Профориентация: для кого и когда? (часть 1)

Профориентация: для кого и когда? (часть 1)

Приблизительное время прочтения – 3 минуты

Вокруг много обсуждают вопросы профориентации. Если мы введем в строке поисковика в браузере слово «профориентация», то получим множество ссылок на различные онлайн-тесты, центры, предлагающие услуги профориентации и просто информационные сайты. Покопавшись еще немного, узнаем, что профориентация прописана в ФГОС, и что есть даже такая вещь как «ранняя профориентация», ориентированная на дошколят.

Мне бы хотелось поделиться своим видением ситуации и указать на наиболее важные моменты.

1. Когда стоит начинать профориентацию?

Профориентацию рекомендуют начинать с 14 лет, потому, что именно с этого возраста она становится возможна. Обоснованием этого тезиса является то, что в подростковом возрасте особенно активно идёт развитие мышления, речи, воображения и памяти, формируется способность к логическому мышлению, способность критично мыслить и планировать – все это делает потенциально возможным самостоятельный выбор, который может быть обоснован более содержательно, нежели простое «потому что потому»

Развивающееся логическое мышление позволяет:

  • Планировать (теоретизировать о будущем), а именно строить гипотезы, скажем, о своей будущей карьере, о будущем себе, и о том, как все это реализовать.
  • Познавать себя. Подросток развивает в себе способность смотреть на себя со стороны. Без неё, все планы – лишь фантазии, поскольку, когда мы пытаемся что-либо планировать – мы представляем себя в будущем, и соотносим свои планы со своими возможностями и индивидуальными особенностями.
  • Развитие логического мышления у подростка зависит от нескольких факторов:
  1. это врожденные особенности организации и функционирования нервной системы;
  2. состояние здоровья (в т.ч. имеющиеся поражения центральной нервной системы на различных этапах развития);
  3. наличие, либо отсутствие навыка;

Логическое мышление не появляется как бог из машины в подростковом возрасте – его развитие является потенциально возможным. Поэтому некоторые подростки уже с 11-12 лет удивляют родителей критическими замечаниями по разным поводам, а иные и в 18 с трудом способны планировать на неделю вперёд.

2. Интересы-интересы-интересы

Важнейший элемент профориентационной работы. Выявление сферы интересов и меры их раскрытия. Что же такое интерес в общем виде? Это направленность на некий объект внешнего мира и стремление с ним взаимодействовать, если говорить совсем просто. Проблемы со сферой интересов мы можем наблюдать в нескольких случаях: во-первых, в случае различных нервно-психических заболеваний, где страдает эмоционально-волевая сфера, во-вторых, когда мы имеем дело с проблемой детско-родительских взаимоотношений, и в-третьих, в случае несформированности необходимых навыков, а именно навыка интересоваться и умения быть заинтересованным.

В практической работе мы сталкиваться и с совокупностью этих факторов. Также не стоит забывать и про врожденные особенности индивида, к примеру, про то, что психологи и врачи-психиатры называют акцентуацией характера (заостренность определенных черт характера, вариант нормы). Так, в случае гипертимной акцентуации характера у подростка - мы обнаруживаем удивительное многообразие интересов при их крайней неустойчивости.

Что же касается каждодневной практики? Довольно часто приходиться слышать от родителей: «Ему (Ей) ничего не интересно!». В ходе общения выясняется, что подросток, не занимается спортом, не интересуется конкретными школьными предметами, не ходит на дополнительные занятия и вообще у него (неё) «…нет никаких хобби, кроме как в своем дурацком телефоне сидеть». Да, вместо всего вышеперечисленного - подросток с удовольствием сидит в социальных сетях, подписан там на группы определенных сообществ, общается со сверстниками. Но тогда вопрос не в отсутствии интересов – они есть, поскольку именно интересы направляют поведение подростка на развлечение и общение. Вопрос в содержательной стороне и глубине интересов.

3. Конечная цель профориентации – выбор.

Сознательный и критичный выбор человеком своего профессионального пути и связанной с ним учебной программы. Выявление способностей, интересов, склонностей – это лишь одна из задач профориентации, но никак не цель. И, естественно, что результат профориентационной работы не сводится к «это вам подходит, а это – нет», поскольку сразу дискредитирует первый тезис.

Исходя из первого пункта, мы можем сделать вывод. Ситуация, при которой ребёнок/подросток прошёл психологическое тестирование, он(а) сам(а) и его(её) родители были ознакомлены с результатами – лишь часть профориентационной работы, которую можно описать как диагностическую, но никак не вся профориентация.

Задачей специалиста является помощь в выборе, в самопознании, эмоциональная поддержка и сопровождение подростка в ходе обдумывания решения, но никак не выбор за него.

4. Кому нужна профориентация?

В профориентации есть такие понятия как объект и субъект профориентационной работы. В идеале – это один и тот же человек, просто в динамическом аспекте. Когда подросток первый (!) раз приходит на профориентацию, как правило это происходит в 8-9 классе, и обычно с подачи родителей – он(а) в полной мере являет собой объект профориентации. Подросток еще не знает себя, с трудом представляет, что он хочет и даже не до конца понимает, чего от него хотят родители, которые его на эту несчастную профориентацию привели. Наша цель, как отмечено в третьем пункте – помочь ему стать субъектом профориентации, т.е. тем, кто делает выбор, а не тем, за кого выбирают.

Вот первые пункты, на которые мне хотелось обратить внимание специалистов и родителей.

Если Вас заинтересовала статья, то я буду рад комментариям.

Подросткам и их родителям, желающим прийти на профконсультацию:

Чихачёв Игорь Вадимович,

клинический психолог, специалист по профориентации

тел: 8-921-745-97-04

ВК: https://vk.com/igor.chikhachev

 



Просмотров: 356
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда только одной лишь профориентации мало?
  • профориентация. когда начинать?
  • Когда подросток режет себя и специально делает себе больно
  • Кому она нужна эта профориентация? Любая профориентация - Абсолютное Зло.
  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • Профориентация. Осознанный выбор.
  • Профориентация подростка
  • Профориентация - выбор профиля обучения
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Профориентация молодежи. Влияют ли компьютерные игры на выбор профессии?
  • Профориентация: для кого и для чего?
  • Замысловатая история взросления: когда подросток зарабатывает больше родителей
  • Гипертимная акцентуация характера и профориентация
  • Как найти себя или Тонкости профориентации школьников
  • Трансгенерационный метод работы с лишним весом или в кого я ем, когда я ем как в не себя
  • Как найти себя. Профориентация
  • Что такое профориентация и для чего она нужна?
  • Профориентация учащихся с особенностями психофизического развития
  • Как карьерный консультант может помочь в профориентации?
  • Сложный подросток. Консультирование родителей. Часть 2
  • Подросток и современный подросток. Есть ли разница?
  • Может ли психологическая диагностика интеллекта помочь в профориентации?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Почему подросток «ничего не хочет» делать? Краткое руководство для родителей.
  • Посоветуйте тесты по профориентации для выбора профессии
  • Кому действительно нужна профориентация?
  • Психология профориентации или кем быть подростку?
  • Кем быть: Черты характера и его влияние на выбор профессионального пути
  • О профориентации замолвите слово...
  • Техника практической профориентации для подростков и потерявшихся взрослых



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь