|
Принцип Буратино - тренинг для подростковАвтор статьи: Рассказова Елена Викторовна
Принцип Буратино. Тренинг для подростков. Операциональные определения: Лексические понятия выдержаны в пределах компетентности аудитории Цель: развитие коммуникации и навыков бесконфликтного общения. Задачи: развитие навыков коммуникации, навыков бесконфликтного общения. Ожидаемый результат: Формирование навыков коммуникации, успешная социализация подростков. Используемые техники: коммуникативный тренинг. Содержание тренинга:
Продолжительность – 60 минут Количество занятий – 1 Размер и тип группы: открытая группа численностью 10-25 чел. Необходимое оборудование, оснащение: стулья, мячик. Библиография: 1. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: содержательные,организационные и методические аспекты ведения тренинговых групп / И.В. Вачков. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2007. – 416 с.2. Г 2. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер,2005. – 165 с.3. 3. Григорьева, Т.Г., Основы конструктивного общения: методическое пособие для преподавателей/Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева.– М.; Новосибирск: Изд-во Новосибирск. ун-та, 1997.–171 с. Основная часть 1. Организационный этап. Правила группы. Знакомство. Цель: формирование безопасной атмосферы работы группы. Ритуал приветствия. Объяснение правил группы. Цели и задачи тренинга Материальное обеспечение: доска или лист ватмана, маркер. Ведущий говорит: «Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе, и это самое главное. Что-то делать с собой мы можем здесь только при помощи друг друга. Наше общение и то, что мы внесем в групповое пространство, будет помогать пониманию себя. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые вызываем друг у друга, через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, есть несколько правил групповой работы. Предлагаю обсудить и принять эти правила». Ведущий записывает правила на демонстрационной доске, участники обсуждают и принимают их. Упражнение «Снежный ком» Цель: знакомство и снижение сопротивления участников. Инструкция: Члены группы сидят по кругу и передают мячик. Каждый называет имя того, кто передал мячик, и свое. Замыкающий участник называет имена всех сидящих в кругу, и свое имя. Можно повторить 2-3 раза. 2. Виды и средства общения. Приемы коммуникации. Информация о видах и средства общения Ведущий рассказывает, что виды и средства общения бывают вербальными и невербальными. Вербальное общение – это передача информации словами на понятном собеседнику языке. Если вас плохо понимают, значит – вы говорите не то, не так, не на том языке. Невербальное общение значительно обширнее вербального и включает всю информацию о человеке: его внешний вид, манера одеваться, поза, пластика, мимика, жесты, взгляды, тембр голоса, интонации и т.д. много говорят окружающим его людям. Рассказывает о пространстве общения, о том, как могут реагировать люди при нарушении их личного пространства, приводит в пример поведение людей в переполненном транспорте в час пик. Рассказывает про ошибки в общении, например, нарушение посторонним зоны безопасности и вторжение в интимную зону общения вызывает гнев и агрессию человека. Рассказывает, что есть коммуникативные приемы, позволяющие общаться без конфликтов. Упражнение «Похлопывающий массаж» Цель: разминка, раскрепощение, снятие запрета на телесный контакт; осознание чувственных переживаний от телесного контакта. Инструкция: Ведущий говорит: «Я предлагаю вам весёлую и освежающую игру-разминку. Встаньте, пожалуйста, в круг, и повернитесь налево, друг за другом. По моей команде начинайте мягко постукивать пальцами по спине своего партнёра. Это постукивание на слух должно быть похожим на лёгкий цокот копыт лошади, бегущей трусцой. Начинайте такое постукивание от плеч и постепенно переходите по всей спине до пояса. Постукивать пальцами нужно поочерёдно то правой, то левой рукой (2 мин). Можно массировать осторожными похлопываниями ладошками. А теперь повернитесь кругом (лицом к спине соседа с другой стороны). Продолжим! Рефлексия: Участники делятся своими впечатлениями, ощущениями, отвечают на вопросы ведущего. Выясняется, что похлопывания и постукивания не являются только актом агрессии и причинения другим боли. С помощью этого упражнения обнаруживаются другие возможности этих телесных контактов, например, можно сделать приятный массаж другому. 3. Принцип Буратино Ведущий объясняет, что есть очень простой способ выразить человеку недовольство его поведением, его поступком, и при этом не поссориться с ним - надо использовать принцип Буратино. Принцип Буратино очень прост: «Ты хороший, ты – Буратино, но сейчас поступаешь, как Карабас-Барабас». То есть вначале человека нужно похвалить, сказать ему комплимент, а потом сказать, что именно вам не нравится – не сам человек не нравится, а его поведение! Если начать с комплимента, то вас точно услышат. На фоне того, что вы признаете человека хорошим и говорите, что вы дорожите общением с ним, он готов выслушать ваши претензии без обиды. Но вначале проверим, умеете ли вы говорить комплименты. Упражнение «Мне нравится в тебе…» (комплименты) Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; повышение внутригруппового доверия и сплоченности группы. Инструкция: Ведущий предлагает рассчитаться на первый-второй и встать лицом к друг другу в два ряда. Теперь каждый говорит своему визави: «Мне нравится в тебе…» и перечисляет те качества, которые ему нравятся. Далее визави говорит: «Мне нравится в тебе…» После упражнения участники обсуждают его и отмечают трудности, вызванные необходимостью говорить комплименты. Некоторые участники уловили неловкость в выражении восхищения, а некоторым было сложно принимать комплимент. Ведущий обращает внимание каждого на систему сформировавшихся у него убеждений в отношении выражений своих чувств Упражнение «Принцип Буратино» Цель: конструктивный способ выражения своего недовольства. Инструкция: Ведущий предлагает добровольцу высказать кому-либо из присутствующих свои претензии по принципу Буратино. Ведущий при этом выступает «переводчиком», т.е. позитивно переформулирует высказывание добровольца, чтобы оно не было обидным и соответствовало заданию. Группа наблюдает. Просит участников поделиться своими чувствами и переживаниями: как вам было выслушивать претензию? Очень обидно? Терпимо? Почему? Вызывает следующую пару добровольцев. Дает участникам тренинга задание на дом: разговаривать с домашними по принципу Буратино, отследить эффективность, практиковать его в общении. Упражнение «Бумажные мячики» Цель: разрядка, навыки регулирования эмоционального поведения. Материальное обеспечение: старые газеты, малярный скотч (граница). Инструкция: ведущий разделяет комнату скотчем (граница) и говорит: «Возьмите по большому листу старой газеты, скомкайте и сделайте из него хороший плотный мячик. Разделитесь на две команды и встаньте в две линии так, чтобы расстояние между линиями составляло примерно 4 метра. По моей команде вы начнёте бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», все прекращают бросаться мячами. Выигрывает команда, на чьей стороне окажется на полу как можно меньше мячей. И не перебегайте через разделительную линию! Приготовились! Внимание! Начали!». 4. Этап завершения. Упражнение «Твой прекрасный сад» Цель: релаксация, снятие напряжения. Инструкция: Сесть поудобнее и закрыть глаза. Сделать глубокий вдох и выдох. Представить, что вы входите в заброшенный сад. И становитесь его садовником. Вам хочется очистить его от мокрых листьев и веток, вы берете грабли, садовые инструменты и начинаете свою работу. Вы подстригаете разросшуюся траву и срезаете старые ветви. Заглядываете в каждый уголок сада и везде наводите порядок. Сажаете новые цветы и кустарники, самые-самые разные. Сад наполняется прекрасными звуками: вы слышите жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, потаенный звук глубокого покоя. Этот покой обновляет ваши чувства. Вы ощущаете свежий запах сосны, чистого воздуха, благоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов… Вы можете навсегда остаться в этом саду, он так много дарит в благодарность за маленькую заботу. Этот сад совершенен, и вы можете прийти в него в любое время. Он цветет в вашем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы. Ещё раз несколько раз глубоко вдохните и выдохните, ощущая аромат воздуха. Медленно откройте глаза. Этот сад остался с вами, он дарит вам свежесть чувств и благоухание цветов, прекрасные звуки природы, и вы – его садовник. Завершение занятия, ритуал прощания. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|