Профориентация. Осознанный выбор.

Сегодня речь пойдет о профориентационном консультировании учащихся и их родителей. Поскольку именно они являются моей основной аудиторией и целевой группой в настоящий момент.

Еще раз хочу уточнить, что я вкладываю в понятие профориентации:

возможность осознанного выбора направления обучения в ВУЗе, исходя из личностных особенностей, предпочтений и интересов учащихся, его знаний, умений и потребностей.

Исходя из этого определения, для того чтобы делать осознанный выбор направления обучения и, возможно, будущей специальности, желательно разобраться в следующих вопросах:

  • Какой я? Каковы мои темпераментные, личностные особенности/черты?
  • Что я могу? Какие у меня есть способности, умения, навыки, компетенции? Что может послужить опорой в будущем? На что нужно обратить особое внимание? Какие у меня есть возможности для поступления?
  • Каковы мои потребности? Чего я хочу от обучения и будущей работы?

Ответив для себя на эти вопросы можно переходить к следующему этапу выбора:

  • Выбор направлений, соответствующих моей личности, интересам, особенностям.
  • Подбор предметов для написания ЕГЭ. Определение сильных и слабых сторон. Возможности и ресурсы для обучения.
  • Подбор ВУЗов обучающих на соответствующие направления и профили.

И вот выбор сделан,  пора переходить к активным действиям по подготовке и реализации данного проекта (поступления в ВУЗ).

Ура!

Вот он осознанный выбор в действии. Идеальная ситуация.

А сколько людей делает подобный выбор таким образом? По опыту – единицы…

 

«Куда нам поступить?»

«Какое направление выбрать?»

Таким вопросом начинают задаваться, обычно, в классе 9-м, если школа предлагает какой-либо выбор по специализации и углублению обучения. Если же особой специализации нет, то задумываются о будущей сфере обучения только в 11-м классе, когда уже вот-вот пора будет писать ЕГЭ и подавать документы. В физико-математических, химических и других специализированных школах, гимназиях, предполагается, что будет сделан выбор исходя из специализации.

А что если подобный выбор – ошибка, навязанная системой, учителями, родителями? Как молодой человек, обучающийся на физика-ядерщика будет относиться к своей школе или родителям (выбравшим для него школу и специальность), когда поймет, что не интересна ему вся эта наука. «Что я вообще здесь делаю? Зачем мне это нужно?» Вроде уже и поздно такие вопросы задавать, два года отучился. Но чем дальше, тем только хуже. И бросать обидно, столько времени потратил на это, а учиться не хочется, уже задолбало все это…

Ошибки в выборе, такого плана, являются причиной кризиса во время обучения в ВУЗе. Результат подобных кризисов (если нет дополнительного внешнего мотиватора в виде наших родителей или внутреннего стержня) – бросание обучения; иногда, смена направления (если хватает решимости). И главное, есть кого винить в этом, ведь выбор был не мой, его сделали за меня: психологи, учителя, родители – вот оно «вселенское зло».

Принятие осознанного решения позволяет подростку перейти на следующий уровень – не казаться взрослым, а быть им. Решение должно быть принято самостоятельно. И как любое важное решение, оно должно иметь под собой опору, обоснование.

Ведь может произойти и такая ситуация.

- Олечка, дорогая, уже скоро ЕГЭ будешь писать, куда бы ты хотела поступить?

- Да я не знаю. Я подумаю. Вот Аленка, моя лучшая подруга, она пойдет учиться на дизайнера. Я, наверно, тоже с ней.

И хорошо, если у этой «Олечки», есть хоть какие-то художественные данные… А то ведь и пролетит как «фанера над Парижем». А об альтернативе и не подумала. Что же делать?

Или другой вариант.

Есть художественные данные, и опыт художественной школы за плечами. Но эта «художка» уже  так замучила… Поступила учиться на дизайн… интерьера, вот только лучшая подруга Аленка не смогла поступить, придется одной учиться. Ну что ж возьмемся за дело. Второй курс, начинаем интенсивно проходить программы по 3-D дизайну и графике. Как же так? У меня же компьютерных кретинизм, я не умею работать со всеми этими программами. Вот на листочке порисовать – это да, с людьми поговорить - можно, а к компьютеру я подхожу, только чтобы в контакте посидеть, хотя и для этого телефон есть.  Как же быть? Ну пусть за меня кто-нибудь будет рисовать…

«Отличный» профессионал, если будет учиться до конца... Который не готов и не хочет использовать современные инструменты для работы. Главное - море «удовольствия» от учебы и работы.

Вариаций на тему может быть огромное количество. Но ведь как было бы прекрасно избежать всех этих: проблем, ошибок, неопределенности. А для этого нужно всего лишь:

  • Получше разобраться в себе.
  • И задуматься над образом будущего.

Чего и Вам желаю!



Просмотров: 317
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Профориентация - выбор профиля обучения
  • Выбор есть всегда, но это только наш выбор
  • Выбор стиля единоборства для детей как система обучения, зависящая от ожиданий родителей
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Если выбор уже сделан
  • Но выбор у нас есть и выбор труден
  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Зачем учиться в школе, ведь богатым от этого не станешь?
  • Когда есть Выбор - это Проблема
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Быть или не быть. А есть ли выбор?
  • Если пришло время делать выбор - сделай правильный! Мотивация клиентам и коллегам.
  • Что будет с миром если меня не станет? (пишу по просьбе моей клиентки)
  • Выбор направления психотерапии
  • Стань таким, как я хочу. Но меня принимай таким, какой я есть!
  • Стань таким, как я хочу! И прими меня таким, какой я есть!
  • Выбор направления жизненного пути.
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Алкоголик — человек, у которого есть выбор.
  • Выбор есть?!!!
  • «Выбор, есть ли он у каждого?»
  • Есть ли выбор не выбирать?
  • Гомосексуализм: есть ли выбор?
  • Выбор есть всегда
  • Нет правильного, есть выбор
  • Как его разлюбить (есть выбор???)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь