|
Нужна ли подростку релаксация? или Маленькая часть большого тренингаАвтор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
— А почему ты весь мокрый и грязный? — Я подросток, это нормально. Трансформеры Вот уже 5 лет в рамках ОДОД на базе ГБОУ СОШ Колпинского района Санкт-Петербурга я веду «Тренинги для подростков». Возраст от 14-17. Когда-то сам тренинг вырос из моей дипломной работы и обозначался как «Тренинг креативности». Надо сказать, что еще 5 лет назад такая тема как тренинг, да еще и психологический, была не очень понятна населению, но надо отдать должное подросткам, как тем, кто в отличие от взрослых гибкости не утратил и проявляет особый интерес ко всяким новшествам, уже тогда у некоторых из них, хоть и смутное, но представление о тренинге было. Тогда в самом начале, упражнения тренинга были главным образом направлены на развитие креативности – вербальной и невербальной, но впоследствии тренинг расширился, и в него были включены упражнения на развитие коммуникативных навыков и сензитивности. год 2014 начало Опыт был новый и для детей и для меня. Психологический тренинг в школе… Не все и не сразу получалось. Дети, дорвавшись до свободы самовыражения, выходили порой, словно река из берегов и если честно, сдерживать я их не торопилась. Но это поначалу. До тех пор пока не стала ловить себя на том, что я начинаю выходить из берегов. И тогда мы говорили. Говорили и насколько могли открывались. Надо сказать, что «говорить» и «быть услышанным» были очень важными для подростков потребностями, но приходилось соблюдать регламент, хотя каждый хотел высказаться и тогда мы говорили о том, чем недовольны и что нас не устраивает в коммуникации с тем или иным участником тренинга. В основе тренинга были различные виды упражнений, которые поначалу ребята воспринимали в первую очередь как возможность собственно поиграть, пошалить, выразить себя и конечно взаимодействовать. Но потом стали появляться эмоции – слезы, гнев, неприязнь, раздражительность и конечно смех, сочувствие, а за ними были откровения о том, что случилось за день в школе и о том, за рамками школы… Это сближало. В такие моменты даже очень разношерстные дети становились группой, группой со своими секретами. Ребята были разные и группы соответственно тоже. Кто-то раскрывался больше, а кто-то и вовсе не спешил, но, не смотря на «странности» они очень медленно принимали их друг в друге. Мы писали правила и нарушали их, замечая «ошибки». И снова и снова учились говорить. И не всегда ребята осознавали зачем эти упражнения, но из года в год, пройдя свой тренинговый путь, спрашивали «А в этом году будет тренинг?». Так они напоминали мне, оказавшейся в непростой роли одновременно и учителя и ведущего тренинга (где и я открывалась им с иной стороны), что тренинг им нужен. С самого начала разработки тренинга, я поставила обязательную задачу делать релаксацию. Вот это настораживало ребят больше всего, ведь надо было закрывать глаза, чувствовать и проживать и понимать при этом, что другие могут открыть глаза и увидеть сидящего напротив. Но с самого начала, я поняла, что не ошиблась, сделав ставку на релаксации. В первый год особое значение она имела для девочек, которые не ленились приносить с собой пледы и устроившись поудобнее, релаксировали в свое удовольствие. Мальчишкам она далась не сразу. Им сложнее было закрывать глаза и они то и дело пытались произвести впечатление шутками. Каждый год собирались разные группы и весь тренинг и релаксация шли по-разному. Упражнения были те же, а вот то, как все проходило было так неодинаково, как и дети. Позже появились мальчики, которые ждали релаксации. Собирались вечерами. Учебный день позади, а впереди еще общение с родителями, объемные домашние задания. Делились, выражали недовольство, обижались на преподавателей и снова говорили. Но во время релаксации все молчали. Несколько занятий и дети привыкали к чему-то непривычному и странному, но тому, что становилось «глотком воздуха» в безумном беге современности. На их юные плечи сваливалось столько задач и не только связанных с учебой. Общение с родными, со сверстниками, с учителями, с собой, с телом, которое ведет себя не так как раньше. Визуализации, которые подростки выполняли в релаксации, рождали в их сознании выдуманные миры или места, где они отдыхали (море, дача и т. п.). И это не случайно. За последние годы количество детей выезжающих загород на лето уменьшилось в разы. Человек (в том числе подросток) удалился от природы и стал искать утешения в мире фантазий. Ох, сколько их сейчас, сказочников и фантазерок. Работа работой, а отдых никто не отменял и в наш век информатизации. Так тренинг стал местом отдыха. И вот спустя пять лет я понимаю, как оказалась права, думая тогда, что рискую может быть напрасно, в том, что РЕЛАКСАЦИЯ НУЖНА подростку! Они уходят разные, бывает, что и подавленные, а некоторое остаются поговорить о том, что не отпустило, но чаще всего уходят посвежевшие и скинувшие груз порой таких недетских проблем! И я, провожая их после очередного занятия понимаю, релаксации быть в тренинге, она его неотъемлемая, хоть и не всегда понятная для участников, часть. Маленькая, но такая весомая составляющая!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|