Сказкотерапия в работе с гиперактивными детьми

Данилка  3,5 года. Характеристика о ребенке (привела бабушка)  -   гиперактивность, не уравновешенность,  отсутствие концентрации внимания, не может самостоятельно заниматься и  играть (постоянно требует присутствие. Практически отсутствует речь. Страх остаться одному. Плохо и долго засыпает. В детском саду на занятиях сидит под столом, мешает ребятишкам заниматься, либо эмоционально разбрасывает предметы с которыми работает группа. Запрос: помочь ребенку адаптироваться в детском саду, нормализовать эмоциональное состояние, развитие  ребенка (когнитивная сфера).

Занятие 1

1 - Знакомство с малышом. Выбрала путь присоединения. Во всем следовала за ребенком, старалась понять на что он эмоционально откликнется что его затронет и  заинтересует в данный момент, так  и строила работу. Очень сложно Данилу было остановиться на одном предмете. Его в кабинете интересовало все. Мебель, книги, песочница, коллекция фигурок, карандаши, пластическая масса.

2 – Предложение осмотреться в кабинете и выбрать что заинтересовало. Выбрал  емкость с фигурками  животных.

3 -   Разобрали фигурки, четко произнесла название фигурок , кто где живет , и отношение человека ( ухаживает , кормит) к животным. Пробовал повторить. Кого узнал говорил более уверенно и чисто. Проявил интерес не более  5 минут

4-  Заинтересовала песочница.   

Знакомство с песочницей. Разъяснение  «техники безопасности», и что можно делать в данном пространстве. Решительных, самостоятельных  действий не проявил. Предложила самостоятельно заполнить песочницу песком, показала как делать, в точности повторил мои движения по заполнению песочницы. Устал быстро,  Показала что можно построить горы, дороги, водоемы , реки, разместить фигурки в песочнице. Попросила Данилку  разровнять песок и поработать самостоятельно. 

Движения  кисти были не уверенные, но ландшафт сделал, долго и нерешительными движениями делал озеро, из него тоненькую речку.

В песке разместил все фигурки животных о которых говорили. Фигурки расположил в следующем порядке – земноводные в озере и рядом . Попросила показать  земноводных животных ( крокодил, рак , краб, рыба , акула , уж , змеи). Поставил пальмы вокруг озера (сделал  озеро в центре песочницы)  Поместил в песочницу  все модели машин, которые нашел в кабинете, рядом с машинами поставил  домашних животных. Парусник поставил в озеро.  Решил парусник провести по реке, но река очень узкая , парусник зарывался в песке. Предложила  тремя пальчиками расширить реку, получилось , заинтересовался. Поочередно разными машинками ездил по песочной стране. Проговаривала четко обо всем все его  действия в песочнице, около чего или кого он проезжает.  Постоянно малыш  пытался повторять названия предметов, и действий. В паузы делала с Даниилом  Фонетическую ритмику. Разучили звуки А, О, У, И.

Стала проявляться и формироваться  связная  речь.

В песочнице провел 35-40 минут.

5- Предложила помыть фигурки от песка. Работал аккуратно и с удовольствием. Тщательно промывал в теплой воде каждую фигурку,  спровоцировала диалог о тех фигурках которые он мыл. Получился связный рассказ. После мытья проверили результат все ли фигурки были чистыми. Работа сделана качественно. Данила получил наслаждение от своей работы.

На занятие ребенка привела бабушка (  на все последующие занятия Данила приходил только с бабушкой) и  была сильно удивлена что внук  так долго занят одной работой.

Первое занятие  продолжалось более часа, Данила не устал и просил еще заниматься, у него впервые появился длительный опыт взаимодействия с материалом.

Работа детей с природными материалами (песок, вода) успокаивает и расслабляет психику детей. Помогает «сосредоточенно расслабиться» для процесса работы. О песочной терапии – увлекательной и для клиента, и для специалиста форме психотерапевтической работы описано в книге Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и Т.М Грабенко «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии  издательство Речь.

Вся дальнейшая работа с Данилкой была простроена  на  чувствование своих действий, дисциплинирование  и управление эмоциями и телом. Работа в песочнице и с водой помогает не только утончению тактильного чувства , но и активному развитию пальцев рук, что способствует развитию речи. Воспитание тактильного и термического чувства идут рука об руку, так как теплые ванны и вообще теплота обостряют чувство осязания, нормализация общего состояния. Дети очень любят возиться с водой. Даже самых маленьких легко успокоить, если  поднести их к открытому крану с тихо льющейся водой. Наблюдение за бегущей водой настраивает ребенка на спокойный, завораживающий лад. Ребенок становится задумчивым, тихим. Наблюдение медленно струящейся воды способствует внутренней сосредоточенности человека( и не только ребенка). Его психика как бы настраивается на естественный природосообразный  лад. В обыденной повседневной жизни мы производим множество действий с водой, начиная с утреннего и вечернего умывания, мытья рук, наливание кипятка в чашку, чая из чайника и т.д. все эти действия требуют умения и сноровки, сосредоточенности на процессе. Все эти действия не составляют труда и сложности  для взрослого человека, а маленькому кажутся непреодолимым препятствием. Позволив малышу в быту выполнять эти действия-  мытье посуды, накрывать на стол , разливать чай, молоко, компот в чашки и пр. вы окажите для нормализации его  моторных потребностей   подтолкнете его к действиям развивающим и совершенствующим  координацию движений и концентрацию внимания, становлению самосознания  и мировосприятию. Ребенок другой ! Маленькие дети обучаются прежде всего через собственные действия. Взрослые могут узнавать Мир читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Малыш отличается от взрослого , он познает Мир через призму собственных чувств, прожитых в действии.

Мой маленький клиент находится в сензитивной фазе порядка ( эта фаза длится у детей с рождения до 3-4 лет) он требует внешнего порядка в окружающей  его среде, но взрослые его не понимаю, его внутренний мир нуждается в порядке ( что и было проявлено при первичной диагностике) отсутствие внутренней потребности в порядке внешнем  проявляется в его капризности и излишней активности и прочих проявлений указанных бабушкой.

                     Как можно в обычной жизни заме­тить, что ребенок переживает сенситив­ную   фазу  порядка?                                                              

                                « .. .За кухонным столом мама, папа, ба­бушка  всегда занимают

                       определенное, излюбленное место. Мама са­дится рядом с малышом, бабушка  побли­же к плите, отец — около окна, Но сегод­ня бабушка заняла мамино     место, мама  вообще замешка­лась у плиты. Можно сразу заметить бес­покойство ребенка. Он «непонятно поче­му» капризничает, выплевывает еду, сту­чит ложкой по столу. Родители сердятся, бабушка переживает, что ребенок не же­лает есть. Семья в напряжении. Но ока­зывается, чтобы это напряжение прошло, надо всего-то всем членам семьи рассесть­ся по своим привычным местам!»

    Для подрастающего ребенка внешний порядок постепенно становится внут­ренним. Вот почему так важно, чтобы пространство детского окружения всегда было рационально, красиво и аккуратно. Малыш стремится к почти ритуаль­ному выполнению любого действия, будь то подготовка к еде, сбор на прогул­ку или обращение с отдельными предме­тами окружающей его среды. Беспорядок в мире бесконечно расстраивает его. Видеть малыша в его целостности, а целостность создается и за­крепляется с помощью активного освое­ния окружающего мира. Когда окружаю­щее пространство позволяет ребенку со­зидательно действовать, разрозненные вспышки детской энергии соединяются и возникает как бы «новый ребенок». Этот психологический феномен называется нормализацией. Нормализация происходит при концентрации детей на какой-либо деятельности, и, значит, не­обходимо, чтобы все предметы вызыва­ли у ребенка живой интерес, могли быть применены именно по своему назначе­нию и использовались «точно». Свобода в направленных действиях и есть глав­ная свобода ребенка. Но это не конечный результат воспитания, хотя нормализо­ванные дети демонстрируют восхити­тельные, с точки зрения взрослых, чело­веческие качества. Но это только начало.

