Критерии опасного тренинга

Автор статьи: Станислав Шуда

В прошлой статье я писал о негативных тренингах, которых в наше время огромное количество. Людям интересны критерии, по которым неподготовленный человек может определить опасный тренинг.  

Оговорюсь, что стоит использовать данные критерии как рекомендации, при принятии решения. Не делайте вывод по одному критерию. Иногда, могут встречаться исключения – но их нужно рассматривать в каждом конкретном случае. Если будут вопросы по конкретным тренингам -  обращайтесь, смогу подсказать на что смотреть - решение, разумеется, примите сами.


В Институте судебной психиатрии им. Сербского о таких тренингах заявили: «Участие в таком обучении допустимо только под наблюдением врача-психотерапевта, что бы там ни говорили сами представители компании. Опасны эти тренинги тем, что дают жесткие, безапелляционные жизненные установки, действуют грубыми методами «перепрограммирования» психики.» 


Итак, о критериях(дабы не изобретать велосипед - данная статья - в о многом компиляция трудов православного миссионерского апологетического центра «Ставрос», и кандидата психологических наук А.Невеева, с моими собственными доработками):


1. Вначале смотрим на название. Он назван научными терминами или словами, которые можно объяснить? Есть ли в нем непонятные, абстрактные, но позитивные слова типа лидерства, успешности, эффективности, личностного роста? Данные критерии неизмеримы и не направлены на конкретику.
Если тренинг от организации, нужно выяснить какая организация проводит тренинг, кто является лидером организации, каков опыт её работы? Если вам заявляют, что тренинг проводит «Международная академия святого духа», «Институт света», «Академия парапсихологической наук», «Лаборатория эзотерического знания» и т. д., и т. п. – есть все основания насторожиться. 


2. Кто будет вести тренинг, непременно выяснить образование этого человека: базовое, дополнительное (обязательно высшее психологическое, желательно наличие учёных степеней и сертификатов). Насколько реальны регалии тренера? Насколько его образование и опыт соответствуют целям тренинга, его названию? Каков общий культурный уровень тренера? Насколько правильна его речь? Не ведет ли себя тренер странно? И есть ли отзывы о неадекватном поведении тренера «за кадром» (Зачастую, такие данные не сложно найти в интернете). Если тренер не может предъявить релевантного высшего образования или заявляет, что образование и квалификация – это глупость, и он давно перерос этот уровень, или просто объявляет себя успешным бизнесменом, который решил поделиться секретами успеха, то, скорее всего, этот тренер ведет опасный тренинг. В то же время, наличие регалий, образования, членства в каком-нибудь обществе или академии, к сожалению, в нашей стране ничего не гарантирует: регалии могут быть фальшивыми.(Либо т.н. академия выдавшая диплом – может быть элементарно выдумана – я лично сталкивался с такой ситуацией). Не исключаем возможность и самородков, людей начитанных - здесь просто важно быть внимательным.


3. Личность тренера и ведущего. Если ведущий тренинга доктор физических наук, прошел двухмесячные психологические курсы, а в процессе тренинга использует например методы давления на эмоции, есть все основания сомневаться в экологичности тренинга. У психологов практикующих сомнительные методы, есть тенденция избегать научные конференции, форумы и вообще – «птичьего» языка науки. Отметьте заявления, типа: «они теоретики, а я практик, я приношу реальную пользу - лечу людей», «наука закоснела, она несостоятельна, пришло время новой психологии, новых людей». Если тренер считает себя разработчиком собственной теории, направления, либо концепции – спросите, насколько она обоснована, признана ли в научных кругах (если да, то кем) и на работах каких авторов зиждется. Так как основы фундаментальной психологии (социальной, личностной, возрастной и т. д.) заложены, практически невозможно создать собственное направление (школу, теорию), не опираясь на их опыт. Изолированная от научного знания теория, концепция личности и т. п., скорее всего, говорит о ее несостоятельности, намеренном дистанцировании. Если автор приводит в качестве фундаментальной базы своего психологического направления авторитетные религиозные труды (Библия, Веды и т. п.), нередко на них ссылается, стоит учесть, что немалая часть утверждений священных писаний абстрактна, не определена и не исключено их искаженное толкование.


4. В рамках какой психологической школы проводится тренинг (гештальт-психология, трансактный анализ, психосинтез, драмтерапия, психоанализ и пр.)?
Запомните, что такие науки как парапсихология, трансцендентальная психология, эзотерическая психология и т. п., научной психологией не признаны, так как научно не обоснованы, не имеют четкой парадигмы, методологии, не соответствуют критериям научности.
Насколько глобальную сферу затрагивает тренинг? Успешность вообще? Лидерство вообще? Привлекательность вообще? Адекватный тренинг будет направлен на что-то конкретное (работа со страхами, с эмоциональной сферой и т. д.) Абстрактные слова о «счастье», «мира во всем мире», «путешествии в глубины своего Я» и «самосовершенствовании» - должны вызывать подозрение.


5. Манера ведения мероприятия. Как ведет себя тренер: держит ли дистанцию? Разжигает ли эмоции и иррациональное реагирование? Разжигает ли ненависть к какому-либо объекту? Если Вы ответили «да» хотя бы на один из этих вопросов, то, скорее всего, Вы попали на опасный тренинг. Можно ли со стороны тренеров, во время тренинга можно ожидать директивных инструкций, подавления мнения участника тренинга, жёсткий контроль, манипуляции, провокации?
Если вам уверенно заявляют «нет», а процессе тренинга вы столкнулись именно с этими техниками, у вас есть право немедленно указать на обман, отказаться от тренинга, потребовать возмещения расходов. Обязательно уточните, действует ли в тренинге правило «стоп» (возможность «выключиться» из упражнения, возможность неучастия). Какую часть тренинга занимают мотивирующие речи тренера? Мотивирующие речи полны лозунгов, призывов, криков, нападок, накрученных эмоций и распаленных примитивных инстинктам – самосохранения, неприятия чужаков, секса, наживы и пр. Чем большую часть занимают мотивирующие речи, тем опаснее тренинг. Речи Гитлера были почти на 100% мотивирующими – никаких проверяемых фактов, только крики, взмахи руками и возбуждение эмоций и примитивных инстинктов!

 

6. В какой степени тренинг затрагивает Вашу личность? Переходит ли тренер на личности? Говорит ли о том, кем Вы являетесь и кем должны стать? Унижает ли Вас тренер? Оскорбляет ли Вас? Высмеивает ли Вас? Использует ли тренер групповое давление? Противопоставляет ли отдельных участников группе в целом?  Стыдно ли Вам за то, что Вы делаете и/или говорите на тренинге? Если Вы ответили «да» хотя бы раз, значит Вы на опасном тренинге.


7. Критикуется ли организация, проводящая тренинг и её лидер? Какими персонами и организациями? В чём суть критики? Насколько она обоснована? Как организация реагирует на критику и как относиться к критикующим ее персонам, организациям?


8. Отметьте заявления, типа: «И Иисуса вначале не признавали», «Все новое пробивает себе дорогу с большим трудом», «Некоторые сумасшедшие вообще утверждают, что мы какая-то секта», «Мы много раз предлагали ему пройти наши тренинги, чтобы убедиться в их эффективности, но он отказался…», «Есть люди, стремящиеся все опошлить, облить грязью, к сожалению, и мы стали их жертвой». Непринятие критики, попытки выставить людей критикующих организацию злыми, закоснелыми и т. д., говорят сами за себя. Ни один тренинг не может быть 100% эффективным?
Если вам, уверено отвечают «да, эффективен» – у вас есть повод насторожиться. Попросите обосновать эффективность.


9. Подписывают ли участники тренинга, перед тренингом какой-либо документ, если да – то в чем его суть? Можно ли с ним ознакомиться?
Есть ли там пункт вроде: «чтобы не произошло на тренинге, ответственность за все несет сам участник тренинга, он сам виноват во всех возможных эксцессах». Подписывают ли участники тренинга после тренинга документ о неразглашении информации о содержании тренинга. Если да – то почему? Иногда документа нет, но в группе принимается обязательное правило о неразглашении информации. Обычно это правило действует в терапевтических группах, в остальных случаях его использование обосновано редко. Если выясняется, что тренинг сугубо психотерапевтический, спросите себя - требуется ли вам групповая психотерапия? Групповая психотерапия – отдельный вид психологической практики, длящийся месяцами, порой годами, но никак не обходящийся 2-3-мя днями.


