|
Как принять смерть близкого человека.Автор статьи: Сергей Владимирович Усович
Как принять смерть близкого человека? Структура психологической работы: причины и цели, этапы и шаги, психические явления и их взаимосвязи. Немного предыстории ... Форма и структура этой статьи необычна. За годы практики, конечно же, обращались люди и по этой теме. Есть у меня и свой опыт встречи со смертью близкого. Однако, много более глубокое погружение в тему да ещё придавая форму результатам в виде последовательности слов я начал в апреле 2015. Толчком послужил вопрос, заданный мне женщиной в процессе психологической работы с нею. Название статьи - как раз и есть этот самый вопрос. Но намного более мощным стимулом, толкнувшим меня на куда большую глубину погружения, стало событие, произошедшее на одном из занятий тренинговой группы, длительную работу с которой я проводил на выезде в далёком от дома городе. В процессе работы группы я заметил у одной женщины некоторые проявления, как признаки кое-чего очень серьёзного внутри. После серии уточняющих и выявляющих вопросов выяснилось наличие психологической установки и мощного страха, дикой агрессии и ненависти в сторону любого человека именно в тех случаях, когда кто-либо узнаёт кое-что из её давнего прошлого. На самом занятии она так и не раскрыла содержание того болезненного прошлого и именно из-за боязни перейти в состояние агрессии и страха возненавидеть всех участников группы, включая, как она сказала и тренера. После чего она разрыдалась. Это занятие датируется январём 2016 года. Зная о взаимосвязях внутренних явлений я сразу понял, что уже много лет её гложет громадное чувство вины перед кем-то, а по логике связей, ещё и мощное осуждение и обвинение как себя самой, так и кого-то другого. Мне пришлось воззвать ко всем моим умениям, чтобы фактически уговорить её поработать со мною индивидуально, притом помня об агрессии в сторону любого, кто узнаёт её тайну. Как оказалось, её первенец, мальчик, будучи шести месяцев от роду сильно занемог и, проболев до двух лет, умер. И случилось это почти двадцать лет назад. Вскоре после горе-события она развелась с мужем, отцом ребёнка, а через некоторое время повторно вышла замуж и родила двух здоровых детишек. Но первые десять лет после события, даже будучи при муже и детях, она каждый день, как правило - ночью перед сном, заливалась слезами. Далее это тоже происходило, но уже не каждый день, а с годами и пореже. Работа с горем, болью, виной, обвинением, страхами и злостью этой женщины позволила мне ещё глубже разобраться в психоэмоциональных процессах, происходящих во внутреннем мире человека, оказавшегося в таких обстоятельствах. Причём сама то ситуация, хоть и длится аж 1,5 года, но всё же является событием внешней реальности, а потому происходит только однажды. А вот воспоминания, являясь уже событиями внутренней психической реальности, вращаясь по кругу, могут происходить множество раз, в эмоциональном капкане которых человек застревает на многие годы как в лабиринте без выхода и накручивая счётчик событий, переживая опять и опять одно реальное событие на внутреннем экране своей памяти и своего воображения. Причина, Мотив. Почему... и Зачем...? «Если в какой-то день ты не подумал о смерти своей, то ты прожил этот день впустую» - цитата глубоко мыслящего человека и писателя по имени Лев Николаевич Толстой. Эти слова я узнал когда ещё учился в школе. И они меня так сильно впечатлили, даже потрясли, что я много дней размышлял, стараясь понять сокрытый в них смысл. В тот памятный день я дал себе обещание: всю свою жизнь, каждый день напоминать себе о том, что жизнь моя конечна. Это означает, что именно каждый день нужно бы стараться жить. И не просто как то там лишь бы жить, а именно любить жить, обожать быть живым, восхищаться чудом жизни!!! Только так вообще и возможно познать: что такое - жизнь и что такое - смерть. А зачем? А затем, чтобы искажённое понимание этих двух явлений не мешало полноценному и гармоничному качеству жизни. Удивительно! Всего-то несколько слов. Но они кардинально повлияли на формирование моей личности и характера, и как следствие, на выбор направления жизненного пути, моих личных и профессиональных интересов. Для Кого проделан весь этот труд. Первая группа людей - Специалисты, работающие с людьми и психикой во всех её измерениях. Вторая - все те, кто когда-либо ранее или в настоящий момент столкнулся с горем утраты. Третья - все те, кто ещё не утратил, но уже понимает, что скоро это произойдёт, хотя регулярно всё ещё включает отрицание, вытеснение и подавление. Четвёртая - все те, кто ещё пока вообще не бывал возле всего этого даже на расстоянии, а это как правило, значит, что и не задумывался об этом глубоко (смотри цитату Толстого). Рекомендации. Для специалистов: содержание статьи - это как бы перечень нюансов, которые очень полезно, а по моему мнению, даже обязательно взять во внимание и учесть при работе с человеком. Так же и основа подготовки к психологической работе с нуждающимся в помощи. Для всех остальных: это хорошая основа для правильной подготовки к работе со специалистом, чтобы приходить на сеансы с чёткими и конкретными вопросами, имея понимание о том - что спрашивать, над чем работать, в каком направлении двигать и мысль свою и чувство. Процесс создания: как это было. Во что именно выльется соприкосновение с этой темой я тогда ещё не представлял. Поначалу я был движим желанием просто ответить на вопрос. Оно и понятно. «Вопрос-Ответ». Условный рефлекс по типу «Стимул-Реакция». Вопрос - это стимул. Ответ - реакция. Рефлекторная Дуга, наработанная ещё с младенчества. И вот, движимый дугой, я начал взаимодействовать с Полем информации, упакованной во глубинах Коллективного Бессознательного, как называл его Карл Густав Юнг. Я хотел просто дать ответ на вопрос, поэтому на первых порах я только прикасался, и то - лишь к поверхности поля. Но чем больше я прикасался, тем больше открывал новых деталей и взаимосвязей меж ними, и без которых ни понять самому, ни раскрыть и объяснить точно и ясно другому эту обширную и весьма сложную тему - невозможно. И в том случае, если вы практикующий психолог, то так же стоит понимать, что оказать полноценную психологическую помощь человеку, оказавшемуся в сложном внутреннем состоянии в связи с горькой утратой, будет весьма затруднительно. Дело в том, что без ясного понимания происходящих в таком состоянии явлений и процессов, а также их влиянии на эмоции, мышление и поведение человека, вряд ли может получиться выстроить эффективно работающую последовательность действий, вопросов, упражнений, практик. И вот он: выбор, с его развилкой. Или дальше плавать на поверхности, или всё же нырнуть под неё и пойти в глубину. Решение непростое, ведь тема сложная для разума, и для эмоций - никто не скажет, что приятная. Здесь каждая деталь - это психическое явление или процесс, которые вместе и создают психологическое состояние человека, его способы реагирования и поведения в таких печальных обстоятельствах, или даже всего лишь при воспоминании о них. Позвольте применить метафору. Всё сущее в Мироздании есть некое Целое, которое состоит из частей - деталек единого механизма жизни. Если какая либо деталь ломается, то нарушается и работа всего механизма. Любое условное Целое уже не может считаться целым, если какая-либо часть его сломана, или тем более отсутствует, ибо целостность, по факту, нарушена. Это похоже на пазлы. Если каких-то частей нет или неправильно составлены, то картина будет искажённой или не полноценной. А без «цельности» нет и «исцеления». Корень то один. И вот, чтобы достичь некоей условной цельности результатов исследования на заданную тему, а также будучи весьма дотошным в деталях, особенно, что касается психики человека, и к тому же имея развитый за годы навык распаковки информации, я сделал выбор в пользу погружения во глубину информационного поля, или моря. Зная как устроен человек, я понимал, что это будет ещё и погружение в пучину своих эмоций, чувств, воспоминаний. Не знаю точно, возможно ли вообще подготовиться полностью, но я хотя бы заранее настроил себя к тому, чтобы пережить массу неприятных ощущений. Но это обязательно и неизбежно, если хочешь излечить себя от страхов и мешающих хорошо себя чувствовать и жить установок и программ. Итак, я всё ж таки нырнул ... и даже глубоко … да и надолго. Время шло, ползло, бежало или текло, летело и неслось, во дне ином и в состоянии ведь восприятие его менялось. За всё время работы по этой теме я несколько раз то погружался, то всплывал, и надолго, чтобы выделить время на другие проекты. Самым длительным стало последнее погружение, длилось оно полгода по 14-16 часов каждый день, за редким исключением. Начинать такую работу всегда не легко. Но закончить - намного труднее. И я начал возвращаться из внутренней той глубины во внешнюю реальность 5 августа 2016. В тот день последнюю поставил в тексте точку. Трудности и сложности. Но только несколько дней и смена обстановки и деятельности помогли чувственно отсоединить себя от такой эмоционально сложной работы. Понятно же. Так устроен человек. Весьма сложно устроен. Любое прикосновение к реальности: и осязаемое, и визуальное, и слуховое, но также и любое воспоминание об этом прикосновении вызывает чувственный отклик, эмоциональный всплеск. Эта сложная система внутренних сигналов нам очень нужна. Она помогает нам делать выбор и не только в каждой ситуации, а вообще каждую секунду. Вовремя отслеживать сигналы и любые изменения состояния чувств - очень нужное умение. Помогает делать меньше ошибок в своём выборе любого действия, слова, мысли. Лично я учусь и тренируюсь каждый день почти всю жизнь свою. Кстати, в основе этой способности пребывает интуиция. Поскольку объём деталей, а именно психических явлений и процессов, что проявляются внутри человека под воздействием обозначенного события, оказался большим, то и описание всех этих явлений заняло очень много времени и большой объём текста. При изучении любого объекта и явления реальности, и особенно не имеющих видимой физической формы процессов психики, самая главная трудность - это вообще заметить происходящее явление и желательно с момента начала его проявления, да ещё увидеть, на что оно влияет и с какими другими взаимодействует. Для того, чтобы уметь всё это замечать нужны три инструмента. Первый - Знание Куда Смотреть. Второй - Знание Как Узнать Явление, это признаки его проявления и признаки отличия одного явления от другого. Третий - Сенсорная Наблюдательность. Их, конечно же, больше, но без этих трёх вообще мало, что получится, тем более хорошо. Цели такой работы и статьи. Чем большее количество и деталей и взаимосвязей между ними человек способен увидеть, тем более сложные явления человек способен понять, а при необходимости разъяснить другому; и как следствие - тем более ясными и понятными становятся мышление, речь и поступки его при взаимодействии с ним. И тем самым - сможет быть более полезным для других. Основная Цель такой работы: протоптать тропу, по которой любой желающий сможет пройти как сам, обогатив себя некоторым знанием о том, что делать внутри в таких обстоятельствах, но и в случае, если он специалист, то провести по ней нуждающегося в помощи. Зачем изобретать велосипед, если можно сразу сесть на него и поехать. Ну и, конечно же, дать сам ответ на вопрос человека, изначально его задавшего: как принять смерть близкого человека. Основные Цели создания статьи: обозначить все происходящие внутренние явления, которые хорошо бы учитывать при такой работе; выставить Указатели на тропе, чтобы идущий по ней видел, где и куда нужно повернуть, чтобы дойти до понимания и положительного изменения. И каков Результат. В виду того, что описание всего пройденного мною пути по объёму сильно выходит за рамки, допустимые для размера статей, я и решил просто обозначить и перечислить этапы и шаги, а заодно и найденные мною явления и процессы психики, которые хорошо бы, а может и обязательно, учитывать в работе по этой сложной теме. Совершенно понятно, что это только моё личное представление о такой работе. Итогом стала чётко оформленная последовательность этапов и шагов психологической работы. Причём всю дорогу я старался не выходить за рамки именно самой формулировки вопроса: как принять смерть близкого человека. Таким образом, основа методики - психолингвистика. И вот какое преобразование случилось: ответ на вопрос превратился в статью => статья выросла в книгу на 64 листа => ну а книга стала основой обучающего и терапевтического курса => оглавление книги стало именно той самой статьёй, что вы сейчас читаете.
Мои Надежды к читателям. Если в процессе изучения этой статьи читающий решит нырнуть поглубже и задумается о том, о чём раньше не размышлял, то это означает, что я свою работу сделал хорошо. В этом то и есть смысл моей жизни и деятельности. Заранее выражаю восхищение каждым, кто начнёт мыслить ещё глубже и шире. Однажды в интервью знаменитый актёр, продюсер, сценарист и режиссёр Джек Николсон сказал: «Ты не можешь изменить мир, но можешь заставить его мыслить». Лично я сам применил бы вместо «заставить» другое, более позитивное слово, но таковы уж правила для цитирования - все до единого слова должны быть на своих местах. Итак, далее - чётко и точно, в тезисах и формулах - явления, процессы и взаимосвязи, этапы и шаги пройденного мною пути исследования и внутренней психологической работы.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Введение. Подготовка психики и мышления к восприятию и психологической работе с темой смерти. => Причины Работы с темой смерти. => Зачем...? Цель такой работы. Что можно и нужно обрести и развить в себе. => Основная причина подготовки психики. => Как Мозг учится и перестраивается. Точность и Структурность информации. Детализация. Обучение - лучшая психотерапия.
ВТОРОЙ ЭТАП. Анализ Формулировки Ключевого Вопроса. Уровни Смысла. Распаковка Смысла и Понимания. ШАГ 1: Психическое Отражение - Восприятие, Отношение, Реагирование. Где проблема? => Два Вида Восприятия. Два Типа проблем. => Фундаментальная закономерность человеческой психологии. => Цель и материал психологической работы. => Уровни (Слои) Упаковки Смысла происходящей реальности.
ШАГ 2: Что такое Принять. Часть 1 - Определение Понятия.
ШАГ 3: Что на самом деле означает: Принять Смерть Близкого Человека.
ШАГ 4: Введение в Методику Распаковки Смысла, сокрытого в Формулировке. => Как исследовать формулировку. => Уровни, методы. => Постановка Цели. Куда Смотреть. Где Искать. В каком направлении Двигать Мысль.
ШАГ 5: Психо-синтаксический Уровень Смысла. => слово Как, слово Принять, слово Смерть, слово Близкий, слово Человек. Психо-синтаксический смысл каждого из них.
ШАГ 6: Психо-фразеологический Уровень Смысла. => Выявление смысла и понимания с помощью Методики Исключения Смысла. => Слово Как, Слово Принять, Слово Смерть, Слово Близкий, Слово Человек. Психо-фразеологический Смысл каждого из них.
ШАГ 7: Определяем Психо-активные смысловые Части Формулировки ключевого вопроса. => Смерть. => Близкий человек. => Смерть Близкого Человека. => Как Принять.
ШАГ 8: Определяем место и суть проблемы, что даёт увидеть формулировка. => Выявление, Обозначение и Формула Проблемы. => Итоговый Вывод Второго Этапа. Всё, что далее: это Понятийно-Психологический и Когнитивно-Поведенческий Уровни Смысла реальности, происходящей в измерениях, созданных формулировкой.
ТРЕТИЙ ЭТАП. Смерть Близкого Человека. Понимание Психологического Состояния. ШАГ 1: Жизнь и Смерть как Основа Существования Природы Мироздания. => Жизнь как Бесконечно-Вечный Процесс Существования Величайшего Всего. => Смерть как Стадия Процесса по имени Жизнь.
ШАГ 2: Умирание и Смерть: определения и классификации. => Что такое Умирание. Что такое Смерть. => Способы прихода смерти. Причины смерти. => Две Классификации: Позиция Смотрящего и Виды Смерти.
ШАГ 3: Свойства Психологического Состояния человека, переживающего смерть близкого. => Что означает Соболезновать. => Главные свойства психо-физического состояния. => Боль. Сигнал. Виды Боли. Отрицание как Механизм Защиты Психики от боли. => Страх. Базовая и древняя эмоция. Сигнал Самосохранения. Программа реакций. => Сложность устройства Психики. Призма Восприятия и Схема реагирования. => Психо-химия Механизма Действия процессов в случае смерти близкого. => Цикличность. Застревание и круговые вращения. => Тяжесть. Негативные Эмоции и Мысли, создающие тяжесть.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП. Структура Реагирования и Психо-состояния. Взаимосвязь Психических Явлений. ШАГ 1: Сильно Значимый Акцент. Смысловой Мост для Перехода. => Где и с Чем работаем. Взгляд изнутри внутрь. Внутреннее зрение.
ШАГ 2: Метод Аналогий: как через физическое понять психическое. => Три группы физических проявлений Способности Руки человеческого тела.
ШАГ 3: Психо-активный смысл понятия «Близкий Человек». => Понятие «Близкий». Что это вообще означает. => Психологическое Расстояние. Статус и Качество отношений.
ШАГ 4: Эмоционально-Чувственная Привязанность и Установка. => Что такое Привязанность. Определение. Значение. Функции. => Из чего соткана Привязанность. Эмоции и чувства. => Мысль Управляющая. Кто управляет Привязанностью. => Привязанность и Любовь.
ШАГ 5: Психо-активный Смысл понятия Ценности. => Что для человека является Ценностью. Как человек ценность придумывает. => Размеры Ценности. Виды Ценности: реальная и добавленная.
ШАГ 6: Психо-активный Смысл явления Потери. Что такое Терять. => Как происходит Потеря чего-либо. => Где может происходить Потеря. Разновидности Потерь. => Какие потери являются Трагедией, а какие только Испытанием. => Терять и Терпеть. Полезная заметка. Рекомендации.
ШАГ 7: Психо-активная Взаимосвязь Привязанности, Ценности и Потери. => Как Ценность взаимосвязана с Привязанностью. => Как Ценность и Привязанность влияют на реакции эмоций и чувств. => От чего зависит размер Чувства Потери и глубина Горечи Утраты.
ШАГ 8: Психо-активный Смысл Ценности человека и отношений с ним. => Что такое Ценность человека и как она формируется. => Кем является Близкий. Статус отношений. => Необходимая и Желаемая Ценности. Из чего состоят.
ШАГ 9: «...Сочувствую Утрате...». Как горькую утрату ''видит'' Психика? => Потеря ли, по определению - смерть человека? => Так какой же Утрате сочувствуют люди? => Обобщение всех Потерь от смерти близкого. => Ценность Человека и Смерть Человека. => Кто, что и сколько теряет.
ШАГ 10: Почему бывает Хорошо. Почему бывает Плохо. => Желаемое и Происходящее. => Дуальный Принцип выбора схемы реагирования. => Что такое самое худшее и болезненное.
ШАГ 11: Сканирование, Коррекция и Сигнальная Система: боль и страх. => Программы Сканирования реальности и Коррекции движения. => Что такое Боль и Страх, и как они воздействуют на Психику. => Как боль и страх взаимосвязаны с Привязанностью и Ценностью. => Как боль и страх взаимосвязаны с Потерей и чувством Утраты.
ШАГ 12: Почему же Больно. Первопричина психологической Боли. => Из чего созданы сами эмоции, чувства и мысли? => Живая Сущность Привязанности. => Причина и Место зарождения Боли. Почему больно.
ШАГ 13: Что же Осталось у человека, так много Потерявшего. => Что и где всё ещё реально продолжается, а что и где уже не происходит. => Память и Воображение, и их психо-активное участие в создании психо-состояния. => Какие процессы всё ещё включены. Начатые и незавершённые действия.
ПЯТЫЙ ЭТАП. Понимание проблемы. Итоговые выводы и формулы. ШАГ 1: Психологические Проблемы: выявляем, обозначаем, формулируем. => Ускользающее Желаемое: хвататься и держаться. => Почему болит долго, и как в этом помогают привязанность, боль и страх. => Способность Излечения. => Психологическая закономерность Незавершённого Действия. => Серьёзная Ошибка переживающего человека, мешающая выздоровлению. => Болевой Рефлекс инстинкта самосохранения. => Как помочь Выздоровлению.
ШАГ 2: Почему Не получается Принять смерть близкого человека. => Механизм Отрицания и как оно мешает справиться с проблемой. => Когда Несогласие спасительно. Когда Несогласие губительно. => Как Отрицание связано с чувствами, привязанностью, ценностью, болью и страхом.
ШАГ 3: Выявляем, обозначаем и формулируем Основную Проблему. => Два основных набора психических действий, что делает человек в случае утраты. => Отказ, сопротивление и чувственное требование. => Что никак не может увидеть Ослеплённое болью Сознание. => Основная Проблема. Обозначение, Формулировка и Понимание.
ШЕСТОЙ ЭТАП. Способы и Методы Работы с Проблемами.
ШАГ 1: На кого и как смерть Воздействует. => Воздействие физическое и психическое. => Что и как воздействует на умирающего, а что на живущих. => Психологически помочь умирающему: принять свою смерть. => На что направить усилия в работе с проблемой.
ШАГ 2: Что такое Принять. Часть 2 - уровни смысла, устройство, где и как работает. => Три Уровня человека, где происходит Процесс Принятия. => Отличительные Признаки Ситуации Принятия. => Вопросы внутри принимающего. => Кто друг другу: дающий и принимающий. Что движет Дающим. => Чем бывает Принимаемое. => Когда включается Согласие. Варианты движения процесса. => Причины, побуждающие Принять очень Нежеланное. => Согласие как особое Чувственное Состояние. => Как происходит Принятие. Устройство и механизм действия. => Принять на Разумном уровне. => Принять на Чувственном уровне. => Главный Вывод, ускоряющий решение Проблемы.
ШАГ 3: Влияние структуры вопроса на направление движения мысли и поиска решения.
ШАГ 4: Исправляем Структуру и психо-активный Смысл ключевого вопроса. => Очищение от убивающего психо-активного смысла. Преобразование. => Как изменение структуры меняет смысл, а значит и проблему. => Исправляем первичный вопрос, выявляем настоящую проблему. => Неудобные, но Развивающие Вопросы.
ШАГ 5: В чём же по сути Нуждается человек, рождая ключевой вопрос? => Что ищет человек горюющий. Доминирующая потребность. => От чего избавиться. Что приобрести.
ШАГ 6: Держать... или Отпустить...? Принять... или Отказаться...? Вот в чём вопрос. => Методы и способы психологической работы. => Что - можно принять, а что - целительно полезно отпустить.
ШАГ 7: Очень Серьёзное и Спасительное Предостережение! => Как сходят с ума. Формула перехода в мир фантазий, иллюзий, галлюцинаций. => Главная Рекомендация.
ШАГ 8: Понимаем. Соглашаемся. Отпускаем. Расстаёмся. => Очень мощный внутренний помощник. => Самое Первое, что нужно для Начала лучший изменений. => Совершаем действие Расставания.
СЕДЬМОЙ ЭТАП. Завершение работы. => Итоговые выводы. => Преображённые Воспоминания. => Планы на будущее. Принятие решений. => Новая, свободная и счастливая жизнь (если нет других проблем).
И помните: смерть - это только стадия жизни. Смерть - это Конец, но НЕ конец Света.
... Думайте. Изучайте. Пишите расширяющие и уточняющие понимание конкретные вопросы. Конкретный вопрос - это детальный вопрос - касание к точной и мелкой детальке происходящей с вами реальности.
Пятница, Апрель: 7, Год: 17, Тысячелетие: 3
Всего Вам самого Развивающего = + > ,,, Сергей В.У. (Антарес) ,,,
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|