|
Смерть близкого. Человек Плачущий.Автор статьи: Москвичева Анна Олеговна
Страдание от потери близкого человека, на мой взгляд, можно рассмотреть как медленный процесс разворота фокуса внимания от себя страдающего, через принятие смерти близкого, к переосмыслению экзистенциальных вопросов, выходу за пределы своего “Я” и принятие себя и своей жизни в единстве с миропорядком. Я хочу взглянуть на ситуацию, условно разделив тяжелый и долгий путь страдающего человека на три этапа. Это путь от себя уничтоженного к себе возрожденному. 1.Этап ”Я и моя жизнь” На этом этапе человек задает себе вопрос : “Как Я теперь буду…?” Микалоюс Константинас Чюрленис "После похорон" часть 1 Ужас потери потрясает дорогие сердцу отношения с умершим близким. Плачущий осознает, что теперь он не сможет больше получать то, что давали ему эти отношения. Могут быть потеряны: социальный статус, материальные ценности, возможность быть любимым и дарить любовь, жизненный уклад и смысл собственного существования. Человек теряет все то, что вложил в значимые отношения, что получал от близкого и все то, что мог еще получить и дать. Он теряет будущее! “Больше не будет у меня…”, “Я никогда не увижу как…”. Это наиболее острая сторона переживания потери. Сказка Сергея Козлова о Ежике и Медвежонке иллюстрирует это ощущение потери себя вместе с уходом близкого: “— Нет меня. Нигде нет. — Тогда, тогда... Тогда я выбегу в поле, — сказал Медвежонок. — И закричу: «Е-е-е-жи-и-и-к!», и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о-к!..» Вот. — Нет, — сказал Ёжик. — Меня ни капельки нет. Понимаешь? — Что ты ко мне пристал? — рассердился Медвежонок. — Если тебя нет, то и меня нет. Понял? “ В этом окрике Медвежонка слышится протест против случившегося, гнев на близкого, который оставил, бросил, предал… С уходом близкого теряется часть себя самого, значимая часть, саязанная с отношениями с умершим. И понятной становится фраза : "Если тебя нет, то и меня нет." Чем больше сложностей было в отношениях с умершим, чем меньше удовлетворенность этими отношениями, тем тяжелее переносится уход человека. В терновом венце переживаний добавляется острый шип вины, который бередит рану снова и снова. 2.Этап “ОН и его смерть" На этом этапе человек задается вопросом: "Как ОН “там”? Микалоюс Константинас Чюрленис "Дружба" Фокус внимания смещается от собственных терзаний к мыслям близком другом. Желание обрести на новом уровне отношения, так грубо разорванные смертью, выражаются в мыслях о самом ушедшем. Как он “там”, где он сейчас? Чем для него явился этот уход, как этот завершающий аккорд повлиял на всю симфонию его земного пути? Человек стремиться сохранить память об умершем, завершить начатые им дела, сделать что-то достойное в память о дорогом человеке, тем самым продолжая отношения взаимной любви. Мысли о себе уступают место заботе об ушедшем. "Я похороню его на высокой- высокой горе,- решил он,- так, чтобы вокруг было много солнца, а внизу текла речка. Я буду поливать его свежей водой и каждый день разрыхлять землю. И тогда он вырастет. А если я умру, он будет делать то же самое,- и мы не умрем никогда..." (Сергей Козлов. Сказки о Ежике и Межвежонке) Постепенно Плачущий находит новые способы общения с близким, выстраивает новые отношения с ним. В сознании формируется представление о новом месте, где тот теперь обитает. Уже нет больше это страшного и горького “Тебя нет нигде”, появляется печальное и светлое “Ты был”….
3.Этап “Я, моя жизнь и смерть”. Плачущий человек ищет смысл трагического события в жизни близкого и в своей жизни. На первый план выходит вопрос: “В чем смысл страдания, жизни и смерти?” Микалоюс Константинас Чюрленис "Истина" В современной действительности смерти словно бы не существует, о ней не принято говорить вслух, о ней шепчутся по углам и стараются не думать. Смерть – это новостная лента, на которую современный человек вырабатывает иммунитет, “фильтрует в спам”. Смерть, страдание и потери – эти вопросы становятся актуальными только на похоронах. Эти вечные вопросы настигают со всей ясностью, очевидностью и неотвратимостью. Уже не сделать вид, что мы вечны, что это был дурной сон, не спрятаться в суету, не нырнуть в гаджеты... Помните лица некоторых людей на похоронах? На “похоронных лицах” лежит печать страха. Переживший потерю близкого, прошедший острый период горя и отчаяния, принявший новую реальность и установивший новые отношения с умершим, Плачущий идет дальше. Он ищет смыслы и не боится задать себе главный вопрос : “В чем смысл жизни?” Возможно, в этом вопросе и есть главный смысл умирания. "- Послушай,- сказал он Медвежонку,- ты не бойся. Ты весной вырастешь снова. - Как деревце? - Да. Я тебя буду каждый день поливать. И разрыхлять землю. - А ты не забудешь? - Что ты! - Не забудь,- попросил Медвежонок. Он лежал с закрытыми глазами, и если бы чуть-чуть не вздрагивали ноздри, можно было бы подумать, что он совсем умер. Теперь Ослик не боялся. Он знал: похоронить – это значит посадить, как деревце." (Сергей Козлов. Сказки о Ежике и Межвежонке) Микалоюс Константинас Чюрленис "После похорон" часть 2 Таким образом, исцеление раненного сердца, присвоение нового трагического опыта как ценности, не возможно без выхода личности за пределы своей самости, без разворота изнутри во внешний мир и без ощущение соединения себя с миром и своей жизни с его устройством. Я работаю с людьми, пережившими утраты и, пусть это не легко, мне радостно осознавать, что мое участие способно ускорить наступление светлой полосы в вашей жизни.http://www.psyoffice.ru/annamoskvicheva/#consultation
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|