Что такое школьный невроз?

 

Начался учебный год и многие семьи, в которых есть дети школьного возраста, столкнулись с такой серьезной проблемой как школьный невроз.

Школьный невроз — явление далеко не новое, но от него по-прежнему страдают миллионы школьников.

 

Что такое школьный невроз

 

Признаки школьного невроза:

  • очень сильное нежелание ребенка идти в школу

     

  • частые простудные заболевания

     

  • тревожность

     

  • плохая успеваемость

     

  • повышенная утомляемость

     

  • рассеянность, неспособность долго удерживать внимание на чем-либо

     

  • дисфория (устойчивое сниженное эмоциональное состояние)

     

  • раздражительность

     

  • психосоматические проявления (головные боли, тошнота, различные другие боли)

     

  • плохой сон.

     

Некоторые из этих признаков могут быть вызваны другими заболеваниями, авитаминозом и т. д., но, как известно, наша психика и организм находятся в очень тесном единстве друг с другом, и не всегда понятно — какое-то соматическое заболевание вызывает снижение эмоционального фона, болезненное состояние, ухудшение психологического самочувствия или, наоборот, тревога, напряжение, обида на учителя, другие негативные эмоции, которые испытывает школьник, вызывают у него заболевание.

Каковы причины школьного невроза? Они очень многообразны:


Конфликты и сложности адаптации в детском коллективе.

Не всем детям, старшим школьникам удается наладить хорошие, доверительные и дружеские отношения в школьном коллективе. Сейчас много пишут про буллинг — школьную травлю некоторых детей, но, помимо, собственно, травли, есть еще и другие проблемы: проявления открытой агрессии, отвержение (отказ от дружеского общения, отказ от включения в группу сверстников). Все эти проблемы и сложности могут переживаться ребенком очень тяжело, привести к страху перед школой, нежеланию туда идти, встречаться с одноклассниками, в конечном итоге — к школьному неврозу.

 

Конфликты с учителями

Другая сложная проблема, с которой, зачастую, сталкиваются школьники. Учителя - тоже люди и, к сожалению, не у всех из них хватает терпения, профессионализма, уважения к личности ребенка для того, чтобы эффективно и безболезненно для школьника разрешать сложности в общении, конфликты, оставаться объективными к успеваемости ребенка, не делить класс на «любимчиков» и «отверженных». Школьник может столкнуться и с проявлениями эмоционального насилия со стороны учителя.

Все это тоже не делает школу привлекательным местом. Нежелание идти на предмет конкретного учителя, учить его предмет, получать очередную двойку по этому предмету также может породить протест ребенка против школы, нежелание идти на уроки, пропуски уроков (иногда «подтягивая» сюда психосоматику — для оправдания этого пропуска).

 

Неуспеваемость

Плохие оценки, получаемые ребенком в школе, также не добавляют ему удовольствия от ее посещения. Плохая оценка — это унижение, школьник чувствует себя униженным перед одноклассниками, испытывает страх перед тем, что придется как-то оправдываться перед родителями.

Плохие оценки приводят к снижению настроения, нежеланию учиться. Возникает замкнутый круг: низкая оценка — плохое настроение и нежелание учиться — низкая оценка. Может даже возникнуть некая «интеллектуальная тупость» - при всем при том, что ребенок, в принципе, способен решить, например, математическую задачу, ожидание неудачи, обида на учителей, родителей и школу словно «тормозят» его, не позволяют запуститься интеллектуальному процессу, «включить» мышление для решения задачи. Это тоже проявление школьного невроза.

 

Экзамены, ЕГЭ

Страх перед экзаменами, особенно ЕГЭ, завышенные родительские ожидания, репетиторы, напряжение из-за высокой ответственности за провал экзамена — все это требует отдельного большого разговора. Отметим сейчас только, что речь идет о страхе — страхе провала, страхе разочаровать родителей (и поэтому потерять их любовь), страхе потери лица, в том числе и перед самим собой. Также то, что эти страхи у многих школьников создают колоссальное напряжение и, как следствие, многочисленные проявления школьного невроза.

Таким образом, мы видим, что ребенок в школе, зачастую, находится в состоянии хронического стресса, переживает массу негативных эмоций. Из-за того, что он не может справиться с ними, прожить и отреагировать эти эмоции, не справляется с разрешением школьных конфликтов, а также конфликтов с родителями по поводу школы — у него может начаться школьный невроз или какие-то его отдельные проявления. Качество жизни ребенка сильно снижается, вместо того, чтобы получать удовольствие и радость от жизни, проживать школьные годы как «светлую пору», он угнетен и страдает.

Разумеется, помощь родителей здесь незаменима. Очень хорошо, если они помогают ребенку справиться со школьными стрессами, могут поддержать ребенка и при плохих оценках, и при других сложностях. Однако часто чего-то не хватает: то ли времени, то ли специфической родительской компетенции именно в этих вопросах, то ли чего-то еще.

И тогда выходом, помощью для устранения школьного невроза, возвращения ребенка в позитивное эмоциональное состояние, улучшения его успеваемости становится помощь специалиста — психолога. Грамотный детский или подростковый психолог поможет школьнику разобраться со своими эмоциями, разрешить школьные конфликты со сверстниками и учителями, установить взаимопонимание между самим ребенком и его родителями. Результатом работы с психологом должно стать снижение тревожности ребенка, улучшение его самочувствия, повышение успеваемости.

Не всегда именно для повышения успеваемости хватит только помощи психолога, иногда понадобится и репетитор, но и помощь психолога здесь крайне важна.

Так что, моя рекомендация всем родителям — если вы замечаете у ребенка признаки школьного невроза, то не стесняйтесь обращаться к специалисту. Найдите хорошего, грамотного психолога, обсудите с ним то, как он поможет вам и ребенку справиться с этими проблемами и позвольте ему помочь вам.

 



Просмотров: 459
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок отказывается идти в школу. Феномен школьного насилия
  • Счастливый ребенок или как избежать школьного невроза.
  • Напутствие детского психолога перед началом школьного года
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Особенный ребенок в обычной школе. Заметки школьного психолога.
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи. Очень волнуюсь перед сексом. Мужские проблемы
  • Про "нежелание учиться" и другие школьные проблемы...
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Школьный возраст. Когда пора идти в школу?
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Обратная сторона вины родителей перед ребенком – злость и обида на собственных родителей
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Может ли появление ребенка решить проблемы супругов?
  • Успеваемость ребенка зависит от спокойствия учителя.
  • Причины школьного буллинга (травли) и решения данной проблемы
  • Битва" перед сном. Как наладить укладывание ребенка спать?
  • Школьный невроз у родителей
  • Есть ли у родителей обязательства перед ребенком? Да!
  • Посвящается родителям - прочтите перед утренником вашего ребенка!
  • Почему избавляться от невроза лучше всего перед Новым Годом?
  • Причины низкой успеваемости школьника или о чем говорят плохие оценки?
  • Хронические заболевания детей как следствие невроза родителей!
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Невроз ребенка. Опросник для родителей + рекомендации к действиям.
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив «Волшебный предмет»
  • Как выбрать хорошего воспитателя или учителя для своего ребенка?
  • Детский сад за и против (3): в детском саду могут подавлять ребенка
  • Только не будь в унынии и страхе, когда бывший муж решил забрать ребенка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь