|
Профориентация. Осознанный выбор.Автор статьи: Лоик Александр Николаевич
Сегодня речь пойдет о профориентационном консультировании учащихся и их родителей. Поскольку именно они являются моей основной аудиторией и целевой группой в настоящий момент. Еще раз хочу уточнить, что я вкладываю в понятие профориентации: возможность осознанного выбора направления обучения в ВУЗе, исходя из личностных особенностей, предпочтений и интересов учащихся, его знаний, умений и потребностей. Исходя из этого определения, для того чтобы делать осознанный выбор направления обучения и, возможно, будущей специальности, желательно разобраться в следующих вопросах:
Ответив для себя на эти вопросы можно переходить к следующему этапу выбора:
И вот выбор сделан, пора переходить к активным действиям по подготовке и реализации данного проекта (поступления в ВУЗ). Ура! Вот он осознанный выбор в действии. Идеальная ситуация. А сколько людей делает подобный выбор таким образом? По опыту – единицы…
«Куда нам поступить?» «Какое направление выбрать?» Таким вопросом начинают задаваться, обычно, в классе 9-м, если школа предлагает какой-либо выбор по специализации и углублению обучения. Если же особой специализации нет, то задумываются о будущей сфере обучения только в 11-м классе, когда уже вот-вот пора будет писать ЕГЭ и подавать документы. В физико-математических, химических и других специализированных школах, гимназиях, предполагается, что будет сделан выбор исходя из специализации. А что если подобный выбор – ошибка, навязанная системой, учителями, родителями? Как молодой человек, обучающийся на физика-ядерщика будет относиться к своей школе или родителям (выбравшим для него школу и специальность), когда поймет, что не интересна ему вся эта наука. «Что я вообще здесь делаю? Зачем мне это нужно?» Вроде уже и поздно такие вопросы задавать, два года отучился. Но чем дальше, тем только хуже. И бросать обидно, столько времени потратил на это, а учиться не хочется, уже задолбало все это… Ошибки в выборе, такого плана, являются причиной кризиса во время обучения в ВУЗе. Результат подобных кризисов (если нет дополнительного внешнего мотиватора в виде наших родителей или внутреннего стержня) – бросание обучения; иногда, смена направления (если хватает решимости). И главное, есть кого винить в этом, ведь выбор был не мой, его сделали за меня: психологи, учителя, родители – вот оно «вселенское зло». Принятие осознанного решения позволяет подростку перейти на следующий уровень – не казаться взрослым, а быть им. Решение должно быть принято самостоятельно. И как любое важное решение, оно должно иметь под собой опору, обоснование. Ведь может произойти и такая ситуация. - Олечка, дорогая, уже скоро ЕГЭ будешь писать, куда бы ты хотела поступить? - Да я не знаю. Я подумаю. Вот Аленка, моя лучшая подруга, она пойдет учиться на дизайнера. Я, наверно, тоже с ней. И хорошо, если у этой «Олечки», есть хоть какие-то художественные данные… А то ведь и пролетит как «фанера над Парижем». А об альтернативе и не подумала. Что же делать? Или другой вариант. Есть художественные данные, и опыт художественной школы за плечами. Но эта «художка» уже так замучила… Поступила учиться на дизайн… интерьера, вот только лучшая подруга Аленка не смогла поступить, придется одной учиться. Ну что ж возьмемся за дело. Второй курс, начинаем интенсивно проходить программы по 3-D дизайну и графике. Как же так? У меня же компьютерных кретинизм, я не умею работать со всеми этими программами. Вот на листочке порисовать – это да, с людьми поговорить - можно, а к компьютеру я подхожу, только чтобы в контакте посидеть, хотя и для этого телефон есть. Как же быть? Ну пусть за меня кто-нибудь будет рисовать… «Отличный» профессионал, если будет учиться до конца... Который не готов и не хочет использовать современные инструменты для работы. Главное - море «удовольствия» от учебы и работы. Вариаций на тему может быть огромное количество. Но ведь как было бы прекрасно избежать всех этих: проблем, ошибок, неопределенности. А для этого нужно всего лишь:
Чего и Вам желаю! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|