Моральное насилие на работе

Моральное насилие на работе


Рабочий коллектив - это система. И она может быть здоровой: и тогда начальник ведет себя справедливо, умеет поддерживать и вдохновлять подчиненных, не выделяет любимчиков. Сотрудники проявляют инициативу и берут на себя ответственность, относятся друг к другу с уважением. И есть системы, в которых нездоровые или незрелые элементы проявляются в двух плоскостях. В вертикальных отношениях - начальник-подчиненный и в горизонтальных - сотрудник-сотрудник.  

 Руководитель воспринимается зачастую, как фигура родительская, всемогущая. А подчиненный ставится на позицию ребенка, основная задача которого - выполнять указания, быть послушным и хорошим работником, не спорить, не бунтовать, не задавать лишних вопросов. В таком взаимодействии отыгрываются незавершенные отношения с родителями, где руководитель транслирует модель поведения своих родителей (то, как обращались с ним), а подчиненный свою детскую роль. В рабочие отношения привносится много личного, эмоционального, буйным цветом расцветают переносы и проекции. 

 Отношения в коллективе между сотрудниками, если в компании специально не задан формат взаимодействия, строятся по принципу школьных. И являются продолжением предыдущего опыта социализации в коллективе. А это значит, что возможны лидеры и аутсайдеры, "отличники" и "двоечники". Методы манипуляций, по сравнению с детским возрастом, становятся тоньше, а драки заменяются словесными баталиями.

 Люди, которые работают в крупных компаниях, наиболее подвержены влиянию нездоровых элементов, потому что чем больше коллектив, тем больше системного, а не личностного управления. Системного - значит, более унифицированного. Некогда учитывать личностные особенности каждого, человек - это винтик, который должен работать строго по инструкции. А там, где снижается ценность личности, возникает насилие.

 Не так давно я писала про моральное насилие в отношениях, и эту информацию можно, также, использовать для разбора других областей человеческого общения. В этой же статье я хочу сфокусироваться на отличительных чертах абъюза именно в рабочих отношениях.

 Если рассматривать отношения начальник-подчиненный, то моральное насилие можно распознать по следующим признакам:

- Начальник злоупотребляет властью. Он как будто думает, что приходя на работу, сотрудник оставляет все свои человеческие права за дверью офиса. Хочет беспрекословного подчинения и не допускает критики в свой адрес.

- Позволяет себе кричать, навешивать ярлыки, раздавать оценки. 

- Ведет себя высокомерно по отношению к подчиненным.

- Многие его решения зависят не от четких инструкций, принципов и правил, а от его настроения. Вообще, многое зависит от того, в каком настроении сегодня "главный" и весь офис мониторит это явление, как прогноз погоды.

- Упреки к подчиненному зачастую расплывчаты и неясны. Но со стороны кажется, что жертва заслужила такое отношение. Как правило, у того, кого распекают, никогда не находится защитников. Все предпочитают молчать, чтобы им самим "не попало".

- Руководитель внимательно следит за формальным выполнением инструкций, используя их как средство давления. Например, начинает следить, как используется рабочее время, вводит жесткие санкции за опоздания с публичным осуждением.

- Начальник позволяет себе высказывания при всех о личности подчиненного в негативном ключе. 

- Поручает сотруднику заведомо бесполезные или унизительные задания. 

- Позволяет себе сексуальные домогательства или сексизм. 

- Обесценивает вклад и компетентность сотрудников. 

- В случае ошибки, виноватым оказывается всегда сотрудник, начальник не готов признавать свою часть ответственности, даже если она там есть.

 


Что касается морального насилия в коллективе равных, оно проявляется в следующем:

- Сокрытие информации. Жертва узнает обо всем последней.

- Изоляция, отказ в общении. И, при этом, отрицание конфликта. На попытку объясниться, агрессор отвечает, что все в порядке. 

- Невербальное ущемление достоинства - рассогласование слов и жестов с мимикой. На словах одно, а мимикой показывает противоположное. Швыряние документов на стол. 

- Сарказм под видом шутки, подтрунивание при всех. 

- Снисходительный тон, комментарии из позиции: "Я знаю, как надо, а ты тут кто?"

- "Дедовщина" для новичков, которым поручают самую "грязную работу". 

- Невыполнение договоренностей/обязанностей при зависимости работы жертвы от работы агрессора.

- Требование предоставить работу в определенном виде, что не оговорено инструкцией, а является "произволом" агрессора. 

- Игнорирование вопросов коллеги, как будто "не слышал". 

 Хороший пример крайне нездоровых отношений в компании отражен в фильме "Дьявол носит "Прада".

Как правило, подобное отношение к себе готовы терпеть люди, у которых сложности с установлением границ, привычка критиковать и обесценивать себя, трудности с идентификацией своих ценностей, того, что для них приемлемо, а что нет. Им важно избегать конфликтов, поэтому они привыкли подстраиваться и терпеть годами. Скорее всего, подобная атмосфера не является для них чем-то новым, они встречались с подобным отношением к себе раньше, в детстве, и усвоили, что "с ними так можно". Поэтому они остаются в подобных отношениях, убеждая себя, что "так везде", "у меня узкая специальность", "зато зарплата хорошая" и т.д. 

 

Чтобы изменить ситуацию - нужно посмотреть на систему со стороны, увидеть, что такие отношения не норма. В моей работе с клиентами мы идем двумя путями:

Работаем с ценностями, принятием себя, установлением и удержанием границ, уверенностью в своих силах. Если на работе ситуация не запущенная, этого бывает достаточно, чтобы изменить взаимоотношения. Начальник меняет отношение на более уважительно, среди коллег находятся те, кто поддерживает, а с агрессорами устанавливается адекватная дистанция.

Так же работаем с целостностью, границами, самоуважением, понимая, что рано или поздно, работу нужно менять. Потому что уже невозможно находиться в системе, которая не соответствует внутренним ценностям. Появляются новые амбициозные цели, новые потребности и требования к контактам с людьми. Человек ищет коллектив, в котором выстроены здоровые отношения, систему, которая уважительно относится к личности сотрудников. Как правило, в таких коллективах работают зрелые и позитивные люди, которые больше поддерживают друг друга, чем конкурируют. Компании, в которых поощряется развитие сотрудников, открытый диалог, доступность руководителя и не поддерживаются манипуляции и интриги. Приятно, что сейчас таких компаний становится все больше.

  Моя книга "Из жертвы обстоятельств в свободную личность" Скачайте бесплатно!

 



Просмотров: 334
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Работа с МАК". Расклад "Начальник или подчиненный"".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Травмы и насилие" или "как защитить себя"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Пять элементов" в отношениях с подростками. Элемент №1 "Диалог".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Почему мы "влетаем" в отношения "на всех парусах"
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Люди с ментальным "ядом", у которых "нет проблем."
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь