|
Школьная тревожностьАвтор статьи: Кононова Лариса Ивановна
“Часто стрессовые ситуации становятся таковыми из-за того, что наделяются субъектом повышенной значимостью”, - так или примерно так писал Ганс Селье. Я вспомнила эту цитату “на злобу дня” - что-то слишком много в последнее время вопросов о школьной тревожности! “Мой сын - смелый и весёлый мальчик. Но это не касается школы. Он боится отвечать у доски, очень тревожится перед контрольными, беспокоится, что забудет или опоздает”. “Дочь порой сама не своя - нервничает, плачет. Я поняла, что это касается исключительно школьных дел. На каникулах я вижу спокойного ребёнка, школа же лишает её спокойствия, постоянные жалобы на то, что боится не справиться с заданием, не успеть решить или написать, хотя такого не случается, дочь учится хорошо”. “Сын начал беспокоиться об учёбе ещё на занятиях по подготовке к школе, а сейчас, в шестом классе, заявил, что от учёбы одни неприятности, что он не будет учиться ни одного дня, если от него отстанут взрослые. Кажется, о школьных успехах он уже и не помышляет, учится для того, чтобы не было неприятностей”. Ещё до начала школьного обучения они боятся “не успеть, забыть, не справиться”. В первом классе тревожность доходит до того, что ребёнок постоянно нервничает, беспокоится, изводит родителей вопросами “а что, если…” Просплю, упаду и запачкаю школьные брюки, забуду физкультурную форму, потеряю дневник… Страхи и тревоги могут быть самыми разнообразными. Чем же внимательный родитель может помочь ребёнку? Во-первых, проанализируйте:
Во-вторых, подумайте, не тревожитесь ли сами об учёбе сына или дочери так, словно каждый день сдаёте экзамен на “хорошего родителя”?
В-третьих, оцените объективно, по силам ли вашему ребёнку та программа, которую вы выбрали для него?
И, в-четвёртых, послушайте, какие эмоции транслирует учитель. Если для учителя каждая неудача ученика - катастрофа, то для ребёнка значимость ошибок и неудач также повышается. Что может сделать внимательный родитель, чтобы помочь ребёнку преодолеть школьную тревожность?
Если же своими силами не получается снизить школьную тревожность - обращайтесь к психологу. Если ваш ребёнок слишком тревожится по поводу школьных дел, попробуйте рассказать ему сказку. Например, такую, как я привожу ниже. Эта сказка была написана специально для мальчика со школьной тревожностью. Сказка дала возможность обсудить многие вопросы, касающиеся школьных дел, выработать формулы, с помощью которых ребёнок смог обращаться за помощью, научить его не бояться просить о помощи и самому предлагать помощь другим детям. Новые навыки, новое понимание ситуации значительно снизило школьную тревожность первоклассника. УПРЯМЫЙ КАРАНДАШ Знаешь, некоторые предметы бывают очень упрямыми, ну, просто очень! Некоторые шнурки совершенно не желают завязываться на бантик, рубашки не хотят оставаться аккуратно заправленными и всё время норовят вылезти из брюк. Да, предметы действительно бывают капризными и упрямыми, я это точно знаю. У одного мальчика, назовём его Петя, однажды появился такой вот упрямый карандаш. Кажется, его принесла бабушка. А может папа или мама - сейчас уже непонятно, как упрямый карандаш появился у Пети, но он совершенно не хотел делать так, как нужно было мальчику! Он не хотел, чтобы круги были круглыми, а квадраты - квадратными, он то и дело ломался или закатывался под диван. Вроде бы ничего такого, но Петя очень расстраивался из-за упрямого карандаша, ведь он учился только в первом классе и очень хотел делать всё правильно, а карандаш всё портил. И ещё карандаш дразнился. - Вот не захочу вести прямую линию - и не буду! Узнаешь тогда! - Вот сейчас ка-ак сломаюсь! Ка-ак сломаюсь целых три раза подряд! Будешь тогда знать. А ещё карандаш говорил то, что Пете было особенно неприятно: - Вот ка-ак выскочу из портфеля! Ка-ак спрячусь от тебя! Придёшь в школу - а меня нет! Вот тогда узнаешь, какие из-за меня, карандаша, могут быть неприятности! И так карандаш запугал бедного Петю, что тот и впрямь стал бояться! Стал бояться, что забудет упрямый карандаш и из-за этого у него будут какие-то неприятные неприятности. Однажды так и произошло. То ли карандаш обиделся на Петю, то ли просто от вредности и упрямства, но решил он спрятаться под ковёр - и спрятался. А Петя и не заметил, так и ушёл в школу без карандаша. Первым уроком была математика. Петя приготовился к уроку - достал из портфеля учебник, тетрадь с домашней работой, ручку, линейку… А карандаша-то нет! Петя вытряхнул всё из портфеля - нет карандаша как нет! Уселся за парту расстроенный, голову руками обхватил, сидит и думает: “Что же теперь будет? Какиъх неприятностей ждать?” - Петя, ты чем-то расстроен? - Лиза, соседка по парте, сочувственно посмотрела на Петю. - Я, кажется, карандаш потерял… - шепнул мальчик. - Хочешь, я тебе свой дам? На - вот этот хороший, возьми! - Лиза протянула Пете карандаш. Карандаш и правда оказался хорошим! Он рисовал круги круглыми, квадраты - квадратными и ни разу не сломался! Петя можно сказать из-за упрямого карандаша пятёрку по математике получил, с Лизой подружился, да ещё и понял важную вещь: “Нет таких проблем, которые нельзя было бы решить! Если сам не справишься - попроси друзей или учительницу, они обязательно помогут!” А что же упрямый карандаш? А карандаш кот закатил под плинтус, так он там и до сегодняшнего дня пылится.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|