Тьютор – специалист, сопровождающий учащегося в процессе индивидуального обучения в конкретном образовательном пространстве. Тьютор выступает в качестве важнейшего связующего звена, посредника между образовательным учреждением и обучающимися. Он анализирует интересы и затруднения учащихся, отслеживает плюсы и минусы программы обучения.
Тьютор опирается на внутренний опыт, способности и мотивационную сферу учащегося, воспитывает индивидуальную ответственность учащегося за результат, удовлетворяет его индивидуальные интересы и запросы. Деятельность тьютора воздействует на эмоциональную и мотивационную сферу учащегося, в то время как преподаватель больше сосредоточен на формировании когнитивной сферы.
Какими личностными особенностями должен обладать тьютор для реализации эффективной педагогической деятельности? Если профессиограмма педагога разработана давно и является четкой и понятной, то профессионально важные качества тьютора – вопрос недостаточно изученный. Качественный тьюторинг предполагает соответствующие межличностные и педагогические навыки.
Профессия тьютора предполагает определенные требования к особенностям психических процессов и способностям (профессиональные способности, по В.В. Молчановскому): - Особенности внимания: способность к высокой концентрации и распределению внимания в зависимости от контекста. - Особенности восприятия: наблюдательность; эмпатия – понимание эмоционального состояния обучающегося, способность к сопереживанию. - Особенности памяти: владение техниками и приемами запоминания и воспроизведения информации. - Особенности воображения: способность к предвидению – умение прогнозировать последствия обучения. - Особенности мышления: развитое критическое мышление и интуиция. - Особенности невербального поведения: выразительная мимика, жесты, интонации, грамотная речь. - Способность вселять в обучающегося уверенность в собственных силах. - Способность находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся. - Открытость новому опыту и готовность осваивать новые технологии, готовность к апробации новых способов преподавания и обучения.
Важным для тьютора является владение техниками конструктивного общения: умение говорить с обучающимися «на равных», проявление уважения, подчеркивание общности, проявление интереса к их затруднениям.
Необходимые особенности характера тьютора: • толерантность – стремление понять и принять другого человека таким, какой он есть, терпимость к новым идеям и разногласиям; • гибкость мышления; • понимание чувств обучающихся, отзывчивость; • владение демократическим стилем общения с обучающимися; • эмоциональная уравновешенность; • порядочность, искренность, доброта.
Желательные особенности характера тьютора: • социальная активность; • уверенность в себе; • доброжелательность; • общительность; • чувство юмора; • простота в общении; • умение заинтересовать; • педагогический такт; • внимательность и др.
Помимо перечисленных личностных особенностей выделяют наиболее важные качества тьютора: виртуальная коммуникабельность, компьютерная грамотность, организаторские способности, педагогическое предвидение, профессиональная мобильность и эрудированность, психологическая гибкость, устная и письменная коммуникабельность.
Также тьютору необходимо уметь применять стратегию поддержки, чтобы помочь учащимся самостоятельно приобретать знания, умения и навыки. Он поощряет обучающихся узнавать новое, исследовать неизвестное, создает образовательную среду, способствующую развитию творческого мышления и навыкам решения проблем.
Статья опубликована на сайте https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=38662&showentry=8685
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.