создавать невротические и адаптационные проблемы, становятся помехой личностному развитию ребенка.  

Как бороться? 

Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия. Это психотерапия, основанная на искусстве, когда творческий процесс является главным терапевтическим механизмом. Рисунок дает выход внутренним конфликтам, сильным эмоциям, помогает понять чувства и переживания. Методика арт-терапии позволяют ребёнку погружаться в проблему страха настолько, насколько он сам готов к её переживанию.  

Особенно эффективна арт-терапия с детьми, которым сложно словами выразить свои чувства и мысли.  

Например, в силу речевых нарушений, аутизма, малоконтактности.          

Кому подойдет арт-терапия? 

Легче всего терапия проходит в возрасте 5-11 лет, когда дети рисуют непринужденно, свободно.  В этом возрасте ребенок представляет воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле.  

Чем старше ребенок, тем труднее ему рисовать спонтанно. Подростки иногда стесняются своего умения рисовать. И если к этому они обладают тревожно-мнительным характером, то им трудно даже начать рисовать свои страхи. Им кажется, что в этом нет смысла. Мешают и депрессивные оттенки настроения, и неуверенность в себе.  

     Иногда дети боятся сделать что-то неправильно, то есть заранее предвидят свою неудачу. Обычно так их настраивают родители, и ребёнку трудно без колебаний выполнить задание.  

Когда арт-терапия наиболее эффективна. 

В первую очередь удаётся устранить страхи, порождённые воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно. 

Если травмирующее, пугающее событие произошло недавно (застревание в лифте, укус собаки, драка, стихийное бедствие), то рисование будет неэффективным. Вначале необходимо отработать психическую травму в игре, чтобы изменить отношение к ней. 

         Нельзя по этическим соображениям просить ребёнка нарисовать страх смерти родителей. В отношении страха собственной смерти результаты хорошие, но этого можно не делать, так как такой страх закодирован в других страхах и уходит по мере избавления от них. 

        Во время рисования происходит небольшое оживление страхов – это нормально. В любом случае, это лучше, чем они будут таиться в психике ребёнка, готовые вспыхнуть в любой момент.  

Как рисовать страхи. 

Страхи рисуют карандашами, фломастерами, красками. Краски больше подходят для дошкольников, ими можно делать широкие мазки. Фломастеры подходят для младших школьников. Подростки предпочитают карандаши, что даёт возможность детализировать изображение, стирать, если что- то не понравилось. Ребёнку надо предоставить возможность выбора, чтобы облегчить процесс. 

          Очень важно, кто даёт задание нарисовать страх. Если это психолог или арт-терапевт, то эффект от рисования страхов будет высоким. Если родители, не пользующиеся авторитетом у детей – то рисование, скорее всего, будет малоэффективным. 

После сеанса психолог рассказывает о выявленных страхах родителям в отдельной беседе, чтобы они организовали рисование страхов дома. Психолог также объясняет родителям, как можно нарисовать некоторые страхи, если ребёнок спросит об этом. Например, страх одиночества – рисует себя и одновременно все то, чего боится, когда ребенок остается один. Страх нападения изображается в виде агрессивно ведущих себя взрослых. Страх заболеть – рисуют микробы или больницу. Страх темноты – это чаще темная комната с неприятными персонажами из фантазий ребенка. Страх высоты – горой или высоким сооружением, где кто-то стоит. 

Эффект устранение страхов через рисование составляет 50% при изображении страхов по типу “боюсь” и 80-85% от оставшихся страхов – при изображении себя, противостоящим страху.  

В своей работе я использую арт-терапию в основном с детьми. Когда ребёнок находится рядом с понимающим и чувствующим его взрослым и берет в руки краски, чтобы нарисовать свои страхи, они начинают оживать на бумаге, как бы освобождая психику ребёнка от подавленной энергии. Освобождение этой энергии приводит к её трансформации и теперь она уходит не на борьбу со страхами, а на развитие личности. 

Проработать детские страхи с психологом 

Работа может проходить в формате индивидуальной консультации (очно или по skype), а также на консультации совместно с ребенком. 

Задать вопросы и записаться на консультацию  

Тел. +7(903)728 34 28 

Skype: luba_karpova 

 

Что почитать? 

Если вы хотите самостоятельно глубже погрузиться в тему арт-терапии и детских страхов, могу порекомендовать литературу: 

  1. А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»; СПб, 2000
  2. А.И. Копытин «Основы арт-терапии»; СПб, 1999
  3. А.И. Копытин,Е.Е.Свистовская «Арт-терапия детей и подростков»; Москва, 2007 
  4. Д. Алан «Ландшафт детской души»; СПб, 1997


Просмотров: 295
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Детские страхи. Важная миссия страха и нормативные страхи детей от рождения до 11 лет
  • Страхи. Страх темноты.
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Женские страхи: страх одиночества
  • Страх за жизнь близких. Навязчивые мысли и страхи.
  • Сексуальные страхи и страх сексуальности
  • Придуманные страхи. Страх перед женщиной
  • Вагинизм. Сексуальные женские страхи. Страх изнасилования
  • Естественные страхи беременных женщин (Как преодолеть страх перед родами).
  • Аноргазмия. Причины. Устранение. Страх забеременеть. Проецирование маминых страхов
  • Страх общения - работа на 1 уровне или проработка страхов
  • Страх всех страхов (Возвращение к Истоку)
  • Что делать, если возник страх смерти?
  • Страх, страх, страх.. УЖАС! Фобия??? Я боюсь делать МРТ!!!
  • Страх - взгляд изнутри, или как не убегать вечно от своих страхов
  • Мне 25, и я не хочу умирать. Что делать если сильный страх смерти?
  • Детские страхи - когда родители (не) справятся?
  • Детские страхи. Что можно делать родителям.
  • Если ваш ребёнок испытывает страх
  • Когда страхи и неуверенность мешают, а важное дело нужно сделать именно сейчас.
  • Что делать если вас преследует страх рака. Как не заболеть тяжелыми болезнями? Три важных фактора
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Детские страхи. Что на самом деле скрывается за монстрами под кроватью?
  • Ответы на вопросы. Детские страхи. Как помочь ребёнку?
  • Страхи. А вдруг он не придет? А если она не позвонит?
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Страшный сон. Детские страхи и арт-терапия.
  • Тревоги и страхи у детей, подростков и взрослых.
  • Я боюсь! Страхи и возраст ребёнка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь