Работа с финансовым запросом с помощью МАК и песочницы. Часть 2.

Начало здесь https://www.psyoffice.ru/article/90121/

Сокращенное описание работы (вопросы психолога практически не приводятся, только частичные ответы клиентки).

Прошу клиентку выбрать в закрытую карту, иллюстрирующую родительские послания, имеющие к ней отношение. Карта изображает маму, которая говорит сыну : «Ну надо же! У него еще и свое мнение есть!».  Со слов клиентки, это послание о том, что надо слушать родителя, он всегда прав, а свое мнение высказывать не надо. Оно все равно не правильное, поэтому на его основе ничего не получится. В ответ на такое послание было принято решение, что не надо проявлять активность, да и работать вообще тоже не надо (тем более, что после каждого собеседования дочери, мама сетовала, что работа тяжелая и сложная).

Работа с финансовым запросом с помощью МАК и песочницы Часть 2

Затем прошу выбрать в закрытую карту о том, как сейчас проявляется данное решение. Клиентка выбрала 3 карты: на 1-ой изображен человек, ловящий на улочку аллигатора, на 2-ой карте – человек, отказывающийся от коробки с надписью «шанс», и на 3-ей карте – девушка, стоящая в яме. По словам клиентки, все три героя пассивны (второй, правда, чем-то занят, но это «какая-то ерунда»). В качестве причин пассивности она выделяет: желание легких денег (а вдруг там крупная рыба), страх (вдруг не получится), надежда на чудо (вдруг придет мужчина и поднимет ее из ямы). Все три карты про стратегию «не делать», относящуюся и к финансовой сфере тоже. И они напрямую связаны с первой картой, предписывающей быть бездеятельной.

Затем мы с клиенткой анализируем, какие послания о деньгах она получала в детстве («Не думай о деньгах», «Не принадлежи к тем, кто богат», «Деньги - зло»). После чего выясняем, какой она имеет финансовый сценарий («Невыигрывающий», что означает «Я – не ОК, Деньги – ОК»). Разбираем, в какие игры клиентка играет с деньгами («пирамида», «траты на имидж», «предвосхищение», «импульсивные траты», «неоправданная экономия», «требование скидок»). В результате такого подробного анализа общей картины посланий из детства и решений, принятых в ответ на них, мы приходим к необходимости выбрать новое решение.

Клиентка выбирает еще 2 карты: на одной мальчик смотрит на свое отражение в воде, а на другой – цыпленок вылупливается из яйца. Она приходит к выводу, что надо объективно посмотреть на себя и начать проявлять активность. На основе этого клиентка принимает новое решение: «Слушай всех, но делай так, как считаешь нужным сама. Делай, а не жди».

Прошу клиентку разместить карту с посланием из детства и карты с решениями, принятыми в ответ на него, в песочнице ( в зоне прошлого). А карты с новым решением в том месте, где клиентка почувствует, что это правильно. Она ставит их перед негативными чувствами, загораживая их.


Теперь необходимо проанализировать измененную картину. Спрашиваю, как теперь она воспринимает первоначальный образ денег. Клиентка отвечает, что карта с деньгами неуместна. Рядом с новым решением она должна быть серьезнее. Уточняю: «Хочется ли заменить карту?». Клиентка решает, что да. Ей сразу бросается в глаза карта с изображением импозантного мужчины, которого она называет «Адмирал». Она описывает его так: «Это серьезный мужчина, он сильный, властный, сексуальный. Уверен в себе и уважает окружающих». О том, как этот мужчина относится к девушке с карты «я в отношениях с деньгами» говорит: «Она для него хрупкая, нежная, он ее защищает. А он крупный, чувствуется мощь. Для меня он – надежная защита. Он такой высокий, меня рядом с ним даже видно не будет. По сравнению с ним я такая маленькая. Хочется уютно устроиться у него под пиджаком».

Выясняем, какой финансовый сценарий иллюстрирует эта пара. Оказывается, что это снова «Я – не ОК, Деньги – ОК»: «Я простая для него, я его недостойна. Для такого мужчины нужна женщина посерьезней». Далее начинается долгий и мучительный поиск карты с новым образом себя. Клиентка просматривает 6 наборов карт, ей постоянно хочется выбрать девушек того же типажа, который был на предыдущей карте.  Но она себя сдерживает. Образы девушек, которые более или менее подходят под искомые параметры, она отвергает, так как они «страшные». Затем, отчаявшись, решает нарисовать нужный образ. Но начав рисовать, быстро комкает бумажку, сказав, что и эта девушка получилась «страшная». Раздражение клиентки нарастает. Снова возвращается к уже просмотренным колодам и выбирает, наконец, карту, назвав ее «Купчиха». Но образ все равно не очень нравится, потому что Купчиха «толстая» и «аксессуаров ей не хватает».

Выясняем, как Купчиха относится к Адмиралу. Клиентка говорит, он ей нравится, вызывает уважение. Тогда переходим к отношению Адмирала к Купчихе. Оказывается, что ему она нравится, он ее считает сексуальной. После этого клиентка описывает их отношения: «Они в любовных отношениях,  она им гордится, он о ней забоится, но оберегать ее не нужно. Они равноправны, оба успешны. Она самодостаточна, реализуется в работе, но нуждается в любви».

Затем сравниваем первоначальные образы с измененными: «Образы «я…» отличаются величиной, это показатель уверенности и активности. На первой карте образ легкомысленный, на второй – серьезный. Образ денег сначала «ни о чем», а потом – «мощь и сила». Адмиралу точно подходит Купчиха».

В результате образ Купчихи стал гораздо более привлекательным для клиентки. Даже ее фигура стала казаться стройнее, выяснилось, что ее просто полнит платье. И это один из ключевых моментов всей работы. Трансформация образа себя вызвала сопротивление, но в итоге новый образ был интегрирован.

Затем анализируем остальную картину, исходя из ее соответствия Купчихе и Адмиралу.  Клиентка ищет фигурку уверенности, потом с удивлением понимает, что такой фигурки нет. Решает подумать об этом позже.

Первой убирается фигурка «признание», так как никому уже ничего доказывать не нужно, клиентка чувствует себя самодостаточной. Фигурки «комфорт» и «защита» остаются. Возбуждение перестает быть нервным и становится просто приятным (пират заменен на цветок). Зависимости уже тоже больше нет (а до этого хотелось то в ветвях дерева укрыться, то в пиджаке у мужчины), вместо нее есть удовлетворенность от денег (ставит в поле клубнички).

Страх остаться без денег был одним из самых сильных чувств. На этом этапе снова включается сопротивление (клиентка начинает сомневаться в эффективности работы и обесценивать  предыдущие результаты). Объяснение клиентке механизмов сопротивления производит нужный эффект, оно уходит. Предлагаю клиентке рассказать о Купчихе, о ее качествах, которые позволили ей стать успешной женщиной. После обсуждения этих качеств, спрашиваю, что станет с Купчихой, если ее лавка разорится по каким-то причинам.  Оказывается, она возьмет себя в руки, проанализирует ситуацию, посоветуется с компетентными людьми и, вероятно, откроет новое дело. К тому же, у нее точно были бы сбережения, поэтому ничего страшного бы не случилось. В этот момент происходит не только коррекция страха остаться без денег, но и начинает меняться ведущее эго-состояние, взаимодействующее с финансовой сферой. Теперь на первый план выходит Взрослый.

Клиентка ставит образ этого страха (девочку без одежды) рядом с Купчихой, однако, теперь это «смешно смотрится». Тогда она меняет девочку на маленький кактус, после чего следует удивленное восклицание: «Ой! Да он теперь самый маленький!».  Прошу поставить его рядом с Купчихой, чтобы оценить, как они смотрятся вместе. Такое положение клиентка также эмоционально комментирует: «Тьфу! Да что ей этот кактус!».

Теперь она рассматривает получившуюся картину и говорит, что карты с новым решением загораживают уже не негативные чувства, а позитивные, так что их надо передвинуть.

Затем клиентка снова возвращается к теме уверенности. Ищет фигурку и удивляется, как же она раньше не подумала, что деньги дают уверенность. Ставит фигурку большого слона, но потом решает, что он пока великоват, поэтому берет слона поменьше.

Рассмотрев поле, понимает, что зона мыслительной деятельности так ничем и не заполнена. Обсуждаем, что должно быть в мыслях, клиентка ищет подходящую карту. Преодолев очередное сопротивление, выбирает карту, символизирующую анализ информации и планирование. Но ставит ее в зону прошлого. После некоторого обсуждения постепенно передвигает ее понемногу в зону настоящего.

 Затем она понимает, что ей постоянно мешают стоящие перед картами шарики: она их то и дело убирает, а потом ставит на место. В итоге раздражается и вообще их отставляет, недоумевая, как вообще могла выбрать в качестве образа работы «какие-то шарики». Вместо них ставит машину (называет ее «рабочая лошадка»). Я прошу подумать, на что в реальности похоже ее взаимодействие с шариками, какие иллюзии ей постоянно мешают, но она упорно от них не отказывается. Оказывается, это так называемые «легкие деньги», которые она надеялась заработать через Forex и подобные вещи, тратя на это время.

Решив, что одной карты в зоне мыслительной деятельности мало, клиентка ставит туда еще и корабль, как новый проект, над которым еще надо подумать. Потом решает поставить в поле результат проекта. Перебирает варианты, но они не подходят. Тогда я предлагаю ей разобранный чайный домик – он идеально подходит под ее критерии. Ненадолго включается привычная стратегия пассивности, потому что собрать домик не так-то просто, его части плохо стыкуются между собой. Но клиентка быстро понимает, что это регресс к старым привычкам, и собирает домик, радуясь своей активности.

 

Уточняю у клиентки, все ли ей нравится в получившейся картине. Она приходит к выводу, что поле переполнено. Убирает родительское послания, решение, принятое в ответ на него, новое решение. Оставляет только предыдущий образ денег и себя, потому что они содержат в себе необходимую часть эго-состояния Ребенка, без которого одному Взрослому достичь финансового успеха достаточно трудно.

Затем наступает кульминационный момент  в работе. Клиентка понимает, что желание превосходства тоже надо убрать. Убирает, но потом снова возвращает, и так несколько раз. После окончательного решения убрать куклу выдыхает. И мгновенно понимает, что ей вообще-то не нужно 120 тысяч в месяц (посчитав дома, сколько действительно нужно, потрясенно написала, что хватит около 40 тысяч). В этот момент происходит разрешение долго мучившего ее конфликта «хочу много денег, но не хочу очень много работать». Затем  клиентка смотрит на Купчиху и видит ее уже иначе – теперь она ей кажется привлекательной и даже вполне стройной женщиной. Все это время Купчиха казалась менее красивой, так как рядом было «превосходство» - эффектная кукла модельной внешности.

 

Клиентка называет картину «Адмирал и Купчиха. Вместе навсегда». Затем дает обратную связь по проведенной работе: «Облегчение от того, что разобралась с желанием превосходства и с негативным возбуждением относительно денег. С другой стороны с ними так жалко расставаться. Немного огорчает пласт работы, которую еще надо проделать. Удивлена тем, что у меня была стратегия «Я – не ОК, Деньги – ОК», а также тем, как сложно было мне выбрать некоторые карты».

Анализ работы.

Анализ предыдущего этапа работы показал, что клиентка взаимодействует с финансовой сферой из эго-состояния Ребенка, имеющего иллюзии относительно денег и нуждающегося в защите. Поэтому на этом этапе важно было посмотреть, как сформировалось такое отношение к деньгам. В первую очередь мы рассмотрели родительские послания и принятые на их основе решения. Оказалось, что клиентке следует быть пассивной, ей не нужно самой активно зарабатывать, да и вообще быть богатым плохо. Но это послание было принято с искажением. Клиентка действительно стала пассивной, однако деньги ее привлекали. Возникло противоречие между посланием рода «будь бедной» и желанием быть богатой. Тогда клиентка неосознанно решила, что недостойна денег, благодаря чему она следовала посланию рода и не богатела, но стремилась к этому. Следствием таких решений стали игры с деньгами.

В связи с этим одной из приоритетных задач стала коррекция образа «Я» и смена установки с «Я недостойна денег» на «Я достойна денег». Это повысило уверенность в себе и дало стимул для проявления активности. Вместе с негативной установкой стали уходить и зависимость от денег, и сильный страх их лишиться. Ребенок передал бразды правления Взрослому. И Взрослый, наконец, понял, что он самодостаточен, и ему совсем не нужно доказывать окружающим, что он не хуже всех, не неудачник, каковым считал себя в детстве Ребенок. А это значит, что надо объективно оценить соотношение своего уровня притязаний и возможностей.

Проведенный анализ показал, что 2/3 уровня притязаний были обусловлены непродуктивной мотивацией доказать окружающим свое превосходство. Уровень притязаний был значительно выше имеющихся возможностей, что создавало внутриличностный конфликт. Необходимый объем работы для получения желаемого дохода сильно угнетал клиентку с установкой «быть пассивной». В итоге она практически ничего не делала, желаемого дохода не имела, превосходство свое показать окружающим не могла, поэтому была сильно фрустрирована.

Как только мы поняли причинно-следственную связь, внутриличностный конфликт ушел, уровень притязаний снизился, объем работы перестал казаться невыносимо большим (что способствует повышению активности).

Таким образом, исходный запрос «Как мне увеличить доход?» в ходе работы стал неактуален, и внимание было сфокусировано на том, чтобы осознать истинные потребности. Теперь задачей стало нахождение продуктивной мотивации для работы.

 Работа с метафорическими картами построена на основе техник А. Казанцевой «Ревизия» и «Денежка». Карты из колод «Приказания и решения», «Сценарий в действии», «Давным-давно».



Просмотров: 362
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Что такое истинная уверенность в себе и для чего она нужна?
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Что же такое самооценка и что она значит в нашей жизни?
  • Мультимодальная психотерапия: что это такое и почему она краткосрочная?
  • Что такое концепция, и как она формирует поле и реальность?
  • Психологическая помощь. Что это и кому она нужна?
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Что такое интуиция и почему она так помогает в жизни?
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Что такое консультация психолога и как она происходит?
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 2)
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 1)
  • Что такое профориентация и для чего она нужна?
  • Что такое супервизия, и для чего она нужна
  • От убеждения женщины, что она недостойна – в первую очередь пострадает её мужчина
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Перинатальная психология - что это и зачем она молодым мамам?
  • Что такое Гештальт – терапия и для чего она нужна?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь