|
Профориентация: для кого и когда? (часть 1)Автор статьи: Чихачёв Игорь Вадимович
Профориентация: для кого и когда? (часть 1) Приблизительное время прочтения – 3 минуты Вокруг много обсуждают вопросы профориентации. Если мы введем в строке поисковика в браузере слово «профориентация», то получим множество ссылок на различные онлайн-тесты, центры, предлагающие услуги профориентации и просто информационные сайты. Покопавшись еще немного, узнаем, что профориентация прописана в ФГОС, и что есть даже такая вещь как «ранняя профориентация», ориентированная на дошколят. Мне бы хотелось поделиться своим видением ситуации и указать на наиболее важные моменты. 1. Когда стоит начинать профориентацию? Профориентацию рекомендуют начинать с 14 лет, потому, что именно с этого возраста она становится возможна. Обоснованием этого тезиса является то, что в подростковом возрасте особенно активно идёт развитие мышления, речи, воображения и памяти, формируется способность к логическому мышлению, способность критично мыслить и планировать – все это делает потенциально возможным самостоятельный выбор, который может быть обоснован более содержательно, нежели простое «потому что потому» Развивающееся логическое мышление позволяет:
Логическое мышление не появляется как бог из машины в подростковом возрасте – его развитие является потенциально возможным. Поэтому некоторые подростки уже с 11-12 лет удивляют родителей критическими замечаниями по разным поводам, а иные и в 18 с трудом способны планировать на неделю вперёд. 2. Интересы-интересы-интересы Важнейший элемент профориентационной работы. Выявление сферы интересов и меры их раскрытия. Что же такое интерес в общем виде? Это направленность на некий объект внешнего мира и стремление с ним взаимодействовать, если говорить совсем просто. Проблемы со сферой интересов мы можем наблюдать в нескольких случаях: во-первых, в случае различных нервно-психических заболеваний, где страдает эмоционально-волевая сфера, во-вторых, когда мы имеем дело с проблемой детско-родительских взаимоотношений, и в-третьих, в случае несформированности необходимых навыков, а именно навыка интересоваться и умения быть заинтересованным. В практической работе мы сталкиваться и с совокупностью этих факторов. Также не стоит забывать и про врожденные особенности индивида, к примеру, про то, что психологи и врачи-психиатры называют акцентуацией характера (заостренность определенных черт характера, вариант нормы). Так, в случае гипертимной акцентуации характера у подростка - мы обнаруживаем удивительное многообразие интересов при их крайней неустойчивости. Что же касается каждодневной практики? Довольно часто приходиться слышать от родителей: «Ему (Ей) ничего не интересно!». В ходе общения выясняется, что подросток, не занимается спортом, не интересуется конкретными школьными предметами, не ходит на дополнительные занятия и вообще у него (неё) «…нет никаких хобби, кроме как в своем дурацком телефоне сидеть». Да, вместо всего вышеперечисленного - подросток с удовольствием сидит в социальных сетях, подписан там на группы определенных сообществ, общается со сверстниками. Но тогда вопрос не в отсутствии интересов – они есть, поскольку именно интересы направляют поведение подростка на развлечение и общение. Вопрос в содержательной стороне и глубине интересов. 3. Конечная цель профориентации – выбор. Сознательный и критичный выбор человеком своего профессионального пути и связанной с ним учебной программы. Выявление способностей, интересов, склонностей – это лишь одна из задач профориентации, но никак не цель. И, естественно, что результат профориентационной работы не сводится к «это вам подходит, а это – нет», поскольку сразу дискредитирует первый тезис. Исходя из первого пункта, мы можем сделать вывод. Ситуация, при которой ребёнок/подросток прошёл психологическое тестирование, он(а) сам(а) и его(её) родители были ознакомлены с результатами – лишь часть профориентационной работы, которую можно описать как диагностическую, но никак не вся профориентация. Задачей специалиста является помощь в выборе, в самопознании, эмоциональная поддержка и сопровождение подростка в ходе обдумывания решения, но никак не выбор за него. 4. Кому нужна профориентация? В профориентации есть такие понятия как объект и субъект профориентационной работы. В идеале – это один и тот же человек, просто в динамическом аспекте. Когда подросток первый (!) раз приходит на профориентацию, как правило это происходит в 8-9 классе, и обычно с подачи родителей – он(а) в полной мере являет собой объект профориентации. Подросток еще не знает себя, с трудом представляет, что он хочет и даже не до конца понимает, чего от него хотят родители, которые его на эту несчастную профориентацию привели. Наша цель, как отмечено в третьем пункте – помочь ему стать субъектом профориентации, т.е. тем, кто делает выбор, а не тем, за кого выбирают. Вот первые пункты, на которые мне хотелось обратить внимание специалистов и родителей. Если Вас заинтересовала статья, то я буду рад комментариям. Подросткам и их родителям, желающим прийти на профконсультацию: Чихачёв Игорь Вадимович, клинический психолог, специалист по профориентации тел: 8-921-745-97-04 ВК: https://vk.com/igor.chikhachev
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|