10. Бывали ли эксцессы с участниками тренинга во время (после) тренинга? В чём их суть? Было ли так, что человеку после тренинга становилось хуже? Почему это происходило? 


11. Часто ли во время тренинга люди плачут (рыдают), рассказывая о своих проблемах, не случалось ли массовых истерик (рыданий), психотических срывов? Если да, то по какой причине они происходили и насколько оправданы?
Сколько длится тренинг? Требуется ли на время тренинга покинуть Ваше место жительства? Ограничивают ли Ваш сон, питание, контакты с друзьями и родственниками, с внешним миром? Обычно для лучшей психологической обработки человека его стараются изолировать от привычных контактов и изъять из привычной среды. Что Вас заставляют делать? Приходится ли Вам совершать действия, смысл совершения которых Вам не понятен? Стыдно ли Вам и насколько сильный дискомфорт Вы испытываете при выполнении этих действий? Заставляют ли Вас сокращать дистанцию общения и взаимодействия с другими участниками: касаться их, обнимать, водить хороводы? Просят ли Вас снять одежду, принять вызывающую, унизительную, оскорбительную, детскую позу? Чувствуете ли Вы себя как игрушка в руках тренера? Если Вы ответили «да» хотя бы однажды, задумайтесь: скорее всего, Вы попали на опасный тренинг.

 

12. Чем обоснована сумма, которую надо уплатить за тренинг? Есть ли у тренинга следующие ступени, и какую часть среди них занимает тренинг, на который Вы пришли? Просят ли вас приглашать на тренинг своих друзей и знакомых, рекламировать его в Интернете? Если «да», то Вы попали на опасный тренинг, который является еще и тренинговой пирамидой.

В следующей публикации я подробнее распишу, почему есть люди, которым помогают тренинги пустышки и следование эзотерическим ритуалам. И о том, какой ещё обман используется в рекламе опасного тренинга.



Просмотров: 361
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Личностный тренер как способ продвижения тренинга
  • Что делать если тренинг или группа оказались не полезными? Инструкция по применению.
  • Тренинг по продажам? Скорее всего, вам нужно совсем не это…
  • Стоит ли доверять тренингу? Как определить опасный тренинг
  • Тренинг умер! Да здравствует тренинг!*
  • На какой тренинг пойти? Три типа.
  • Мой опыт трансформации после прохождения тренинга «Ребефинг. Перепроживая свое рождение».
  • Жизнь эмоций внутри тела. Работа участника тренинга
  • Сказка. Работа участницы тренинга Быть женщиной.
  • Можно ли научить продавать или всегда ли достаточно тренинга?
  • Как определить эффективность тренинга?
  • О вредных и полезных тренингах. Экологичность тренинга.
  • Жизнь длиной в тренинг. Тренинг длиною в Жизнь.
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Встреча с болезнью. (Работа участника тренинга)
  • Метафоры-Анекдоты для психотерапии и тренинга. Практики Невского А.В. Базовый уровень.
  • Творческий подход – залог эффективности командообразующего тренинга
  • Правила разработки инструментов для активного тренинга. Часть 1
  • Ошибки при выборе психолога или тренинга. Маркетинг впечатлений в психологической практике.
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • О программе тренинга Лидерство и Харизма ч.1.
  • Перехода подростка из школы в колледж посредством психологического тренинга
  • Нужна ли подростку релаксация? или Маленькая часть большого тренинга
  • Тренинг по теории Эрика Берна трансактный анализ, из книги «Игры в которые играют люди».
  • Лабилизация. Как увеличить эффективность тренинга.
  • Методическая разработка профориентационного тренинга для подростков (и не только)
  • Упражнения для тренинга от немецких гостей
  • Как выбрать для себя подходящий тренинг?
  • Как принять его таким, какой он есть, если не принимается??
  • Моя любимая работа - ведение тренинга.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь