О старости

 

Посмотрела фильм «Бабуся», который оставил довольно тягостные чувства, но в то же время позволил обозначить трансформацию представлений о старости, происходящую в наши дни.

Первое, на что я обратила внимание, – на свое неприятие показанного образа старости. «Я так не хочу» – это относится не только к главному персонажу, бабусе, но и к персонажам, окружающим ее – детям, внукам, другим родственникам и людям, которые оказываются вовлеченными в круговорот событий ее жизни.

Вторым, ответным, чувством было переживание того, что уже и невозможно строить свою траекторию завершающей стадии жизни, исходя из старых, ригидных и несоответствующих реалиям времени установок. Установки эти касаются не только социальных, но и психологических и физиологических аспектов существования человека, вступающего и вступившего в так называемый «четвертый возраст», основу которого составляет спад большинства жизненных ресурсов.

Пожалуй, основной оппозицией (именно на ней я остановлюсь в своей заметке) в этом контексте для меня становится оппозиция субъектности и объектности экзистенциального переживания (проживания) своей жизни стареющим человеком. Эта оппозиция формируется, на мой взгляд, установкой, которую можно обозначить словами «я существую только для другого и посредством другого» или, более «народно» и социально, «Я - последняя буква в алфавите», означающая периферийное, малозначимое место человека в жизни.

Эта установка, закладывающаяся в младенчестве, когда родившийся и формирующийся ребенок действительно «узнает» и конституирует себя только благодаря другому, матери прежде всего, является необходимым базовым условием запуска человеческой жизни, психики. В этот момент ребенка можно назвать «объектом» любви матери. Его субъектность крайне мала, и малозначима в ранний период жизни.

Но проходя череду определенных фаз развития, увеличивающих, благодаря сепарационным процессам, рост этой субъектности, ребенок превращается во взрослого человека – с огромным полем прав и обязанностей прежде всего по отношению к себе, к собственной жизни. Это то экзистенциальное чувство, которое можно назвать как «я – хозяин своей жизни» – главное действующее и ответственное лицо.

Предполагается, что значительная по времени часть жизни человека, должна раскрывать его субъектность, разворачивать процессы его жизнедеятельности, как осознанное творение собственной жизни, реализацию существующих в нем потенций, ресурсов – врожденных, заложенных родительской семьей, но в большей мере тех, какие он сам считает и выбрал наилучшими для себя. Со всеми вытекающими последствиям, которые могут касаться не только его жизни, но и жизни других людей.

Когда же такой человек вступает в возраст старости, он не перестает быть «центральным принципом своей жизни» – субъектом, принимающим решения, но и сделавшим многое для того, чтобы у него были возможности эти решения принимать: физические, умственные, юридические, в конце концов.

Когда наступает естественный спад жизненных ресурсов, человеку становится необходимо найти баланс между своей субъектностью и ограничениями, накладываемыми изменяющимися, и не всегда приятным образом, условиями жизни (нарастающей физической немощью, прежде всего), которые в определенном смысле делают его объектом заботы других людей. И здесь, действительно, решающим становится то, как прожита жизнь: есть ли у человека возможность оставаться главным действующим лицом своей жизни и в то же время принимать помощь близких; оставаться главным действующим лицом своей жизни и помогать другим по мере сил; оставаться главным действующим лицом своей жизни и в то же время иметь возможность делиться своим опытом с подрастающим поколением; оставаться главным действующим лицом своей жизни и чувствовать радость своей отдельности и сопричастности всему, что существует вокруг него.    

В фильме мне увиделось, что именно отсутствие проживания собственной жизни героини, да и остальных персонажей, через призму своей субъектности, «главности» привело к столь трагическому завершению жизненного пути.

Мы не можем дать другому то, чего не имеем сами. Мы не можем научить его быть счастливым, радостным, значимым, если не счастливы-не радостны-не значимы сами. Мы не можем научить его «быть главным», если мы не «главны» сами в своей жизни. Быть может поэтому другие герои фильма такие же несчастные и «неглавные» в своих жизнях, как и бабуся, которая прожила свою жизнь только для других, бессознательно следуя установке «Я – последняя буква в алфавите».

И в случае Бабуси, это не вина ее, а беда. Но как раз наше время и дает возможность пересмотреть эту установку: изменить то, что изменить можно – деятельно обратить внимание на себя, и принять то, что неизбежно – четвертый возраст.

Спад жизненных сил будет, но в наших руках его качество.



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • 6 аспектов подхода взрослого человека к своей жизни
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Как поставить себя на первое место в своей жизни?
  • Изменить качество своей жизни
  • Как стать капитаном своей жизни во время шторма
  • Как можно радоваться плохим событиям в своей жизни?
  • Я хочу быть хозяином своей жизни!!! (Обращение малыша ко взрослым)
  • Ребрендинг своей жизни или новый взгляд на себя
  • Судьба! Смирится или быть автором своей жизни?
  • Что ты хотел бы изменить в своей жизни?
  • Заметить себя в своей жизни
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • 5 сложных вещей, которые стоит сделать в своей жизни
  • Когда живешь будто за ширмой своей жизни
  • Правда ли мы хозяева своей жизни и именно мы строим ее? Как мы появляемся в реальности?
  • 12 способов почувствовать себя Хозяйкой Своей Жизни
  • Лидер – хозяин своей жизни.
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Что изменится в жизни, если найти работу и специальность своей мечты
  • Как изменить сценарий своей жизни. Работа с отношениями с мамой
  • Принятие себя как необходимое условие присутствия в своей жизни
  • Радость от создания своей жизни.
  • Жизнь, как творчество. Авторство своей жизни.
  • Как убрать из своей жизни псевдо-движуху и начать жить действительно счастливо?
  • ОБИДА, как один из способов убежать от себя и от своей жизни. И при чем тут психотерапия?!
  • Всегда будьте уверены в своей жизни
  • Как начать действовать, реализовать себя и достичь самого важного в своей жизни.
  • У меня депрессия из-за моей работы. Как найти дело своей жизни?
  • Упражнение, которое наглядно покажет автор ты своей жизни или нет.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь