Дисциплина как путь к свободе

Дисциплина как путь к свободе

Одна из самых частых фраз, который детский психолог может услышать от родителей своих клиентов - "Он меня совсем не слушается!". И очень часто ситуация с дисциплиной в семье - замкнутый круг родительских просьб и детских отказов, в ходе которых и та, и другая сторона всё больше устают и в конечном итоге срываются друг на друга - а затем всё начинается по новой.

В этой статье мне хотелось бы амплифицировать само понятие "дисциплина", наметить основные стратегии работы с ней и предложить некоторые конкретные рекомендации.

Первая ассоциация - английское слово "disciples", "последователь", и одноименная компьютерная игра, в которой нужно было выбрать народ, следующий за тем или иным божеством - со своей идеологией, ценностями и методами.

Есть там Всевышний, опекающий справедливую Империю; есть Бетрезем, владыка жестоких демонов; Мортис и её орды нежити, одержимые жаждой мести и Вотан, бог гномов, которым нет дела до бед других народов.На этом примере мы видим, что личность, транслирующая правила, - это основа любой дисциплины; если она внушает чувство авторитета, уверена в своих решениях и правах, то мы с большей готовностью проявим послушание.

В то же время дисциплина бывает разной - как и в упомянутой игре, она может быть основана на родственном чувстве и уважении, а может на силе и жестокости; может закладывать идеи о взаимопомощи, сострадании и личностном росте, а может стимулировать человека идти по головам и добиваться своей цели любыми средствами.

Понятие дисциплины вызывает ассоциации с перилами на краю горной дороги, оберегающими путников от падения; с цепями узника или какого нибудь чудовища (вроде волка Фенрира из скандинавских мифов); с надёжным сосудом для алхимических преобразований или с гипнозом какого нибудь колдуна, сковывающим твою волю. Дисциплина может быть маяком посреди бушующего моря, а может - ледяным пленом; может быть вспаханной плодородной почвой, а может - иссушенной пустыней и скалами.

Я полагаю, что основное содержание конструктивной дисциплины - это:

  • чувство безопасности и надёжности
  • опора в сомнениях и неизвестности
  • необходимое условие осознанной свободы
  • основа роста и развития

Дисциплина - это договор людей друг с другом и каждого человека - с самим собой. В моей практике с детьми и родителями постепенно сформировалась определённая система работы с дисциплиной; основа её - четырёхшаговая модель, предложенная Ю.Б. Гиппенрейтер.

Первый шаг в установлении правил - принятие потребности и переживаний ребёнка, воплощённых в активном слушании ("Похоже, тебе этого очень хочется"). Второй - собственно, ограничение ("Но здесь/сейчас этого делать нельзя..."). Третий - объяснение ("Потому что...") и четвёртый - конкретные альтернативы ("Но ты можешь сделать это через 30 минут/в своей комнате и т.д.").

Идея в том, что любое поведение, нуждающееся в ограничении дисциплиной, - это сообщение о каком-то чувстве или потребности, которые важно услышать и которым нужно дать место. Если Вы готовы услышать Другого, он будет более расположен услышать Вас.

Далее ребёнку важно понять, что создание правил - это общее и важное для всех дело; поэтому стоит обсудить с ним то, что Вы предлагаете, спрашивая его мнение о смысле этих правил и давая возможность предложить свои. Особое значение имеет символическое закрепление этого договора в виде яркого, наглядного текста, который можно красиво оформить и повесить на видное место. Родителю это позволяет выйти из роли "карающего божества" и ссылаться на такой текст, как результат совместного с ребёнком решения.

Однако ребёнку также необходим инструмент для самоконтроля; им могут стать рейтинговая и бонусная системы. К примеру, можно повесить на холодильнике пять цветных листов и договориться, что каждый из них обозначает определённую степень соблюдения или нарушения обговорённых правил.

Порядок листов может быть таким:

  • Самый верхний - отличное поведение
  • Второй сверху - хорошее поведение
  • Средний - нормальное поведение
  • Второй снизу - не очень хорошее поведение
  • Самый нижний - плохое поведение

На листы крепится карточка с именем ребёнка (важно, чтобы он подписал и украсил её сам - это будет подчёркивать его личное участие), которая впоследствии перемещается по ним в зависимости от его поведения: выполнил правило или хорошо проявил себя - продвигаешься вверх; нарушил правило - спускаешься вниз.

Если детей в семье несколько, то подобная система будет подпитываться соревновательной мотивацией; однако к ней стоит добавить символические бонусы - например, наклейки или пуговицы - которые ребёнок будет копить и терять.

В конце дня можно проверять, на каком листе оказалось имя ребёнка и в зависимости от этого класть в его "копилку" (это тоже должна быть какая то особая коробка или тетрадка) соответствующее количество бонусов: допустим, самый верхний лист приносит два бонуса; второй сверху и средний - по одному; а нижние - ни одного.

По итогам недели можно устраивать символическое награждение того, кто набрал больше всех бонусов, а также договориться, что накопление определённого количества бонусов даёт право на какое то поощрение - и лучше, если оно будет не материального, а социального характера; то есть, выбрать место или мероприятие, на которое можно сходить, выбрать игру или занятие, в котором все поучаствуют и т.д.

Кроме того, крайние позиции рейтинга тоже можно связать с поощрениями и штрафами; допустим, если в конце дня ребёнок добрался до верхнего листа, то на следующий день у него будет больше свободного времени, а если он спустился на самый нижний лист, то, наоборот, его свободное время урезается или круг его возможных занятий ограничивается взрослым (например, можно только рисовать и читать; или можно играть только с определёнными игрушками и т.п.).

Важно, чтобы система поощрений и штрафов соответствовала следующим критериям:

  • они обговорены с ребёнком заранее
  • носят конкретный характер (если свободного времени станет больше, то на сколько; если я буду ограничен, то в чём именно и на какой период)
  • в большей степени социальны, чем материальны (так как поощрение в виде покупки игрушки может привести к эмоциональной отстраненности и манипуляциям)
  • связаны с приобретением и потерей чего то значимого для ребёнка
  • основаны на идеи о взаимосвязи прав и обязанностей (соблюдение правил - расширение свободы, нарушение правил - ограничение)

Дисциплина освобождает родителей от избыточного контроля, а детей - от навязчивой власти инстинктов; но помните о том, что дисциплина - это инструмент, который следует применять осознанно.



Просмотров: 464
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • Зарок "Если любить - можно потерять" .
  • Зачем "копаться в прошлом" или как этого можно не делать
  • Невыдуманная история про кильку в томате... или "может, хватит ее есть?!"
  • "А можно всех посмотреть?" или как выбрать карьерного консультанта?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Королем может стать не каждый: любить да не заиграться в "ваятельницу" идеального мужчины
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • Анализ сна: "На следующий день, после этого сна, меня предал близкий друг"
  • Можно развиваться в "-", а можно в "+", где же находится грань?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь