Личность и мозг.

Автор статьи: 404

Личность и мозг

 Пока никому не удалось дать внятное определение, не вызывающее  нареканий и противоречий, понятиям самосознание и личность. Эти категории скорее находятся в области ощущений и интуиции. Тем более непонятно, что первично - головной мозг или сознание. Однако благодаря эмпирическому опыту, мы может точно сказать, что есть некое взаимодействие двух субстанций, которые оказывают влияние друг на друга и вместе образуют единую систему.

 Возникают следующие вопросы: как меняется реальность человека в зависимости от степени развития личности и интеллекта; каково их влияние друг на друга.

Не существует научной догмы, раскрывающей суть появления мысли в головном мозге. Пока  не откроют химическую формулу интеллектуальных процессов, эта тема останется самой спорной и мистицизированной.

Многие наши поступки продиктованы подсознательными импульсами и рефлекторными реакциями, обусловленные прошлым опытом и влиянием среды. Как только мы понимаем, что паттерны нашего поведения, продуцируемые головным мозгом, становятся неэффективными, а порой и патологическими, мы начинаем активно пытаться изменить нашу реальность. В этом случает включается механизм воздействия самосознания на головной мозг. Не зря в нашем лексиконе встречается следующая фраза: "Я себя запрограммировал". Возникает закономерный вопрос, что включает в себя местоимение "Я", как "Я" пишет программу и какая роль в этом процессе отдается головному мозгу.

Дети, которые по каким-то причинам были изолированы от общества и воспитывались животными (дети - маугли), не проявляли социальных чувств и элементов самосознания. Они имитировали поведение животных и демонстрировали крайне низкий уровень умственного развития. О чем это говорит? Ни личность, ни интеллект не развиваются, если отсутствует социально-культурная реальность. Но в каких отношениях они находятся? Мои ощущения подсказывают  мне, что личность является доминантой в этом тандеме. Объясню почему. Пойдем от противного и предположим, что головной мозг не просто верховодит над сознанием, но и является источником его развития. Основная функция мозга направлена на то, чтобы организм чувствовал себя максимально комфортно.

Однако каждый из нас наверняка вспомнит случай из своей жизни, когда он действовал нерационально, исходя из жертвенно- альтруистических побуждений. Что это за благородный порыв? Как можно объяснить его с точки зрения выгоды? Ответы есть у сторонников теории эволюции, однако они не совсем убедительны. С трудом верится, что справедливость, доброта, совесть, самопожертвование имеют практическую основу и нужны для сохранения вида.

 Уверена, что личность взаимодействует не только с головным мозгом. Это уже духовно - религиозная тема, которая требует особого внимания и  настройки. Кстати, многие выдающиеся писатели признавались, что источник их гениальности находится вовсе не в головном мозге: в моменты пика вдохновения они переживали мистический опыт - как будто открывался канал, через который поступала информация, а они лишь записывали ее. Метафизические явления не поддаются привычному анализу. Скорее всего, они должны исследоваться принципиально другими методами, если такое вообще возможно.

Личность оперирует такими понятиями, как сила воли, мотивация, самоактуализация, самооценка и т.д. Мозг совершенствует когнитивные процессы, которые помогают удовлетворять запросы личности.

Если принимать для объяснения поведения человека выше сформулированную гипотезу, тогда получается, что личность постоянно ставит задачи головному мозгу, а он по мере своих возможностей решает их. Предположим, что источником зарождения мысли является личность; мозг, в свою очередь, обрабатывает информацию, исходящую от нее и выдает результат. Другими словами: личность желает, мозг реализует. Тогда возникает закономерный вопрос, почему происходят сбои, причем на обоих уровнях:  личностном и когнитивном. Почему не всегда выполняются наши запросы? Как говорилось выше, личность подвержена влиянию множеству факторов, которые нельзя не учитывать при рассмотрении степени зрелости личности. Неблагополучное детство, трудные жизненные обстоятельства, психотравмы вносят свою лепту в формирование желаний, потребностей, целей и стремлений человека. Неадекватные условия воспитания развивают множество страхов и внутренних ограничений, которые не дают личности по-настоящему раскрываться. Она сообщает мозгу, что ее основная потребность сводится к сохранению некого постоянства, пусть даже нездорового. Организм перестраивается и начинает функционировать в соответствии с хроническим патологическим состоянием. Мозг выполняет различные программы по защите личности и сохранении эмоционального комфорта. Это хорошо иллюстрируют психологические защиты, которые необходимы для обеспечения стабильности и безопасности внутреннего пространства. Проще говоря, если мы чего-то боимся, то это обязательно будет отражаться на наших стратегиях мышления(мы определяем знак, - плюс или минус, с которым будет восприниматься информация), паттернах поведения и эмоциональных реакциях.

То есть мозг очень чувствителен к потребностям Личности.

Приведу пример. Мне приснился сон, что я еду в метро на работу, которая стала для меня тяжким  бременем. Но тут происходит нечто странное. Я путаюсь в схемах метро и не могу найти нужное мне направление. Личность противится возвращению на нелюбимую работу, а мозг с удовольствием предлагает один из вариантов решения проблемы.

Влияние личности на работу головного мозга ярко характеризует феномен внушения(в данном случае самовнушение).Поразительных нейрофизиологических изменений можно добиться, запрограммировав свой мозг на определенный результат.

Я склонна считать, что личность доминирует над мозгом(возможности которого невероятны), а он, в свою очередь, "снисходительно" уступает ей эту прерогативу. Что включает в себя понятие личность и насколько силен потенциал мозга остается благодатной темой для дискуссии. Однако утверждение -" мы есть воплощение наших мыслей" - мне очень близко! Главное, научиться правильно формулировать и ставить задачи головному мозгу.



Просмотров: 360
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • "Зрелая личность" и "зрелая любовь", что это такое?
  • А ларчик просто открывался или почему он постоянно "Выносит мне мозг"?
  • Что делать, если у вас заблокировался мозг? Как повысить свою осознанность, и выйти из сложностей?
  • На что способен мой ребенок или что за Личность пришла в мою жизнь???
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Личность и поступки. Когда и что разделять?
  • Что, если перепрошить свой Мозг?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое личность?
  • Что такое личность?
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Как работает "серьёзная психотерапия", и каким образом изменяется личность.
  • Почему мне "выносят" мозг?! Соматизация непереносимых эмоций.
  • Личность или брак. Что важнее?
  • Диагноз или личность... что важнее?
  • Что наш мозг прячет от нас? или Зачем нужны механизмы психологической защиты?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Вредные советы или "Как сформировать невротическую личность"
  • Что значит личность?
  • Что чувствует пограничная личность
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что такое "личные границы" и как они проявляются в отношениях?
  • Что значит уважать личность ребенка? Часть 1
  • Почему многие люди тяжело переносят расставание? Что происходит в мозгу человека при расставании?
  • Как я разгрузила свой мозг. Практика: "Камушки"
  • «Нам надо серьезно поговорить!», или почему мужчина считает, что ты выносишь ему мозг



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь