Школьная тревожность: возрастные особенности

Школьная тревожность возрастные особенности

Школьная тревожность – явление очень многоликое. Она может мучить  и отъявленных хулиганов, и образцовых отличников, проявляться явно или маскироваться за нарушениями правил поведения или телесными симптомами. Общим во всех этих случаях будет то, что школьная тревожность существенно снижает эмоциональное благополучие ребенка в школе, очень сильно мешает его нормальной школьной жизни. Мне кажется, что и родителям, и педагогам, и психологам было бы полезно знать, в том числе, как изменяются проявления школьной тревожности на разных этапах школьной жизни ребенка.

Довольно грустно, но основы для возникновения школьной тревожности нередко закладываются еще у дошкольников. К сожалению, часто можно слышать от родителей, раздраженных поведением ребенка фразы типа «а кто, интересно, в школе тебе шнурки будет завязывать?» или «ну, ничего, пойдешь в школу, там тебя сразу научат, как себя вести». Невольно у маленького человека складывается ощущение, что школа – это какое-то страшное место, в котором его не ждет ровно ничего хорошего.

У первоклассника школьная тревожность «персонифицирована» в фигурах родителей: опасения школьника сконцентрированы вокруг боязни огорчить близких людей.

Одним из типичных проявлений школьной тревожности в этом возрасте будет страх испортить или потерять свои школьные принадлежности. Например, мальчик Саша разрыдался на уроке математики из-за того, что не смог сразу найти в портфеле учебник.

У ученика второго-третьего класса тревожность обычно ниже, чем у первоклассников, но причин для ее возникновения становится больше: школьные неприятности (замечания, наказания, неудовлетворительные отметки); домашние неприятности (переживания родителей, наказания с их стороны); боязнь физического насилия в школе, прежде всего, со стороны старшеклассников; проблемы в отношениях с другими детьми.

У второклассников обычно появляется новое проявление школьной тревожности – сверхценность хорошей оценки и, соответственно, боязнь получить плохую. При этом ребенка интересует не сам результат своей учебы («хорошо знаю» - «плохо знаю»), а ее внешняя оценка.  Получив «двойку» на уроке английского языка, Алеша попытается заклеить ее вырезанной из тетради полоской.

Достаточно  тяжелый период – это пятый  класс, потому что в этом возрасте школьники переходят в среднюю школу и должны по-новому приспосабливаться к изменившимся условиям своей жизни. Довольно часто у пятиклассников сильно возрастают учебные нагрузки, к ним предъявляются более высокие требования к умению управлять своим поведением. Если у ребенка возникают с этим трудности, это может приводить к чувству неуверенности в себе,  неумению преодолевать трудности, а также к снижению желания учиться.

Уже в этом возрасте тревожность нередко начинает маскироваться под негативизмом и демонстративными реакциями в адрес учителей. В ответ на требование учителя дать дневник, Оля демонстративно кладет его в портфель и заявляет, что учитель не имеет права «копаться» в ее вещах. Одноклассники реагируют на демарш Оли с явным одобрением.

У подростков школьная тревожность обычно постепенно снижается вплоть до десятого класса, а в одиннадцатом классе число тревожных детей опять серьезно возрастает.  

Подростки 14-15 лет обычно больше всего тревожатся по поводу своих отношений с друзьями и одноклассниками, а к 16-17 годам на первый план выступают страхи, связанные с необходимостью сдавать ЕГЭ и, в принципе, выбирать свой профессиональный и жизненный путь.

Одним из типичных проявлений тревожности учеников выпускных классов может быть излишняя старательность при подготовке к экзаменам или, наоборот, полный отказ от подготовки. Девятиклассник Костя не ходит на дополнительные занятия, которые организованы в школе для подготовки ГИА, и уже два раз не приходил в школу в дни написания тренировочных тестов.



Просмотров: 496
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Рекомендации школьному психологу, родителям и учителям по снижению школьной тревожности пятиклассников
  • Может ли школьная тревожность передаваться по наследству?
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина шестая – смена или непринятие ребенка классом
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина третья – неадекватные ожидания родителей
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина вторая – трудности при освоении учебной программы
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина первая - учебные перегрузки
  • Школьная тревожность
  • Школьная тревожность
  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Школьная адаптация и первые признаки школьной дезадаптации
  • Школьная тревожность – опасный симптом или нормальная реакция?
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина четвертая – травматичные отношения с учителями
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина пятая – повторяющиеся ситуации оценивания и экзаменов
  • Научная статья 5. Коррекция школьной тревожности методом социально-психологического тренинга
  • Научная статья 3. Диагностика и коррекция школьной тревожности учащихся в периоде подросткового кризиса
  • Семья на пороге школьной жизни ребенка
  • Снижает тревожность, тренирует память. 9 веских причин начать вести дневник
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Особенности проявления тревожности в юношеском возрасте
  • Агрессия и тревожность ребенка в детском доме... психологу в помощь сенсорная комната
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Сложности в школе. Школьная неуспешность. Лето- наше все)
  • Как тревожность мешает ребенку учиться!
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Что вы хотели узнать о терапии, но обычно об этом не говорят.
  • «Школьная кухня» или как готовить удобного ребенка.
  • Социальная тревожность у детей и подростков.
  • Как заставить ребенка хорошо себя вести в школе и стать отличником.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь