|
Сложный подросток. Консультирование родителей. Часть 2Автор статьи: Оксана Алексеевна Шумейко
Основных причин проблемного поведения подростка (от 9 до 17) всего 4. Я в ходе консультации предлагаю работать с диагностическими таблицами, так же привожу подробную инструкцию к ним: Итак.
Заметьте, что мы работаем не со всеми сразу сложностями, а именно с каким-то одним конкретным проблемным поведением.
Напоминаю, что мы сейчас выясняем скрытую причину, по которой ребенок себя плохо ведет в семье, для того, чтобы эту причину проблемного поведения обезвредить, а значит исправить поведение ребенка.
Итак. Вот первая таблица.
У вас есть проблемное поведение ребенка. Вы наблюдаете, как ребенок себя ведет. И в ответ на его поведение у вас возникают определенные реакции. Сейчас перед вами две колонки: «Действие ребенка и его поведение» и «Реакция родителей»
Поработаем с первой. Прочитайте представленные пункты в первой колонке и выпишите на свой лист (либо подчеркните) именно те, которые характеризуют поведение вашего ребенка, по записанной вами сверху проблемной ситуации.
Например, если вы взяли такое проблемное поведение ребенка, как – не выполняет домашние обязанности, например – не моет за собой посуду после еды, вы смотрите, что характерно для его поведения из левой колонки таблицы: Упрям? Да, упрям! – выписываете на свой лист (либо подчеркиваете) Часто спорит? Да часто спорит! – выписываете на свой лист. И точно так же по другим пунктам. Но если какой-то из пунктов таблицы не подходит, вы его просто не записываете на свой лист. Например, я дошел до пункта: Делает не то, о чем его просят, а все наоборот и понимаю, что этот пункт не подходит – ребенок так себя не ведет именно в этой проблемной ситуации – поэтому я этот пункт не переношу в свой лист.
Теперь переходим к правой колонке по такому же принципу.
У вас есть выбранное проблемное поведение ребенка, которое вы записали сверху вашего листа и вам надо выписать на свой лист (либо подчеркнуть) – то как вы реагируете в этой ситуации. Прочитайте все пункты из правой колонки таблицы и на свой лист выпишите (либо подчеркните) только те, которые подходят к вам.
Где-нибудь вверху поставьте №1. Это будет первая таблица. Помните, что у нас их 4.
Таблица 2
Третья таблица
Четвертая таблица
Расшифровка. Таблица №1 Борьба за власть, Борьба за власть – ребенку не хватает собственного влияния Он вам показывает кто главный. Что он сам прежде всего решает что делать и как поступить в каждой конкретной ситуации. Часто это происходит демонстративно.
Таблица №2 Привлечение внимания, Привлечение внимания – когда ребенку не хватает признания Ему необходимо поднять свою самооценку и увидеть от окружающих, что его ценят по достоинству.
Таблица №3 Месть, Месть – ребёнок защищается Он вам мстит и припоминает, он кипит или у него затаилась внутри обида на вас и при любом возможном случае он ее возмещает. Он знает за какие ниточки вас дернуть и успешно это делает.
№4 Уклонение Уклонение – ребенку нужно побыть наедине с собой Как это может выражаться в поведении, поступках? Он всячески закрывается от вас и не допускает, при этом отвечает дежурное – все нормально, все хорошо. И вот теперь когда выяснена причина проблемного поведения (опять делаю акцент на чётко сформулированной проблеме) психолог с клиентом выстраивает дальнейшую работу. Иногда бывает так (такое встречалось в моей практике), что родителю бывает достаточно понять причину, а дальше они сами решают проблему, в таком случае я своё мнение не навязываю, а иногда бывает, что родитель не соглашается с полученным результатом и в этом случае я так же своё мнение не навязываю, и работаю дальше... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|