|
Гарантии результата в психотерапииАвтор статьи: Лариса Мещанова
Меня иногда спрашивают о гарантиях результата до начала терапии. Обычно этот вопрос я слышу в заочном формате и часто не от потенциального клиента, а от кого-то из его окружения. Поскольку этот вопрос важен, я отвечу на него достаточно подробно. В странах СНГ культура обращения к психологам и психотерапевтам подолжает формироваться и у многих людей возникают вопросы, связанные с этой темой. И задача специалиста прояснять то, что интересно для второй стороны. Клиент или его окружение имеют право знать во что вкладывают свои деньги и время, но к не на все вопросы можно ответить до начала психотерапии. И это связано с тем, что решение одной и той же проблемы (например, депресия) в силу уникальности каждого клиента приводит к неповторимости психотерапевтического процесса. Когда я слышу от родителей клиента (или от самого клиента), что клиент хочет пройти терапию, соглашусь. Умозрительно он хочет: клиент думает, что хочет, и говорит, что хочет. Несмотря на то, что в терапии большое внимание уделяется словам клиента, ещё более важно, подкрепляет ли клиент их своими действиями. На этом этапе клиент пока не видел самой терапии, не прочувствовал своих усилий в ней и его ожидания могут быть очень далеки от реальности. Основной вопрос не в том, начнёт ли клиент терапию, а в том, останется ли он в терапии, будет ли работать и даст ли себе достаточно времени, чтобы завершить процесс? Важно помнить, что у клиента есть 2 его важные части:
И, если про свою сознательную позицию клиент знает достаточно, то про бессознаетльную силу, которая участвует в терапии порой активнее первой, он мало информирован. Иногда терапия проясняет, что клиент, хоть и говорит о желании достичь конкретной цели, на глубинном (бессознательном) уровне совсем не хочет изменений. И, когда в терапии клиент начинает видеть своё не-желание, он начинает размышлять, хочет ли он двигаться дальше, чтобы достичь изменений. Клиент может остановится в психотерапии, чтобы вернуться к ней позднее, когда он будет готов, или не возвращаться никогда. Это всегда выбор клиента. Индивидуальная психотерапия относится к процессам парным:
Если клиент не является круглым сиротой и состоит в браке, то на индивидуальной терапии кроме терапевта и клиента обязательно "за кадром" будет кто-то "третий": семейная система (родители, брачный партнёр), а порой ещё любовники, друзья. И ещё не известно, на чьей стороне эта незримая сила выступает. И эта третья сила с терапевтом может
Психотерапия - это всегда совместная работа: не всегда простая, иногда не быстрая и, может быть, не очень лёгкая временами. Даже высоко профессиональный врач, назначивший точное лечение больному не несёт всей ответственности за выздоровление больного и не может нести по той простой причине, что ответственность за покупку лекарств, за своевременность их приёма по часам, по количеству дней лежит на пациенте. Даже прекрасный учитель, который легко, доступно, увлекательно преподносит информацию слушающим его не несёт всей ответственности за то, что кто-то из учеников не хочет выполнять домашние задания, не работает на уроке. Задача грамотного специалиста создать пространство, где желающие научиться, измениться, вылечиться, повзрослеть, будут брать для себя в своём темпе новые знания и навыки, когда захотят, и сколько могут унести с собой. Всё это парные процессы, где одна сторона предлагает, а вторая берёт сколько может и хочет унести. И психотерапевт может делать только то, что безопасно для клиента. Самый эффективный и профессиональный терапевт, работающий на результат клиента, ориентируется в первую очередь на безопасность клиента. И только потом на результат. Зачастую в процессе терапии клиент проясняет для себя что-то важное и может хотеть отклонить первоначальную цель или уточнить её. Психотерапевт только предлагает клиенту новые возможности. Предлагает - не требует, не заставляет. Терапевт внимателен и с уважением относится к тому, что происходит в рамках терапии с клиентом, который имеет свою цель (запрос), свою индивидуальную скорость с которой он может работать совместно с терапевтом и т.д. По мнению Гинзбурга М.Р. распределение ответственности в эриксоновском гипнозе происходит следующим образом:
Для достижения результата в терапии, конечно, важно наличие у клиента мотивации начать терапию. Но куда важнее, намерение клиента остаться в терапии. Клинические исследования выявили чёткие связи между уровнем мотивации клиента и результатом психотерапии. По данным Прохаска (Prochaska, 1999):
Задача терапии совсем ни в том, чтобы сделать вместо клиента некую работу. Важно создать условия, при которых клиент учится самостоятельно справляться с задачами, которые ставит перед ним жизнь, опираясь на себя. И даже, если всю работу за двоих сделает специалист, это уже не будет терапией, это будет что-то совершенно другое: не ценное для клиента и не полезное. Когда клиент работает только вместе со специалистом на приёме, его результат может быть существенно слабее и несколько позднее, чем у клиента, который работает дома самостоятельно между сеансами, выполняя рекомендации специалиста. Результат во многом зависит от позиции, которую клиент выбирает для себя в терапевтическом "треугольнике":
От того, на чьей стороне клиент, зависит скорость работы и её результативность.
Эти варианты не хороши и не плохи, они лишь демонстрируют (по убывающей) степень реального сотрудничества клиента с терапевтом в работе для достижения своей цели. Это лишь индикаторы истиной мотивации клиента на качественное изменение своей жизни или на её сохранение в прежнем виде и не важно, что говорит при этом клиент о своём желании перемен, о неудобствах, которые он испытывает в связи с проблемой и тд, и какова его цель в терапии. Что стоит за сопротивлением клиента к изменениям, исследуется следующим шагом. Появилась некоторая ясность предсказать существование проблем у клиента в начале длительной терапии, как отмечает новое исследование финских учёных (Psychology and Psychotherapy. 2016 Oct 15 Dispositional optimism as predictor of outcome in short- and long-term psychotherapy. Heinonen E, Heiskanen T, Lindfors O, Härkäpää K, Knekt P.). Обнаружена прямая связь между оптимизмом (надеждами, ожиданиями) клиента и длительностью терапии. Чем выше уровень оптимизма, тем длительнее клиент способен работать (клиент для длительной терапии), а низкий уровень оптимизма клиента является предсказателем быстрого снижения симптомов в краткосрочной, но не в долгосрочной психотерапии. Пациенты с более слабым оптимизмом, похоже, не получают дополнительных преимуществ от долгосрочной терапии и могут сохранять длительно психические симптомы на ранних стадиях долгосрочной терапии. Клиентам порой хочется видеть психотерапевта - единственным ответственным лицом, обеспечивающим результат. Клиент различной степенью своей вовлечённости в процесс терапии так же является мощной силой, влияющей как на процесс, так и на результат психотерапии. Каждый делает свою часть работы. Хорошая новость состоит в том, что все клиенты, которые дают себе достаточно времени в терапии, чтобы идти к своей цели, обязательно достигают её, если цель реальна. Я желаю Вам глубокой Веры в Себя, в свои возможности, в свой уникальный путь, свои процессы и свои результаты. А, если этого у Вас пока не достаточно, вы можете пройти психотерапию, чтобы соединиться со своей Глубиной и Силой. Мой сайт: Психолог психотерапевт онлайн Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|