Занятие 2

Выбрал песочницу. Предложила заполнить песочницу самому.

Показала, как держать совочек. Как перенести полный песком совочек в песочницу. Справился отлично. Просыпанный песок собрал щеткой на совок (  показала как делать без устных пояснений.) Бабушка кинулась помогать внуку, говоря при этом  - « Он у нас не может это делать , он не справится». Провела работу с бабушкой. Поразило, как в точности Данила выполняет показанные движения. На протяжении последующих занятий движения повторял в точности, но более уверенно и аккуратно.

Расширение словарного запаса: ведро, песок, совок, совок большой , совок маленький, щетка, название действий – набрать , снять лишний, пересыпать, подмести, разровнять песок.

упражнение «переноска предметов»

На поднос положил и перенес самостоятельно к песочнице контейнеры с фигурками и машинками.

Цель упражнения - прямая – ребенок учится носить предметы.

Косвенная – контроль и координация движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирование навыков социального поведения.

Расширение словарного запаса : поднос, контейнеры, название действий – брать, носить, ставить, отнести обратно.

Пространство песочницы заполнил  фигурками. Повторили названия животных и место обитания. Фигурки оставила в одном экземпляре, проявил беспокойство, куда делись остальные похожие фигурки. Достала оставшиеся фигурки ( Машинки, крабы, крокодилы, змеи). Посчитали сколько, каких фигурок одного вида. Заинтересовался и справился со счетом до трех. Показывал после заданного вопроса, кого сколько.

Покажи трех крабов, покажи два крокодила. Покажи много змей. Змей было больше пяти.

Даниле понравилось расправлять и ощупывать змей ( змеи из набора рептилии, гибкие, упругие немного рельефные, разной длины). Увидев проявленный интерес к змейкам, провела работу по сенсорному восприятию и отработали понятия  длинный  - короткий.

Покажи змейки, где у нас в песочнице. Показал. Рассмотри каждую.  Покажи длинную змейку. Выпрямил, ощупал, показал. Покажи короткую змейку, показал. Покажи змейку,   короче, чем эта. Показал. Покажи самую короткую, покажи самую длинную. Отнеси самую длинную змейку на стол, дай бабушке короткую змейку. Змейку короче, чем эта положи в карман. Змейку длиннее, чем эта положи на колено. Достань с колена и с кармана змеек, положи в песок. Принеси короткую змейку в песочницу, принеси длинную змейку в песочницу. Это какая змейка? – « короткая» , а это какая змейка?- « длинная«.

Упражнение:  Пересыпание ложкой.

Материал: две круглые пиалы на подносе, левая из них наполнена чечевицей, между пиалами лежит чайная ложечка. Пиалы одинакового размера и формы, белые. Поднос белый. Все предметы одного тона, чтобы ребенок не отвлекался  на дополнительные раздражители.

Особый интерес у ребенка в данном упражнении: шум при  пересыпания зерен, не просыпать зерна на поднос, вращение запястья правой руки.

Расширение словарного запаса : ложка, пиала, поднос, название зерна « чечевица»

Говорю - сначала покажу я , а затем попробуешь ты . Молча , медленно продемонстрировала как держать ложку. Как погружать и набирать зерна, некоторое время держу над пиалой полную ложку , чтобы лишнее зерно осыпалось. Говорю, посмотри « работаю так как работает экскаватор (ребенок зациклен на машинах). Занесла ложку над пустой пиалой, сделала короткую паузу и перевернула ложку. При этом,  повернув кисть руки. Данила заинтересовался шумом падающих зерен. Проделала три цикла. Дала возможность работать самостоятельно. Собрал с подноса по одному зернышку просыпанное.

Обратила внимание на неподвижность кисти. У бабушки выяснила,  что кормят его сами, кушает сам плохо, взрослые начинают нервничать и докармливают его, забрав у него ложку.

