Школьная тревожность

“Часто стрессовые ситуации становятся таковыми из-за того, что наделяются субъектом повышенной значимостью”, - так или примерно так писал Ганс Селье. Я вспомнила эту цитату “на злобу дня” - что-то слишком много в последнее время вопросов о школьной тревожности!

“Мой сын - смелый и весёлый мальчик. Но это не касается школы. Он боится отвечать у доски, очень тревожится перед контрольными, беспокоится, что забудет или опоздает”.

“Дочь порой сама не своя - нервничает, плачет. Я поняла, что это касается исключительно школьных дел. На каникулах я вижу спокойного ребёнка, школа же лишает её спокойствия, постоянные жалобы на то, что боится не справиться с заданием, не успеть решить или написать, хотя такого не случается, дочь учится хорошо”.

“Сын начал беспокоиться об учёбе ещё на занятиях по подготовке к школе, а сейчас, в шестом классе, заявил, что от учёбы одни неприятности, что он не будет учиться ни одного дня, если от него отстанут взрослые. Кажется, о школьных успехах он уже и не помышляет, учится для того, чтобы не было неприятностей”.

Ещё до начала школьного обучения они боятся “не успеть, забыть, не справиться”. В первом классе тревожность доходит до того, что ребёнок постоянно нервничает, беспокоится, изводит родителей вопросами “а что, если…” Просплю, упаду и запачкаю школьные брюки, забуду физкультурную форму, потеряю дневник… Страхи и тревоги могут быть самыми разнообразными. Чем же внимательный родитель может помочь ребёнку?

Во-первых, проанализируйте:

    не слишком ли вы напираете на то, что “от того, как ты учишься, зависит вся твоя судьба”?не стыдите ли вы ребёнка за неудачи? Не обвиняете ли его за то, что он “расстраивает маму, когда неаккуратно пишет в прописи”?не слишком ли превозносите его успехи, заставляя малыша зарабатывать восторги взрослых?не сравниваете ли ребёнка с другими детьми или с собой, когда были в его возрасте?

 

Во-вторых, подумайте, не тревожитесь ли сами об учёбе сына или дочери так, словно каждый день сдаёте экзамен на “хорошего родителя”?

 

В-третьих, оцените объективно, по силам ли вашему ребёнку та программа, которую вы выбрали для него?

 

И, в-четвёртых, послушайте, какие эмоции транслирует учитель. Если для учителя каждая неудача ученика - катастрофа, то для ребёнка значимость ошибок и неудач также повышается.

Что может сделать внимательный родитель, чтобы помочь ребёнку преодолеть школьную тревожность?

    самому перестать слишком уж беспокоиться об учёбе ребёнка;интересоваться, спрашивать, но не выспрашивать ребёнка с пристрастием о его школьных делах. Занять позицию “Школа - дело житейское. Мы выучились, и ты выучишься”.обсудить с тревожным малышом, что можно сделать в той или другой трудной ситуации;Ну и, конечно, поработать с тревожностью ребёнка с помощью сказки. 

Если же своими силами не получается снизить школьную тревожность - обращайтесь к психологу.

Если ваш ребёнок слишком тревожится по поводу школьных дел, попробуйте рассказать ему сказку. Например, такую, как я привожу ниже. Эта сказка была написана специально для мальчика со школьной тревожностью. Сказка дала возможность обсудить многие вопросы, касающиеся школьных дел, выработать формулы, с помощью которых ребёнок смог обращаться за помощью, научить его не бояться просить о помощи и самому предлагать помощь другим детям. Новые навыки, новое понимание ситуации значительно снизило школьную тревожность первоклассника.

УПРЯМЫЙ КАРАНДАШ

Знаешь, некоторые предметы бывают очень упрямыми, ну, просто очень! Некоторые шнурки совершенно не желают завязываться на бантик, рубашки не хотят оставаться аккуратно заправленными и всё время норовят вылезти из брюк. Да, предметы действительно бывают капризными и упрямыми, я это точно знаю.

У одного мальчика, назовём его Петя, однажды появился такой вот упрямый карандаш. Кажется, его принесла бабушка. А может папа или мама - сейчас уже непонятно, как упрямый карандаш появился у Пети, но он совершенно не хотел делать так, как нужно было мальчику! Он не хотел, чтобы круги были круглыми, а квадраты - квадратными, он то и дело ломался или закатывался под диван.

Вроде бы ничего такого, но Петя очень расстраивался из-за упрямого карандаша, ведь он учился только в первом классе и очень хотел делать всё правильно, а карандаш всё портил. И ещё карандаш дразнился. 

- Вот не захочу вести прямую линию - и не буду! Узнаешь тогда!

- Вот сейчас ка-ак сломаюсь! Ка-ак сломаюсь целых три раза подряд! Будешь тогда знать.

А ещё карандаш говорил то, что Пете было особенно неприятно:

- Вот ка-ак выскочу из портфеля! Ка-ак спрячусь от тебя! Придёшь в школу - а меня нет! Вот тогда узнаешь, какие из-за меня, карандаша, могут быть неприятности!

И так карандаш запугал бедного Петю, что тот и впрямь стал бояться! Стал бояться, что забудет упрямый карандаш и из-за этого у него будут какие-то неприятные неприятности.

Однажды так и произошло. То ли карандаш обиделся на Петю, то ли просто от вредности и упрямства, но решил он спрятаться под ковёр - и спрятался. А Петя и не заметил, так и ушёл в школу без карандаша.

Первым уроком была математика. Петя приготовился к уроку - достал из портфеля учебник, тетрадь с домашней работой, ручку, линейку… А карандаша-то нет! Петя вытряхнул всё из портфеля - нет карандаша как нет! Уселся за парту расстроенный, голову руками обхватил, сидит и думает: “Что же теперь будет? Какиъх неприятностей ждать?”

- Петя, ты чем-то расстроен? - Лиза, соседка по парте, сочувственно посмотрела на Петю.

- Я, кажется, карандаш потерял… - шепнул мальчик.

- Хочешь, я тебе свой дам? На - вот этот хороший, возьми! - Лиза протянула Пете карандаш.

Карандаш и правда оказался хорошим! Он рисовал круги круглыми, квадраты - квадратными и ни разу не сломался! Петя можно сказать из-за упрямого карандаша пятёрку по математике получил, с Лизой подружился, да ещё и понял важную вещь: “Нет таких проблем, которые нельзя было бы решить! Если сам не справишься - попроси друзей или учительницу, они обязательно помогут!”

А что же упрямый карандаш? А карандаш кот закатил под плинтус, так он там и до сегодняшнего дня пылится.

 

 

 

 

 



Просмотров: 318
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Ресурсное место: взяли в руки карандаш...
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Нет нормального мужика, потому что ещё нет такого прибора, чтобы это определить
  • Что делать если всё плохо и нету того, что хочется?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 50+. Что было так, а стало не так, или психологические боли.
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Чужих пап не бывает или как рассказать ребёнку, что его воспитывает неродной папа.
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Я его слепила из того, что было
  • Я его слепила из того, что было....
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Что делать если у мужа пропало желание? Что делать если нет секса? Как стать привлекательной?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь