Школьный невроз у родителей

Школу надо пережить (с)

Если у человека есть дети, а тем более, дети школьного возраста, то жизнь подчинена школьному распорядку. И для таких людей 1е сентября – не начало нового месяца, не начало осени, а начало нового учебного года.

И это значит, что родитель вместе с ребенком выполняют требования школы по режиму дня, выполнению домашних заданий и даже внешнему виду ученика. Не все родители и не все учащиеся легко встраиваются в эту систему. На проблемы с адаптацией ребенка к школе обратили внимание лет 20 назад и с этого же времени в школах появились психологи. Но глобально ситуация с обучением школьника остается сложной как для самого ребенка, так и для его родителей.

С 60-70ых годов ХХ века стали говорить о школьном неврозе как об устойчивой дизадаптации и стрессе, который ребенок испытывает в школе. Данный невроз проявляется в постоянной тревоге, страхах, сниженном настроении, плаксивости из-за необходимости посещать школу или из-за плохих отношений с конкретным педагогом. Часто такой невроз развивается из-за:

-конфликта с учителем;

-трудностях в общении и конфликтах с одноклассниками;

-врожденных особенностях нервной системы ребенка: утомляемости, тревожности, страхах, которые проявлялись и в дошкольном возрасте;

-особенностях воспитания ребенка в семье: попустительстве со стороны родителей, воспитании по типу «кумира семьи», непоследовательном воспитании, когда у ребенка не формируются навыки саморегуляции и нет четкого представления о приемлемом и неприемлемом поведении.

Стоит добавить, что склонность к развитию невроза может наследоваться от одного или от обоих родителей. Также проявления школьного невроза у родителей во время собственного обучения в школе, является фактором риска развития школьного невроза у ребенка.

Родители и семья ребенка являются той территорией, где должно быть тепло, безопасно и предсказуемо. Если отношения между родителями конфликтные, или у кого-то из родителей был негативный опыт учебы в школе, то вероятность появления школьного невроза у ребенка становится гораздо выше.

Что же такое «Школьный невроз родителей» (ШНР)? Я беру этот термин в ковычки, т.к. не уверена, что серьезная академическая наука занимается исследованием этой проблемы. ШНР проявляется в тревоге, опасениях за успешность собственного ребенка в школе, его успеваемость, отношения с одноклассниками и учителем (в начальной школе) или учителями в средних и старших классах.

В основе развития любого невроза лежит объективная невозможность изменить ситуацию и субъективное отношение к этой ситуации как к тяжелой или катастрофичной. Применительно к ШНР, могут появляться следующие мысли: «Мой ребенок идет учиться (в школу). Я его люблю и сильно беспокоюсь, как он сможет ладить с учителем и одноклассниками, сможет ли легко справляться с программой? Если мой ребенок будет не таким успешным, как я ожидаю, то это будет слишком тяжело для меня».

При возникновении классического невроза необходима травмирующая ситуация, в которой человек чувствует свою беспомощность. Современная российская школа в крупном городе является закрытой организацией, живущей по своим правилам и нормам. Тем более, что долгие годы идет реформа школьного образования, что тоже усиливает тревогу и неопределенность родителей. Невозможность контролировать ни школу, ни конкретного педагога, часто приводит к тому, что родители чувствуют свою беспомощность при взаимодействии со школой. И беспокойство только увеличивает уровень стресса, который с течением времени может переходить в хронический стресс и на его основе будет развиваться невроз.

Современная городская жизнь отличается высоким темпом и успешные (реализованные) родители в обычной жизни испытывают более высокий уровень стресса и без учета школьного обучения собственных детей. Такие родители ожидают или даже требуют высокой успеваемости, проявляют больше раздражения, чем тепла и поддержки к своим детям и все это запускает порочный круг развития невроза как у родителей, так и у детей. Успешным и активным родителям, устающим на работе, бывает трудно проявлять терпение и оказывать психологическую поддержку собственным детям. И, к сожалению, хорошие бытовые и материальные условия жизни при высокой занятости и переутомлении у родителей не способствуют появлению саморегуляции у детей и не учат справляться со своими трудностями.

