Школьная тревожность

“Часто стрессовые ситуации становятся таковыми из-за того, что наделяются субъектом повышенной значимостью”, - так или примерно так писал Ганс Селье. Я вспомнила эту цитату “на злобу дня” - что-то слишком много в последнее время вопросов о школьной тревожности!

“Мой сын - смелый и весёлый мальчик. Но это не касается школы. Он боится отвечать у доски, очень тревожится перед контрольными, беспокоится, что забудет или опоздает”.

“Дочь порой сама не своя - нервничает, плачет. Я поняла, что это касается исключительно школьных дел. На каникулах я вижу спокойного ребёнка, школа же лишает её спокойствия, постоянные жалобы на то, что боится не справиться с заданием, не успеть решить или написать, хотя такого не случается, дочь учится хорошо”.

“Сын начал беспокоиться об учёбе ещё на занятиях по подготовке к школе, а сейчас, в шестом классе, заявил, что от учёбы одни неприятности, что он не будет учиться ни одного дня, если от него отстанут взрослые. Кажется, о школьных успехах он уже и не помышляет, учится для того, чтобы не было неприятностей”.

Ещё до начала школьного обучения они боятся “не успеть, забыть, не справиться”. В первом классе тревожность доходит до того, что ребёнок постоянно нервничает, беспокоится, изводит родителей вопросами “а что, если…” Просплю, упаду и запачкаю школьные брюки, забуду физкультурную форму, потеряю дневник… Страхи и тревоги могут быть самыми разнообразными. Чем же внимательный родитель может помочь ребёнку?

Во-первых, проанализируйте:

    не слишком ли вы напираете на то, что “от того, как ты учишься, зависит вся твоя судьба”?не стыдите ли вы ребёнка за неудачи? Не обвиняете ли его за то, что он “расстраивает маму, когда неаккуратно пишет в прописи”?не слишком ли превозносите его успехи, заставляя малыша зарабатывать восторги взрослых?не сравниваете ли ребёнка с другими детьми или с собой, когда были в его возрасте?

 

Во-вторых, подумайте, не тревожитесь ли сами об учёбе сына или дочери так, словно каждый день сдаёте экзамен на “хорошего родителя”?

 

В-третьих, оцените объективно, по силам ли вашему ребёнку та программа, которую вы выбрали для него?

 

И, в-четвёртых, послушайте, какие эмоции транслирует учитель. Если для учителя каждая неудача ученика - катастрофа, то для ребёнка значимость ошибок и неудач также повышается.

Что может сделать внимательный родитель, чтобы помочь ребёнку преодолеть школьную тревожность?

    самому перестать слишком уж беспокоиться об учёбе ребёнка;интересоваться, спрашивать, но не выспрашивать ребёнка с пристрастием о его школьных делах. Занять позицию “Школа - дело житейское. Мы выучились, и ты выучишься”.обсудить с тревожным малышом, что можно сделать в той или другой трудной ситуации;Ну и, конечно, поработать с тревожностью ребёнка с помощью сказки. 

Если же своими силами не получается снизить школьную тревожность - обращайтесь к психологу.

Если ваш ребёнок слишком тревожится по поводу школьных дел, попробуйте рассказать ему сказку. Например, такую, как я привожу ниже. Эта сказка была написана специально для мальчика со школьной тревожностью. Сказка дала возможность обсудить многие вопросы, касающиеся школьных дел, выработать формулы, с помощью которых ребёнок смог обращаться за помощью, научить его не бояться просить о помощи и самому предлагать помощь другим детям. Новые навыки, новое понимание ситуации значительно снизило школьную тревожность первоклассника.

УПРЯМЫЙ КАРАНДАШ

Знаешь, некоторые предметы бывают очень упрямыми, ну, просто очень! Некоторые шнурки совершенно не желают завязываться на бантик, рубашки не хотят оставаться аккуратно заправленными и всё время норовят вылезти из брюк. Да, предметы действительно бывают капризными и упрямыми, я это точно знаю.

