|
Дисциплина и детское творчество. Комментарии в детско-юношескую газету "Литературный клубок"Автор статьи: Григорян Лиана Ваниковна
Творческая деятельность, действительно напоминает хаос, поток, полет фантазии, ее можно сравнить с космической энергией. А дисциплина у многих ассоциируется с несвободой, рабством, каторгой. И тогда, правда, непонятно как сочетать несочетаемое? На самом деле, дисциплина и организованность - лучшие друзья вдохновения и творчества. Попробуем разобраться. Советский и российский психолог Я. А. Пономарёв выделяет в процессе творчества 4 стадии. Первая стадия подготовительная на ней мы формулируем задачи и пытаемся их решить. Вторая и третья стадии связаны с процессами интуиции и бессознательного, которые невозможно понять и объяснить сознательно. По сути, вторая и третья стадия – тот самый хаос и космос, о которых мы говорили в начале. На этих стадиях мы не можем объяснить как, строчка за строчкой, в нас рождается поэзия, или, почему мы рисуем именно этот образ, почему тело выбирает именно эти движения в танце. Очень часто бывает, что творческая находка приходит в минуты отдыха, когда мы переключаемся на другие дела или погружаемся в сон. Четвертая стадия – реализация решения, окончательное оформление идеи. Чтобы произведение - картина, стихотворение, танец, - расцвело и заиграло красками, творцы оттачивают каждую деталь, добиваясь блестящего результата. Нередко на доведение до окончательного вида требуются дни, а то и месяцы. Вот именно на этой стадии если творец не будет дисциплинированным, то вряд ли мы увидим продукт творчества. Дисциплина это скорее всего умение организовать свой труд с наименьшими временными затратами. Дисциплина изнутри. Это сложнее, чем следовать внешним правилам и порядку. Самодисциплина помогает пробираться через сложные препятствия на пути воплощения творческого продукта. Только дисциплинированный творец может преодолевать лень, страх и «не хочу». В книге «Путь к финансовой свободе» известный миллионер, бизнес-консультант и успешный писатель Бодо Шефер привел притчу: «Однажды я вместе с моим наставником зашел на кухню выпить кофе. Он взял кофейник и стал лить кофе на пол. Я отскочил в сторону, чтобы брызги не попали на меня, и заорал: «Постойте, постойте, ведь у вас же нет чашки!» Но тот невозмутимо продолжал лить кофе, а затем, взглянув на мое недоуменное выражение лица, спокойным и внушительным тоном произнес: «Видите ли, господин Шефер, этот кофе на полу очень похож на ваши попусту растрачиваемые таланты. Сколько бы у вас ни было кофе, но без чашки он не имеет никакой ценности. Точно так же и ваши способности ничего не стоят без дисциплины». Вытирая с пола кофейную лужу, я впервые понял, что дисциплина может быть рычагом для моих способностей и позволяет придать нужную форму тому потенциалу, который таится в человеке. Без дисциплины любой талант пропадает зря». - Когда, в каком случае это действительно может произойти? Как этого избежать? Часто, когда внутри себя нет организованности, когда не получается осуществить задуманное, именно довести до конца, находятся причины – помехи во внешнем: мешает дисциплина, навязанная снаружи. Это может звучать как: я не могу подчиняться правилам, невозможно творить из-под палки, ко мне не приходит вдохновение по расписанию. Как этого избежать? Делать дисциплину свободной, а свободу дисциплинированной. Взращивать самодисциплину и организованность внутри себя. - В каких случаях, где детям необходима дисциплина, а где она лишняя? Жесткие внешние правила поведения и ограничения, равно как и анархия в творчестве – лишнее. Успех развития творческого потенциала человека лежит где-то посередине, между дисциплинированностью и свободой. Творчества и вдохновения вам. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|