|
Дисциплина как путь к свободеАвтор статьи: Арсеев Иннокентий Иварович
Одна из самых частых фраз, который детский психолог может услышать от родителей своих клиентов - "Он меня совсем не слушается!". И очень часто ситуация с дисциплиной в семье - замкнутый круг родительских просьб и детских отказов, в ходе которых и та, и другая сторона всё больше устают и в конечном итоге срываются друг на друга - а затем всё начинается по новой. В этой статье мне хотелось бы амплифицировать само понятие "дисциплина", наметить основные стратегии работы с ней и предложить некоторые конкретные рекомендации. Первая ассоциация - английское слово "disciples", "последователь", и одноименная компьютерная игра, в которой нужно было выбрать народ, следующий за тем или иным божеством - со своей идеологией, ценностями и методами. Есть там Всевышний, опекающий справедливую Империю; есть Бетрезем, владыка жестоких демонов; Мортис и её орды нежити, одержимые жаждой мести и Вотан, бог гномов, которым нет дела до бед других народов.На этом примере мы видим, что личность, транслирующая правила, - это основа любой дисциплины; если она внушает чувство авторитета, уверена в своих решениях и правах, то мы с большей готовностью проявим послушание. В то же время дисциплина бывает разной - как и в упомянутой игре, она может быть основана на родственном чувстве и уважении, а может на силе и жестокости; может закладывать идеи о взаимопомощи, сострадании и личностном росте, а может стимулировать человека идти по головам и добиваться своей цели любыми средствами. Понятие дисциплины вызывает ассоциации с перилами на краю горной дороги, оберегающими путников от падения; с цепями узника или какого нибудь чудовища (вроде волка Фенрира из скандинавских мифов); с надёжным сосудом для алхимических преобразований или с гипнозом какого нибудь колдуна, сковывающим твою волю. Дисциплина может быть маяком посреди бушующего моря, а может - ледяным пленом; может быть вспаханной плодородной почвой, а может - иссушенной пустыней и скалами. Я полагаю, что основное содержание конструктивной дисциплины - это:
Дисциплина - это договор людей друг с другом и каждого человека - с самим собой. В моей практике с детьми и родителями постепенно сформировалась определённая система работы с дисциплиной; основа её - четырёхшаговая модель, предложенная Ю.Б. Гиппенрейтер. Первый шаг в установлении правил - принятие потребности и переживаний ребёнка, воплощённых в активном слушании ("Похоже, тебе этого очень хочется"). Второй - собственно, ограничение ("Но здесь/сейчас этого делать нельзя..."). Третий - объяснение ("Потому что...") и четвёртый - конкретные альтернативы ("Но ты можешь сделать это через 30 минут/в своей комнате и т.д."). Идея в том, что любое поведение, нуждающееся в ограничении дисциплиной, - это сообщение о каком-то чувстве или потребности, которые важно услышать и которым нужно дать место. Если Вы готовы услышать Другого, он будет более расположен услышать Вас. Далее ребёнку важно понять, что создание правил - это общее и важное для всех дело; поэтому стоит обсудить с ним то, что Вы предлагаете, спрашивая его мнение о смысле этих правил и давая возможность предложить свои. Особое значение имеет символическое закрепление этого договора в виде яркого, наглядного текста, который можно красиво оформить и повесить на видное место. Родителю это позволяет выйти из роли "карающего божества" и ссылаться на такой текст, как результат совместного с ребёнком решения. Однако ребёнку также необходим инструмент для самоконтроля; им могут стать рейтинговая и бонусная системы. К примеру, можно повесить на холодильнике пять цветных листов и договориться, что каждый из них обозначает определённую степень соблюдения или нарушения обговорённых правил. Порядок листов может быть таким:
На листы крепится карточка с именем ребёнка (важно, чтобы он подписал и украсил её сам - это будет подчёркивать его личное участие), которая впоследствии перемещается по ним в зависимости от его поведения: выполнил правило или хорошо проявил себя - продвигаешься вверх; нарушил правило - спускаешься вниз. Если детей в семье несколько, то подобная система будет подпитываться соревновательной мотивацией; однако к ней стоит добавить символические бонусы - например, наклейки или пуговицы - которые ребёнок будет копить и терять. В конце дня можно проверять, на каком листе оказалось имя ребёнка и в зависимости от этого класть в его "копилку" (это тоже должна быть какая то особая коробка или тетрадка) соответствующее количество бонусов: допустим, самый верхний лист приносит два бонуса; второй сверху и средний - по одному; а нижние - ни одного. По итогам недели можно устраивать символическое награждение того, кто набрал больше всех бонусов, а также договориться, что накопление определённого количества бонусов даёт право на какое то поощрение - и лучше, если оно будет не материального, а социального характера; то есть, выбрать место или мероприятие, на которое можно сходить, выбрать игру или занятие, в котором все поучаствуют и т.д. Кроме того, крайние позиции рейтинга тоже можно связать с поощрениями и штрафами; допустим, если в конце дня ребёнок добрался до верхнего листа, то на следующий день у него будет больше свободного времени, а если он спустился на самый нижний лист, то, наоборот, его свободное время урезается или круг его возможных занятий ограничивается взрослым (например, можно только рисовать и читать; или можно играть только с определёнными игрушками и т.п.). Важно, чтобы система поощрений и штрафов соответствовала следующим критериям:
Дисциплина освобождает родителей от избыточного контроля, а детей - от навязчивой власти инстинктов; но помните о том, что дисциплина - это инструмент, который следует применять осознанно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|