Ребенок любого возраста, да и взрослый, хотят быть хорошим для своих близких и нуждается в эмоциональном принятии и психологической поддержке. Родителям с ШНР бывает трудно замечать незначительные успехи своих детей. Длительный стресс, а тем более невроз, сказываются на особенностях мышления человека. Также в результате переутомления взрослый может не замечать простые способы разрешения школьных трудностей ребенка. Может проявляться «черно-белое мышление», когда воспринимаются значительные улучшения и необходим только идеальный вариант разрешения ситуации.

Можно много писать о причинах возникновения ШНР и последствиях такого состояния для родителей и детей. Мне, как специалисту-практику, хочется сосредоточиться на актуальном вопросе, который регулярно возникает у моих клиентов: «Что с этим делать?».

1.К сожалению, невозможно выбрать идеальную школу. При этом стоит помнить, что именно родители обеспечивают безопасность ребенка. В случае возникновения сложностей у ребенка, учителя и администрация школы должны знать о позиции родителей. Не все трудности, которые возникают у ребенка в школе (даже в старших классах) он может разрешить самостоятельно!

2.Если при возникновении проблем и при попытках их разрешения с учителем (администрацией школы) ничего не меняется, то стоит подумать о переводе ребенка в другую школу. Перевод в новую школу стоит согласовывать с ребенком, особенно, если он старше 10-11 лет.

3.Необходимо учитывать особенности развития и здоровья ребенка. У любого человека большое количество врожденных качеств, например, активность, стрессоустойчивость, склонность к тем или иным предметам (часто она проявляется в возрасте 12-15 лет) и пр. Если у ребенка нет склонностей к занятиям спортом или аккуратности, и родители тоже не имеют этих качеств, то не стоит ожидать от ребенка выдающихся способностей в этих сферах. Возможно, через какое-то время у вашего ребенка проявятся собственные задатки.

4.Дети долго растут и формируются. Поэтому важно оставаться терпеливым и внимательным родителем. Распространенная рекомендация о том, что собственного ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был раньше. Темпы роста и успеваемость родителей, братьев, сестер и одноклассников могут существенно различаться. И сравнение возможностей собственного ребенка с другими только увеличит тревогу и не вызовет желания больше стараться. Стоит рассказывать, делиться своим школьным опытом: удачами, трудностями, тем, как вам удалось пережить школу и стать тем, кто вы есть.

5.Важно, чтобы к окончанию школы у ребенка было желание и силы продолжить обучение. Последние несколько лет начали проводить исследования по эмоциональному выгоранию школьников. Такие исследования проводятся в странах, где высокая интенсивность обучения, конкуренция между детьми начинается уже в школе и недостаток социальной поддержки. Особенности эмоционального выгорания школьников проявляются в том, что им трудно (или невозможно) учиться дальше и совершенно нет сил и мотивации для своей профессиональной реализации после школы.

Школьные годы являются временем взросления наших детей. Маленькие ребятишки вырастают, узнают и получают новые знания, они учатся выбирать себе друзей и ладить с разными людьми. В этот же период у них появляются стойкие интересы, которые могут стать будущей профессией. И даже первая влюбленность может приходиться на это время. Ребенок растет, взрослеет и решает множество задач.

Психологами доказано, что дети растут и получают собственный жизненный опыт подражая своим родителям. Характер и привычки родителей сказываются на воспитании и влияют на самооценку ребенка. Родительские тревога и неврозы будут транслироваться детям и влиять на их жизнь и становление характера. При ШНР стоит обращаться за психологической помощью, разбираться в причинах собственной тревоги и учиться с ней справляться. Дети нуждаются в мудрых, терпеливых и любящих родителях! Вложения в собственное психологическое благополучие вернутся улучшением качества собственной жизни, здоровья, гармонизацией семейных отношений и, конечно, благополучием собственных детей.



Просмотров: 257
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Поведение родителей, разрушающее благополучие собственного ребенка.
  • Невроз ребенка. Опросник для родителей + рекомендации к действиям.
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка.
  • Как заставить ребенка уважать своих родителей.
  • Как убить желания и интересы у ребенка. Анти инструкция для родителей.
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться: лицей, гимназия или обычная школа?!
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • Как пережить развод родителей. Событие глазами ребенка
  • Сепарация ребенка от родителей неизбежна и необходима
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Мышление ребенка и поведение родителей
  • Как эмоции родителей влияют на психику ребенка?!
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • Как слова родителей влияют на судьбу ребенка
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь