|
Лепешка с МАКом. Вкусный способ разобраться с проблемами в отношенияхАвтор статьи: Абдрахманова Александра Николаевна
Наверняка, многим уже известна замечательная психологическая игра "Лепешка". Эта игра открывает большие возможности для своих участников. В ходе игры можно отреагировать агрессию, научиться просить о помощи, обвинять и парировать обвинения в свой адрес, выдвигать требования, и уходить от их выполнения, наказывать и просить прощенья. Участники постоянно находятся в отношениях друг с другом, причем таких, что иногда даже можно превратится в лепешку! И все это реально, потому что фигурки изготавливаются самими игроками из пластилина. Я не буду рассказывать подробно о правилах игры, Вы можете без труда найти их в интернете. Я хочу поделиться своей версией проведения "Лепешки" с использованием метафорических ассоциативных карт. Итак, нам понадобится: лист бумаги или готовое поле самой игры, кубик, фломастеры, пластилин (для изготовления фигурок), колода МАК "Тотемные животные", МАК "Диксит" (но можно заменить на любую имеющуюся у Вас колоду). Шаг 1. Изготовление поля для игры и фигурок. Распределяем цвета фломастеров и пластилина. Лепим фигурки. Примечание. Для себя я решила - не ограничивать Клиентов лепкой только животных. Они могут лепить все, что захотят. Я вижу в этом дополнительную возможность для диагностики. Рисуем на бумаге путь - дорожку, на которую помещаем наши разноцветные домики. Шаг 2. Определяем очередность хода. Первым ходит самый младший игрок, либо тот, кто выбросит самое большое количество точек на кубике. Игра начинается! А вот далее в ход вступают некоторые изменения и метафорические карты. Шаг 3. Если в домик попадает "чужак", хозяин, прежде чем впустить его, спрашивает "Кто ты?" (или "Какой ты?"). Ответ на этот вопрос гость вытягивает в закрытую из колоды "Диксит" (или любой другой), подробно описывая карту. К своей колоде "Диксит" я добавила карты с иллюстрациями Pete Revonkorpi. "А как ты будешь себя вести в моем домике?" - следующий вопрос, который задает хозяин. Ответ также в закрытую гостю подскажет колода "Тотемные животные". Шаг 4. В связи с полученной информацией хозяин домика принимает решение - пустить или не пустить гостя. Есть и другие варианты: пустить, но с условием; пустить, но за поведение наказывать (изменив фигурку). У гостя также есть право выбора - он может не принять условие, и тогда передвинуть свою фигурку на тоже самое количество ходов назад. Шаг 5. Оказавшись в чужом домике, можно попросить его владельца превратить свою фигурку в Ангела, ведь только в таком виде можно выйти из игры победителем. Играем, набираем карты, пока не дойдем до финиша. Но на этом наша игра не заканчивается. У каждого игрока остается набор из карт с ответами на вопросы: "Кто/Какой Я?" и "Как я себя веду?". Шаг 6. Анализируем какие карты были неприняты друг другом, а какие пускались в дом, каким разрешалось войти с определенными условиями. Спрашиваем у игроков, так ли это происходит в реальной жизни. Шаг 7. Далее предлагаем поработать с непринятыми карточками. - Что объединяет (какое качество, свойство, особенность) непринятых персонажей? - Чем могут быть полезны непринятые карты? От чего положительного, вкупе с отрицательным, Вы отказались, не приняв этого персонажа в свой домик? - Просим участников придумать, что герои этих карт могли бы делать вместе с радостью и удовольствием. А теперь пример из практики. За консультацией обратилась мама по вопросу отношений с сыном-подростком. Дома бывают небольшие столкновения, когда Андрей не хочет выполнять мамины требования. Но в открытую он об этом не говорит, обижается и закрывается в своей комнате. Мама в ответ раздражается, кричит, потом испытывает чувство вины. Между родными людьми растет напряжение, которое, как выяснилось в ходе беседы, мешает обоим. Предлагаю поиграть в "Лепешку". Карты из "Диксита", которые вытянул в ходе игры Андрей:
Из колоды "Тотемные животные" Андрей вытянул: Обезьяна, Рысь, Мышь, Заяц. Мама не пустила в свой домик Обезьяну и Рысь, объясняя свое решение тем, что Обезьяна слишком шумная, а Рысь - хищная и может укусить. Карты, которые вытянула мама:
Андрей не пустил в свой домик Петуха и Волк. Он объяснил свой выбор, как это не странно: Петух - слишком громкий, шумный, а Волк - злой, может сделать больно. 1) Что объединяет непринятых персонажей? На этот вопрос мама с сыном отвечали хором: карты Андрея объединяет скорость, быстрота, и индивидуальность (и Обезьяна, и Рысь - животные, которые дружат только с себе подобными). Маминых животных объединяет лидерство и уверенность в том, что они - главные. 2) - Чем могут быть полезны тебе, Андрей, непринятые карты мамы? - Петух мог бы быть моим будильником, он мог бы мне подсказывать, что пора начинать или заканчивать какое-то дело. Точно! Он мог бы быть моим Хранителем Времени! А Волк может добывать пищу и защищать меня. - А тебе это необходимо?, - интересуюсь я. - Конечно, всем нужна защита и еда! Что ответит мама на тот же вопрос? - Обезьяна могла бы меня веселить, корчить рожицы, например. А Рысь может быть на страже, ведь у нее такой чуткий слух, она может издалека почуять опасность. 3) Что герои этих карт могли бы делать вместе с радостью и удовольствием? - Обезьяна и Петух могли бы дружить, они бы вместе могли дурачиться и веселиться. А Рысь и Волк могли защищать всех и вместе охотиться. В ходе разбора после "Лепешки", мы с этими замечательными людьми выяснили, что они действительно умеют играть вместе и дурачиться, и им доставляет это огромное удовольствие. Но в последнее время это редко случается, как им кажется, как раз из-за возникающих конфликтов. А еще они любят вместе ходить по магазинам за продуктами. Мама покупает, а Андрей потом несет до машины пакеты, и чувствует себя в этот момент сильным, как настоящий взрослый мужчина. Андрей поделился, что действительно, очень часто чувствует себя дома одиноким, а рядом с мамой - взрослым. Ведь она устает (помимо Андрея в семье еще 2 маленьких деток), он должен ее защищать, заботится о ней. Поэтому он не может в открытую сказать ей о своих обидах и злости, чтобы она не переживала еще и из-за него. А мама призналась, что часто в такие моменты она чувствует себя маленькой девочкой (как на картинках), которая заблудилась, и которой очень страшно. Вышли из кабинета они задумчивые, молчаливые, но при этом за ручку, как мама и сын.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|