Проблема в конфликтных отношениях с матерью. На консультацию пришла после очередной ссоры. Отношения в последнее время обострились, так как у дочери (замужней женщины под тридцать) появилось желание переселиться в собственное жилье. Чаще всего мама говорит дочери: «Я всю жизнь жила ради тебя», «Вот переедете, бросишь меня и совсем про меня забудешь», «Без меня ты бы ни с чем не справилась» и тд. Дочь в связи с этим испытывает сильнейшее чувство вины, сомневается, стоит ли переезжать, и думает, что может быть лучше остаться жить с мамой.
Начало работы. Построение картины.
Предлагаю построить песочную картину. Задаю тему: «Мои отношения с мамой: я, мама и наши чувства».
Клиентка выбирает фигурки из коллекции. Белочка – сама клиентка, большая белая собака – ее мама. Далее предлагаю выбрать фигурки для каждого из испытываемых чувств. Тем самым начинаем прояснять переживания. Первой клиентка выбирает фигурку большого дракона с открытой пастью, обозначив ее как «вину». После чего ставит машину, символизирующую желание уехать от мамы. Далее возникает заминка, так как никаких других чувств и желаний клиентка сразу назвать не может. После небольшого обсуждения выбирает фигурку змеи, обозначающую обиду на маму, и фигурку красно-желтой птицы, символизирующую раздражение. Последней поставлена девочка в розовом – «любовь к маме». Символично, что фигурка поставлена неустойчиво, поэтому она сразу же падает. Клиентка это замечает спустя некоторое время.
Мамины чувства и желания с точки зрения клиентки: ангел с книгой – «желание поучать», старушка – «страх остаться одной», корона – «чувство собственной значимости», скелет – «обида на дочь», девочка со светлыми косичками – «любовь к дочери».
Основной этап работы. Ранжирование чувств и трансформация образов.
Начинаем ранжировать чувства по степени выраженности, анализируем величину фигурок, сравниваем величину с выраженностью каждого аспекта. Отмечаем, что собака намного больше белки, так и в жизни клиентка чувствует себя менее важной и значимой по сравнению с мамой. Обсуждаем историю отношений и актуальную конфликтную ситуацию.
Все фигурки были выстроены в ряд. Предлагаю клиентке выбрать фигурки себя и мамы и проиграть последний конфликт от лица белки и собаки. При развертывании конфликта подключаем фигурки испытываемых в те моменты чувств. Попутно детально разбираем каждое чувство. Клиентка его визуализирует (описывает, где в теле ощущается эмоция, на что она, по ее представлению, похожа, работает с возникшим образом). Затем ставит фигурку чувства относительно фигурки себя так, как ей кажется, они взаимодействуют. Обсуждаем подробно, когда возникает каждое чувство и в чем его настоящая причина. В процессе обсуждения и работы с чувствами переживаемые эмоции уменьшаются, и клиентка заменяет одни фигурки другими. Визуализируемый образ эмоций трансформировался из тяжелого каменного шара в груди в небольшой легкий клубок ниток. Тяжесть в груди ушла.
Первоначальный образ клиентки, поглощенной чувствами, впечатляет: маленькую белочку кусают огромный дракон и большая змея, а сзади клюет птица. Под напором нападающих белочка постепенно падает. Обсуждаем картину:
- Как себя чувствует белочка?. - Тяжело, все нападают на нее. - Как долго еще белочка продержится в таком состоянии?. - Вряд ли долго, хотя может и продержаться какое-то время, раньше же держалась. - Что будет с ней спустя некоторое время?. - Она упадет.
Предлагаю положить белочку так, как будто она уже упала. Клиентка с большой неохотой это делает.
- Как вам сейчас эта картина?. - Очень неприятна, даже смотреть не хочется. - Если ничего в жизни не менять, как это отразится на вас?. - Думаю, что в итоге от перенапряжения я заболею». - Что-то изменилось в ваших сомнениях относительно переезда? - Да, теперь я точно знаю, что так продолжаться не может, и мне необходимо переехать.
В процессе анализа чувств выясняется, что вина обусловлена принятием излишней ответственности за жизнь мамы («Мама не может жить одна, поэтому я нужна ей рядом»). Через осознание этого вина снижается, и фигура трансформируется из дракона в небольшого травоядного динозавра. Причина обиды крылась в передаче ответственности маме за то, как сложилась жизнь клиентки («Мама дала мне мало возможностей для хорошего старта»). В результате этого обнаружено воспроизведение маминой стратегии передавать ответственность за свою жизнь другому человеку. Это открытие клиентку очень удивляет. Постепенно образ обиды трансформируется из змеи в крохотного зеленого динозавра. Обида не уходит полностью, но становится ощутимо меньше. Только раздражение остается прежних размеров. Клиентка не хочет с ним работать, мотивируя это тем, что оно не очень сильное и ей практически не досаждает.
Во время обсуждения чувств клиентка решает добавить фигурку мужа (медведь), так как он ее поддерживает. Обсуждаем положение мужа в семье и его чувства в сложившейся ситуации.
Картина с замененными фигурами вызывает у клиентки гораздо более приятные ощущения. Спрашиваю, хочет ли клиентка все оставить так или что-то хочется изменить? Клиентка ставит в песочницу домик и мостик. Разворачивает машину к мостику и сажает в нее белку и медведя. Негативные чувства остаются на месте. Уточняю: "Что будет с любовью?". Любовь (девочку в розовом платье) клиентка оставляет маме, чтобы ей не было одиноко. В реальности она будет выражаться поддержанием связи с мамой через звонки и регулярные визиты. Задаю вопрос: «Как изменятся мамины чувства, когда она будет уверена в стабильности общения с дочерью?». Клиентка производит перестановку фигур и на первое место ставит фигурку маминой любви, отставив подальше остальные чувства. Предупреждаю клиентку, что с целью удержать дочь, мама неосознанно может заболеть или с ней могут случиться какие-то неприятности, и надо быть к этому готовой.
Итоги работы. В результате работы клиентка осознала, что повторяет мамину стратегию передачи ответственности за свою жизнь другим людям; приняла решение искать жилье; уменьшилось напряжение и тяжесть в груди.
P.S. Прекрасно иллюстрирует созависимость матери и дочери анализ сказки "Рапунцель", проведенный Н.И. Олифирович.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.