Часть первая.
Запрос: «Как мне увеличить свой доход?». Описание случая публикуется с согласия клиентки.
Сокращенное описание работы (вопросы психолога практически не приводятся, только частичные ответы клиентки).
1. Этап. Работа с картами.
Прошу клиентку выбрать в открытую карты «я в отношениях с деньгами» и «деньги как партнер в отношениях со мной».
Рассказ клиентки по карте «я…»: «Дерево - опора в жизни, оно защищает, дает поддержку. Девушка с картинки позитивна, свободна, довольна жизнью, ей легко, радостно. Хочется забраться на ветки и обустроить там домик. В моей жизни такой легкости нет. Жить в такой полной беззаботности невозможно. Но мне хочется так жить. В реальности хотелось бы иметь 50% такой легкости, то есть 2-3 дня в неделю посвящать себе. Хотелось бы больше тратить на себя, но жалко. Надо иметь заначку на черный, ой, лучше на белый день».
Рассказ по карте «деньги…»: «Деньги – это девушка, выстилающая красную дорожку для меня, чтобы мне было удобно. Девушка простая, милая, добрая. Относится к себе радостно, позитивно. Она из сказки, это добрая волшебница. А дорожка – это возможности».
Описание сходства двух карт: «Они стоят друг к другу лицом, там одно время года. Они могут дружить, вместе гулять, весело проводить время».
Прошу клиентку рассказать о том, как она воспринимает деньги. Ее ответ: «Воспринимаю деньги, как возможности, свободу от бытовых проблем и беспокойства по поводу будущего. Самый большой страх, что будет как в детстве, когда денег не было. Исток моего восприятия денег – детство».
Уточняю, какие потребности удовлетворяют деньги:
- Для чего Вам деньги?
- Чтобы был комфортный уровень жизни, чтобы прийти в магазин и не думать, могу ли я это купить.
- Как вы себя чувствуете, когда у Вас нет денег? Когда мало денег? Когда достаточно денег? Когда денег много? И что для Вас «много»?
- Когда денег нет или их мало, то я чувствую себя беспомощной и бессильной. Когда денег достаточно, мне комфортно, спокойно, есть уверенность. Если денег будет много, то будет больше спокойствия и комфорта. Хотелось бы иметь доход 120 тыс. в месяц. Хочу потом не зарабатывать их, а получать пассивный доход с инвестиций, потому что я не хочу очень много работать.
- То есть базовые потребности – защита, комфорт и уверенность? Что они Вам дадут?
- Кайф, жизнь по полной программе, спокойствие, радость, чувство безопасности.
- Таким образом, деньги – это инструмент для получения радости, спокойствия и чувства безопасности. А как еще можно получить то, что вам нужно, без помощи денег?».
Клиентка перечисляет варианты удовлетворения потребностей, не относящиеся к деньгам. Благодаря этому она, во-первых, понимает, что деньги не являются самоценностью, а во-вторых, видит иные способы порадоваться и почувствовать себя в безопасности.
2 этап. Подключение к работе песочницы.
Затем предлагаю клиентке разместить карты в песочнице, добавив к ним фигурки, чтобы получилась картина под названием «Мои отношения с деньгами».
Переходим к обсуждению фигурок. Первая фигурка – клетка. Клиентка обозначает с ее помощью свою «зависимость от денег»: «Жалко потратить, потому что их потом уже не будет».
Девочка без одежды – это «страх потерять деньги». Клиентка описывает ее как испуганную, одинокую, стыдящуюся, беззащитную, подходящую под выражение «гол как сокол».
Зомби (замененный на пирата с длинной саблей) – это «нервное эмоционально возбуждение при мысли о деньгах». На этом этапе происходит интересная работа по выяснению причин такого возбуждения через аспекты сексуальности, доминирования, обладания властью. В итоге приходим к выводу, что имеется потребность во власти. Она дала бы почувствовать той девочке, которой клиентка была в детстве, что она «лучше других», потому что в действительности она ощущала себя значительно хуже других.
Дом – это защита, то есть деньги дают чувство безопасности.
Машина – символ успеха, который сопутствует деньгам.
Сундук – это комфорт. Я обращаю внимание клиентки на то, что внутри сундук пустой. Поразмышляв над тем, что это значит применительно к ее комфорту, клиентка заполнила его.
Корона – признание, профессиональное развитие. Хочется признания и заработка в 120 тыс., но работать на пределе сил не хочется. Это вызывает сильное напряжение.
Девушка – это желание превосходства. Долго выясняем, что послужило причиной появления такого желания. В итоге мы приходим к образу девочки 10 лет, которая испытывает чувство неполноценности в связи с отсутствием отца, бедностью и стыдом за мать. Работа строится посредством выбора фигурки на роль девочки, диалога с ней, принятия ее и дарения «подарков». В итоге образ девочки трансформировался из «несчастной и беззащитной» в «радостную и имеющую перспективы». Сама клиента почувствовала себя гораздо лучше после работы с образом. Она поняла, что фигурка девушки была значительно больше всех остальных фигур, то есть создание имиджа успешного человека было ведущим мотивом. Например, поездка на море была важна, чтобы, во-первых, коллеги позавидовали, и только во-вторых, чтобы самой было приятно. Осознав непродуктивность такого мотива, клиентка переместила фигурку девушки к фигурке девочки, посадила ее, сказав, что теперь это мама девочки. Мама обнимает дочь, создав для той защищенное пространство. По словам клиентки, девушка больше не выглядит стервозной и высокомерной, теперь она милая и заботливая.
Интересно то, что клиентка, взяв куклу, не сразу заметила, что она «беременна». А заметив, просто вытащила и убрала живот. И вот завершая работу с куклой, клиентка снова наделяет ее материнской ролью.
После обсуждения всех фигурок я спрашиваю у клиентки, не упустила ли она что-то. Клиентка уверена, что она отразила все аспекты отношений с деньгами. Тогда я уточняю, где же в таком случае источник денег. Этот вопрос сильно ее озадачил. Также я указала клиентке на то, что если посмотреть на заполнение зон песочницы, то окажется, что заполнена только зона эмоций, а мыслительная зона и зона деятельности свободны. Это замечание еще больше удивило клиентку, так как оказалось, что практически нет продуктивного планирования и анализа деятельности, да и конкретных действий не так уж много.
Тогда в качестве своей работы она добавила воздушные шарики, а в качестве инвестиций – коробку с шариками. На этом первый этап работы был завершен.
Анализ работы.
В карте «я в отношениях с деньгами» клиентка, в основном, видит себя не в актуальном состоянии, а в желаемом – легком, свободном, защищенном. В реальности же она живет под гнетом послания «не трать деньги», предписывающим игнорировать свои потребности и просто накапливать капитал. При этом есть еще и некий потолок в количестве денег – должно хватить только на «черный день». Такая установка проистекает из чувства уязвимости и беспомощности в детстве. Теперь же деньги стали опорой и защитой, дающей ощущение безопасности.
Образ денег вроде бы позитивный, но не реальный – они представлены в виде «доброй волшебницы». Есть некая надежда на чудо, что деньги сами придут каким-то образом, а самой при этом можно не работать. Это соответствует эго-состоянию Ребенка. А еще этот Ребенок хочет гулять и веселиться с деньгами, что также не лучшим образом сказывается на финансовом положении. Вызывает вопрос и желаемая сумма: действительно ли ежемесячно требуется именно такое количество денег или сумма вызвана иллюзиями клиентки.
Один из ключевых моментов в работе – исследование природы желания превосходства. Мотив показать другим свой успех был ведущим, что отражено в величине фигурки. Однако непродуктивность такой мотивации очевидна, так как всегда найдется тот, кто будет успешнее, и тот, кто не оценит достижения и постарается нивелировать их. А это прямой путь к фрустрации. Поэтому было важно, чтобы клиентка осознала причины преувеличенной важности других людей в своей жизни. Это в свою очередь дало возможность отпустить детское чувство неполноценности и почувствовать себя «радостной и имеющей перспективы».
Подтверждением того, что общение с деньгами происходит, зачастую, из состояния Ребенка является и то, что в картине отсутствовал источник дохода, как продолжение надежды на чудо. На это указывает также и то, что картина почти полностью сосредоточена в зоне эмоций, затем в зону действий были добавлены работа и инвестиции, а вот зона мыслительной деятельности не заполнена вообще. Это указывает на то, что продуктивность финансового планирования невысока.
Дальнейшая работа будет связана с коррекцией образа денег, образа себя в отношениях с деньгами, сменой ведущего эго-состояния, взаимодействующего с финансовой сферой, проверкой желаемого ежемесячного дохода на объективность, а также с повышением активности и инициативности клиентки.
Работа с метафорическими картами построена на основе техники А. Казанцевой «Партнерство с деньгами». Карты из колоды «Приказания и решения».
Продолжение работы будет описано в следующей статье.