В конце занятия собрал все предметы из песочницы, предложила фигурки вымыть. Тщательно отряхнул от песка, и с удовольствием помыл в теплой воде. Разложил на подносе  фигурки для высыхания.

Длительность занятия 1 час 10 минут. Ребенок не устал и готов был продолжать еще работать. Не отвлекался, находился все время в движении и творческом процессе.

Предложила убрать песок из песочницы. Тщательно перетирая песок между рук, проверил остались ли в песке фигурки. Обнаружил закопанные машинки. Убирал песок сначала совочком, остатки подгребал ладошкой к одному борту песочницы (показала, как делать). Подгребал сначала одной рукой, затем другой. Рассыпанный песок убрал при помощи щетки и совка.

После песочницы помыл тщательно руки в теплой воде (массируя каждый пальчик). Показала, как это делать.

Во время проведенного занятия  отработаны следующие цели:

    Данила научился переносить самостоятельно предметы. Пересыпать сыпучие смеси. Пользоваться инструментами ( поднос, ложка, совок, щетка). Мыть и вытирать руки, отработал понятия длинный – короткий , закреплено понятие 1,2,3, много. Закреплена классификация животных, и кто где живет. Запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, косвенная подготовка руки к письму (научился держать ложку тремя пальцами).

Вся дальнейшая работа с Данилкой была ориентирована на чувствование и управление эмоциями и телом. Работа в песочнице и с водой помогает не только не только развитию тактильного чувства, но и мелкой моторике, что способствует развитию речи. воспитание тактильного и термического чувства идут рука об руку, так как теплые ванночки и вообще теплота обостряют чувство осязания, способствуют нормализации  общего состояния. Дети очень любят возится с водой. Даже самых маленьких легко успокоить, если поднести их к открытому крану с тихо льющейся водой. Наблюдение за бегущей водой настраивает ребёнка на спокойный лад.

Работа с Данилой методами сказкотерапии проводилась в течении месяца, первые две недели-ежедневно, затем занятия проводились через день. Ребёнок адаптировался, нормалицая эмоционального и речевого состояния произошла в течении  одного месяца. Через месяц  Данила стал заниматься вместе со всеми детьми, но его поведение отличалось от поведения других ребятишек, он единственный в группе готовил себе место самостоятельно, и убирал рабочее место после занятией, за период работы с психологом, это ритуал вошёл уже в привычку и стал рефлексивным.



Просмотров: 400
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Фигурки в песочной терапии
  • Самотерапия в психологической песочнице. Песок и Жизнь.
  • Фигурки в работе психолога
  • Фигурки: Случай, когда своего партнера некуда поставить
  • Песок в песочной терапии
  • МАКовые поля+метафорические карты+фигурки: взаимодополняющие метафоры в работе с клиентом
  • Песок и не только. Использование различных наполнителей в работе песочного терапевта.
  • Как научить ребенка самостоятельно делать уроки
  • Действия мамы, когда ребенок плохо адаптируется к саду
  • Ребенок постоянно требует внимания. Что делать?
  • Нужно ли что-то делать, чтобы мужчина проявил к тебе интерес
  • «Покажи, что любишь меня» или история одного нарцисса.
  • Работа с финансовым запросом с помощью МАК и песочницы
  • Что делать, если ребенок не хочет заниматься?
  • Вести из песочницы: что делают дети на детских площадках, когда истощенная мама не дает им внимание.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Работа с финансовым запросом с помощью МАК и песочницы. Часть 2.
  • Работа с клиенткой, находящейся в созависимых отношениях с матерью, в пространстве песочницы.
  • Мой ребенок плохо ест, или Бабушка внутри
  • Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Волшебство песочницы и песочной терапии
  • Сказкотерапия в песочнице. Работа со взрослыми клиентами. Часть 1.
  • Когда и как приучать ребенка спать самостоятельно в своей кроватке?
  • Что происходит, когда страус прячет голову в песок?
  • "Ты тупая бабушка! Уходи!" Что делать с гневом ребенка?
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Когда взрослые перестают играть в песочнице или что нас в жизни лечит.
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Стакан с водой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь