|
Санкционированные санкции: дисциплина без насилия.Автор статьи: Фаерберг Леонид Михайлович
Описание тренинга для родителей. Фаерберг Леонид Михайлович На современных родителей, как кровных, так и приемных, налагаются большие требования в области воспитания детей. При этом рекомендации специалистов зачастую оказываются достаточно противоречивыми и сложными. К этому добавляется выраженное давление общества, ближайшего окружения и социальных институтов, которое ставит родителей в ситуацию повышенного стресса. Одной из серьезных проблем современного родителя является множество противоречий в отношении того, каким образом наказывать детей, какую систему санкций возможно применить, как оценить серьезность проступков, как выработать желательное поведение и при этом не прибегать к эмоциональному или физическому насилию и не подвергнуться порицанию за подобные методы, и, что не менее важно, не испытывать груза вины. Предлагаемый тренинг, основанный на работе доктора Томаса У. Фелана "Воспитание без принуждения" позволяет участникам получить четкие представления о том, как гуманным образом пресекать нежелательное поведение и поощрять желаемое поведение у детей от 2 до 12 лет, какие типичные ошибки делает родитель, как восстановить эмоционально комфортную обстановку в семье и как улучшить отношения с ребенком. Тренинг предназначен для родителей, приемных родителей, опекунов, бабушек и дедушек, а также воспитателей и педагогов детей от 2 до 12 лет. Тренинг состоит из 5 встреч по 2 часа 1 раз в неделю. Используемые методы: лекции, дискуссии, интерактивная работа с аудиторией, ролевые игры, домашние задания.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА За последние десятилетия в рекомендациях специалистов превалируют гуманистические идеи о том, как следует обращаться с ребенком. Мы много говорим о демократическом и авторитетном подходе, учим родителей прислушиваться к ребенку, удовлетворять его психологические потребности, быть открытыми, слышащими и слушающими, общаться на равных. Наставниками, а не диктаторами. Взрослые, сами пережившие авторитарную модель воспитания в родительской семье, либо автоматически воспроизводят эту модель в своих семьях, либо, памятуя о неприятных эмоциях, наказаниях и сложных отношениях со своими родителями, принимают решение никогда не быть такими же жесткими, несправедливыми и эмоционально отстраненными, какими были их родители. Понятие "дисциплина" часто связывается с требовательностью, жесткостью, наказаниями, "принятием мер", ограничениями и разрушением отношений детей с родителями и педагогами. Однако действительность такова, что современным родителям негде получить инструменты воспитания, отличные от того, что было знакомо им по своему детству. И родители, простите за терминологию, "скатываются" либо в знакомую авторитарность, испытывая при этом чувство вины, либо в излишнюю либеральность, которая скорее может трактоваться как вседозволенность. Родителям предлагается огромное количество советов и пошаговых технологий, которые кажутся простыми и понятными при беглом ознакомлении, но практически никогда не бывают реализованы на практике. Большинство родителей, если они в принципе заинтересованы вопросами воспитания ребенка, в первую очередь хотят положительных отношений. Они хотят, чтобы дети их любили. И боятся дисциплинарных мер, потому что они могут эти отношения испортить. Мало того, на самом деле они также боятся, что какие-либо эпизоды их "воспитательной" работы, как повышение голоса, и, упаси бог, рукоприкладство станут известны за пределами дома и это может повлечь за собой не только осуждение, но и административные меры. Откуда же берутся родительские эмоциональные срывы? Как происходит, что даже самые положительно настроенные и ответственные родители часто переходят на крик, и даже могут прибегнуть к телесным наказаниям? Во-первых, это усвоенные привычки из своей родительской семьи и системы образования, где повышение голоса и применение угроз является привычным поведением. Во-вторых, в нашей культуре традиционно принято ругать, указывать на недостатки, исправлять «плохое» поведение, вместо того, чтобы выделять и поощрять положительное. В-третьих, с предыдущим утверждением связан тот факт, что взрослые вопиюще не осведомлены об особенностях возрастного развития детей, о специфике каждого возраста, его сензитивных периодах и о целях и задачах воспитания на каждом возрастном этапе и о конечной задаче воспитания. Соответственно родитель не может иметь достаточного представления о том, какова зона ближайшего развития ребенка и в каком направлении движется воспитательный процесс и в каком объеме должны присутствовать и выполняться те или иные требования. В-четвертых, это ошибочная установка о том, что дети - это маленькие копии взрослых, и они могут понимать разговоры и аргументы и полагаться в своих решениях и действиях на здравый смысл. В-пятых, еще одна ошибочная установка о том, что после проступка, невыполнения требования или отклонения в поведении должно последовать наказание, и это будет эффективно и предотвратит повторение нежелательного поступка в будущем. В-шестых, алекситимия, то есть неспособность определять свои и чужие эмоции, свойственная нашей культуре в целом, а так же рекомендации специалистов решать проблему немедленно, провоцируют родителей разбираться чаще всего на пике негативных эмоций и у родителя, и у ребенка. Эмоциональный накал препятствует конструктивному решению проблемы, в результате конфликт чаще всего заходит в тупик или переходит в более глубокую или затяжную форму. В-седьмых, дети обладают огромным арсеналом манипулятивных приемов, к которым они могут прибегнуть, для получения желаемого: от нытья и плача до шантажа и угроз, в том числе, угроз самоубийством, уходом из дома и сообщением в соответствующие структуры о том, что в отношении них применяется какое-либо насилие. Современный подход к воспитанию должен основываться на принципах понимания естественных особенностей развития человека на всех возрастных этапах и понимания сочетания возрастных и индивидуальных способностей и предъявления адекватных этим способностям требований. Неудивительно, что родители и воспитатели часто чувствуют свою беспомощность и именно беспомощность заставляет взрослого систематически испытывать разочарование и чувство гнева. Обычная схема возникновения гневной реакции у взрослого начинается с благого намерения убедить ребенка в неправильности его поведения и дать ему инструкцию по правильному поведению. Ребенок не усваивает или не принимает предлагаемую схему, родитель оказывается в тупике: как прекратить то или иное действие или как инициировать то или иное действие, если ребенок не приемлет аргументов? Схема выглядит так: «разговор – убеждение – спор – крик – (иногда) удар». Родитель либо не знает, что делать, либо доведен до такого состояния, что не способен трезво мыслить, либо имеет недостаточную способность контролировать свой гнев. В отдельных же случаях родитель не видит большой проблемы в том, что кричит на ребенка или применяет силу. После этого следует эскалация конфликта, чувство вины, чувство обиды и еще множество негативных последствий. Требуемый результат иногда тоже достигается: бывает, что родитель достаточно осознанно использует насилие, не потому что зол, а потому что после окрика или шлепка ребенок может действительно выполнить требование. Но средства не оправдывают себя при достижении поставленной цели: настроение испорчено, отношения страдают, страдают участники конфликта. Да и со временем у ребенка снижается чувствительность к такого рода воздействиям, возникает отчуждение и отдаленность между детьми и родителями. Для большого количества детей такие «меры» - это основной, если не единственный, способ получения родительского внимания. Поэтому на первом занятии с родителями разбирается конструктивность поставленных целей и задач воспитания, обсуждается желательность и нежелательность различных видов поведения детей и реакции и поведения родителей. Формулируются глобальные и ближайшие цели и задачи воспитания с позиций понимания возрастных особенностей. Понимание своих задач и уверенность в правильности выбранных приемов воспитания дисциплинирует мышление воспитателя и снижает накал негативных эмоций, высвобождая энергию на построение позитивных отношений с ребенком и создавая время и условия для положительного и конструктивного общения. Родителям дается домашнее задание понаблюдать за особенностями поведения ребенка, своего поведения, соответствия и несоответствия этого поведения и своих реакций поставленным задачам. На втором занятии родителям представляется собственно методика контроля нежелательного поведения доктора Т.Фелана, которая сама по себе не сложна. В тот момент, когда поведение ребенка становится нежелательным, родитель начинает отсчет 1, 2, 3. Если ребенок нежалательного поведения не прекращает, то его отправляют на так называемый тайм-аут, то есть временную короткую изоляцию в свою комнату или определенное место для тайм-аута, либо еще какую-либо альтернативу, связанную с ограничением деятельности, приносящей удовольствие. Многие и в этом усматривают насилие: дети, особенно младшего возраста, могут устраивать достаточно бурные сцены, что интерпретируется как страдание ребенка. Однако у тайм-аута гораздо больше преимуществ, чем недостатков: во-первых, не происходит насилия в оптимальном понимании этого слова, ни физического, ни эмоционального, во-вторых, родитель задает правила, нарушение которых приведет к определенным и оговоренным санкциям, и дети уже в достаточно маленьком возрасте в состоянии это понять и усвоить. Через некоторое время, длительность которого зависит от уровня развития ребенка, успешности понимания и применения тактики родителями и от степени запущенности дисциплины в семье, тайм-ауты как таковые практически уходят из употребления, потому что родителю становится достаточно просто обозначить, что поведение ребенка неприемлемо в данный момент и если оно не будет прекращено, то последуют известные и оговоренные санкции. Больше проблем возникает при определении собственно нежелательного поведения и пресечения желания некоторых родителей использовать этот метод как наказание или без должных на то оснований, просто чтобы подавлять неудобную инициативу. Именно эти случаи и дискредитируют метод. После второго занятия родителям рекомендуется наблюдать и отслеживать ситуации, в которых следовало бы применить счет и использование тайм-аута. Конечно, в абсолютном большинстве дети не так просто принимают введение в семейную практику технологии счета и тайм-аута. Они пытаются адаптироваться различными способами, многие активно пытаются манипулировать родителями, чтобы понять, что это за нововведение и каковы будут реакции родителей. Поэтому на третьем занятии разбираются типы манипулирования, используемых детьми. Это могут быть и приступы ярости, и угрозы, и подлизывание, и попытки выклянчить желаемое или прибегнуть к различным видам шантажа, и даже порча имущества. Родителей нужно обучить определению этих видов поведения и способов совладания с ними. Кроме того, родителям предлагаются «задачи», описывающие различные виды нежелательного поведения, осложненные ситуации, специфические ситуации, такие как детские ссоры, отказ сотрудничать и сопротивление со стороны ребенка, ситуации, когда конфликт происходит вне дома и так далее. Особого внимания требуют серьезные нарушения и проступки. Какой должна быть система наказаний? В основном родителям следует усвоить, что наказание, каким мы привыкли его видеть: крик, ругань, телесные наказания, изоляция, в абсолютном большинстве случаев неэффективно. Родителям предлагаются альтернативы наказаниям, такие как метод естественных последствий или компенсация ущерба. После четвертого занятия родителям рекомендуется начать применение метода на практике в семье. Вся описанная технология в первую очередь направлена на пресечение нежелательного поведения. Однако система счета 2-3-3 не подходит для использования с целью инициации желательного поведения. То есть это те действия которые ребенку следует или необходимо сделать. От своевременного подъема по утрам и явки в школу без опозданий, до выполнения домашних заданий, бытовых обязанностей или развития здоровых привычек. Использование технологии счета для инициации необходимого поведения также приводит к дискредитации метода. Инициация желательного поведение и поощрение его гораздо более сложный раздел воспитания, чем пресечение нежелательных действий. Здесь требуется не только знание определенных правил и закономерностей, но и изрядная изобретательность и психолого-педагогическая креативность со стороны воспитателя. На тренинге родители получают представление о том, что такое положительное подкрепление, а также о том, что такое обучение ребенка требуемому поведению и навыкам, и что такое зона его ближайшего развития. Положительное подкрепление – термин из поведенческой психологии. Традиционно наши дети хорошо знают, как нельзя себя вести, но имеют недостаточное представление о том, как нужно. Особенность восприятия любого живого существа в том, что оно стремится к комфорту. Когда мы постоянно ругаем и дергаем своих детей, им некомфортно с нами, когда же дети делают что-то хорошо или хотя бы как должно, они редко получают подтверждение правильности своих действий и своего поведения. Если мы отмечаем приемлемое поведение, постепенно уточняя требования, мы можем добиться значительных успехов в получении необходимого результата в поведении и навыках ребенка. При разборе конкретных ситуаций каждому родителю дается возможность продумать инструментарий поощрительных и обучающих действий в отношении своего ребенка. Дома родителям предлагается вводить в практику систему поощрений желательного поведения и действий ребенка. Когда родители получают стройную систему настройки дисциплины в своей семье, ожидаемым результатом будет не просто послушный ребенок. Дети остаются детьми, они будут шалить и пробовать получать различный опыт, испытывая границы. Но улучшив психологическую обстановку внутри семьи, выделив гораздо больше положительно окрашенного свободного времени, которое ранее было поглощено выяснением отношений и исправлением некачественно выполненных функций, у родителей должен появится ресурс для дальнейшего обучения в области детско-родительских отношений. На пятом занятии вводятся и объясняются такие понятия, как детское самоуважение, типы родительского воспитания, совместная деятельность. Подробно обсуждаются принципы активного слушания. Особое внимание стоит уделить вопросам родительской психогигиены. Родители не единственная роль и функция современного взрослого человека. Как совмещать все роли и функции – это вопрос, который необходимо поднимать систематически по мере взросления и социализации ребенка. В результате прохождения этого тренинга родители получат необходимые навыки и приемы, при систематическом использовании которых в семье улучшится эмоциональная обстановка, снизится количество конфликтов, появится база для решения возникающих конфликтов наиболее конструктивными способами. В семье появится больше времени и положительных эмоций для установления близких и понимающих отношений, совместного проведения досуга, создания поддерживающей и безопасной атмосферы не только для ребенка, но и для всех членов семьи.
Литература. 1. Томас У. Фелан "Воспитание без принуждения", - изд.: Минск. ООО "Попурри", 2005г. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Изд.: АСТ Астрель, Времена 2. - 2014 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? Изд.: АСТ Астрель, Времена 2 - 2014 4. Прайор К. Не рычите на собаку: О ДРЕССИРОВКЕ ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "СЕЛЕНА +" - 1995.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|