У одного мальчика, назовём его Петя, однажды появился такой вот упрямый карандаш. Кажется, его принесла бабушка. А может папа или мама - сейчас уже непонятно, как упрямый карандаш появился у Пети, но он совершенно не хотел делать так, как нужно было мальчику! Он не хотел, чтобы круги были круглыми, а квадраты - квадратными, он то и дело ломался или закатывался под диван.

Вроде бы ничего такого, но Петя очень расстраивался из-за упрямого карандаша, ведь он учился только в первом классе и очень хотел делать всё правильно, а карандаш всё портил. И ещё карандаш дразнился. 

- Вот не захочу вести прямую линию - и не буду! Узнаешь тогда!

- Вот сейчас ка-ак сломаюсь! Ка-ак сломаюсь целых три раза подряд! Будешь тогда знать.

А ещё карандаш говорил то, что Пете было особенно неприятно:

- Вот ка-ак выскочу из портфеля! Ка-ак спрячусь от тебя! Придёшь в школу - а меня нет! Вот тогда узнаешь, какие из-за меня, карандаша, могут быть неприятности!

И так карандаш запугал бедного Петю, что тот и впрямь стал бояться! Стал бояться, что забудет упрямый карандаш и из-за этого у него будут какие-то неприятные неприятности.

Однажды так и произошло. То ли карандаш обиделся на Петю, то ли просто от вредности и упрямства, но решил он спрятаться под ковёр - и спрятался. А Петя и не заметил, так и ушёл в школу без карандаша.

Первым уроком была математика. Петя приготовился к уроку - достал из портфеля учебник, тетрадь с домашней работой, ручку, линейку… А карандаша-то нет! Петя вытряхнул всё из портфеля - нет карандаша как нет! Уселся за парту расстроенный, голову руками обхватил, сидит и думает: “Что же теперь будет? Какиъх неприятностей ждать?”

- Петя, ты чем-то расстроен? - Лиза, соседка по парте, сочувственно посмотрела на Петю.

- Я, кажется, карандаш потерял… - шепнул мальчик.

- Хочешь, я тебе свой дам? На - вот этот хороший, возьми! - Лиза протянула Пете карандаш.

Карандаш и правда оказался хорошим! Он рисовал круги круглыми, квадраты - квадратными и ни разу не сломался! Петя можно сказать из-за упрямого карандаша пятёрку по математике получил, с Лизой подружился, да ещё и понял важную вещь: “Нет таких проблем, которые нельзя было бы решить! Если сам не справишься - попроси друзей или учительницу, они обязательно помогут!”

А что же упрямый карандаш? А карандаш кот закатил под плинтус, так он там и до сегодняшнего дня пылится.

 

 

 

 

 



Просмотров: 361
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ресурсное место: взяли в руки карандаш...
  • «Мой сын очень упрямый…»
  • Петя решил умереть
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Если сердце разбилось, значит, оно не было слишком мягким
  • История одного ребёнка. Я из него дурь выбиваю каждый день! Уже рука синяя.
  • Что делать если ребёнка в школе травят?
  • Если хочешь, чтобы дочь была счастлива – лечи свою голову
  • Негативные эмоции: что делать, если их слишком много?
  • А если ребенку будет скучно в первом классе?
  • Если учитель отбивает желание учиться у ребёнка
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Повышенная тревожность у ребёнка
  • Сказка про Медвежонка, который очень хотел учиться в школе
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Чем заполнить время ребёнка, если ограничить «общение с гаджетами»?
  • Когда для ребёнка "слишком". Контейнирование чувств
  • Как Маша становится Машей, а Петя Петей? Каков первый шаг к себе?
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Что делать, если рядом с вами бьют ребёнка
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Что делать, если вы попали в «долговую яму» (набрав слишком много кредитов)
  • Что делать, если ребёнка оставляют на второй год? Правовая памятка
  • Если тебя стало слишком много
  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь