|
Работа с метафорическими картами. Игра "Два треугольника"Автор статьи: Ромашкина Елена Владимировна
Упражнение «Два Треугольника».
(Персона или Альтер Эго) Можно применять и разыгрывать с партнерами по браку, с конфликтующими сторонами, в семейном консультировании. Уверена, что коллеги, вдохновившись этой игрой, смогут придумать свои варианты. Немного теории, собственно, о каких треугольниках ведется речь. Итак, основываясь в какой-то степени на теориях Эрика Берна, Стефан Карпман описал одну из наиболее частых коммуникационных моделей, к которой можно свести многие (хотя и не все) психологические игры. Эта модель получила название "треугольник Карпмана". В игре, как следует из ее названия, три участника: Спасатель, Преследователь (Агрессор, Тиран) и Жертва. Этот треугольник часто называют еще Треугольником Власти. Самой показательной моделью, например, в сказкотерапии является известная каждому сказка «Красная Шапочка». Жертва – девочка, в провокационном головном уборе, видимом за километр даже близорукому волку, шлепает одна через лес в чудовищно неудобных для бега башмаках. Преследователь – Волк, неопределенного возраста, воодушевленный сначала легкой добычей вкусняшек в корзине, возбуждается все больше и разрабатывает коварный план по зажевыванию бабушки и глупой Красной Шапочки, которая без особых ухищрений со стороны Волка выкладывает ему всю подноготную. Охотник – одновременно и Спасатель бабушки и внучки, и Преследователь Волка. У него самая завидная роль, он герой. Огребает благодарностей - это, действительно, у Спасателей может быть только в сказке. Интересно бывает послушать эту сказку в исполнении разных людей. Рассмотрим теперь чуть подробнее Треугольник Власти. Позиция Жертвы в том, что “Я беспомощен и безнадежен, попробуй помочь мне”. Позиция Спасителя дополняет позицию Жертвы: “Ты беспомощен и безнадежен. Тем не менее, я попробую тебе помочь”. Позиция Преследователя - “Ты беспомощен и безнадежен, и это - твоя вина”. Эти роли взаимозаменяемы [т.е. один и тот же человек может оказываться в процессе игры в каждой из ролей]. В роли Жертвы человек чувствует себя беспомощным и посрамленным, в позиции Спасателя - виноватым, а в позиции Преследователя - раздраженным. “Спасание” не срабатывает и обычно приводит к Преследованию. Хотя каждый участник играет все три роли, люди обычно предпочитают одну из них”. Кстати, Спасатель является наиболее значимой фигурой в треугольнике – без него он давно бы распался. Ни одна Жертва не согласилась бы на эту роль без бонуса хоть изредка побыть Преследователем – это та морковка, которая заставляет все вращаться. Но стать из Жертвы Преследователем обычно невозможно без Спасателя. Без него все как бы теряет смысл. Общение в пределах этого треугольника – это весьма эффективный способ не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всем виноваты другие). Несколько типичных треугольников. Старый Психолог – Клиент – Новый Психолог Жена – Муж – Любовница Муж – Жена – Подруга Жены Магические особенности треугольника: 1. Каждый участник бывает во всех его углах (играет все положенные в треугольнике роли); 2. Треугольник устроен так, что вовлекает всё новых и новых членов оргии. Ниже представлены признаки, по которым можно себя узнать, когда вы оказываетесь в треугольнике. Чувства, которые испытывают участники событий: Жертва: Чувство беспомощности, беспросветности, принуждения и причинения, безвыходности, бессилия, никчёмности, никому не нужности, собственной неправильности, запутанности, неясности, растерянности, частой неправоты, собственной слабости и немощности в ситуации обиды и страха, жалость к себе. Спасатель: Чувство жалости, желание помочь, чувство собственного превосходства и снисхождения над жертвой (над тем, кому хочет помочь), большую компетентность, большую силу, ум, больший доступ к ресурсам, "он больше знает про то, как нужно действовать", чувство приятного всесилия и всемогущества по отношению к конкретной ситуации, уверенность, что может помочь, убеждённость, что он знает (или как минимум, может узнать), как именно это можно сделать, невозможность отказать (неудобно отказать в помощи, или бросить человека без помощи), сострадание, острое щемящее чувство сопереживания (обратите внимание, это очень важный пункт: Спасатель ассоциируется с Жертвой! А значит, никак и никогда не сможет ей истинно помочь!), ответственность ЗА другого. Преследователь: Чувство собственной правоты, благородного возмущения и праведного гнева, желание наказать нарушителя, желание восстановить справедливость, оскорблённое самолюбие, убеждённость, что только он знает, как правильно, раздражение на жертву и тем более на спасителей, которых воспринимает, как мешающий фактор (спасители ошибаются, ведь только он знает, как нужно прямо сейчас поступить!), азарт охоты, азарт погони. Как выскакивать из треугольника? Самое главное - понять, на какой Роли Вы вошли в треугольник? Какой из углов треугольника был для Вас входом в него? Обычно в руководствах дают следующий совет: заменить роли на другие. И тогда появляется второй треугольник – Треугольник Самопознания. Я его часто называю Треугольник Принятия или Самосознания, т.к. все участники друг друга понимают и принимают: «Я – о кей, и ты - о кей». Преследователь должен стать для Вас Учителем. "Наши враги, и те, кто нам "мешают", являются нашими лучшими тренерами и учителями. Спасатель – Помощником, Проводником, Тренером (мне больше нравится слово «Посредник»). А Жертва - Учеником. Если Вы поймали себя на роли Жертвы - начните учиться. Если осознали себя в роли Учителя – откажитесь от унижений другого и любого вида насилия. Если Вы поймали себя на роли Спасателя - бросьте глупые мысли о том, что тот, "кто нуждается в помощи" немощен и слаб. Принимая его такие мысли, Вы делаете ему медвежью услугу. Вы делаете что-то ЗА него. Вы мешаете ему научиться самостоятельно чему-то важному для него. Замечательный психотерапевт Александр Ефимович Алексейчик говорит: "Помочь можно только тому, кто что-то делает". И продолжал, обращаясь к тому, кто был в этот момент в беспомощности: "Что Вы делаете, для того, чтобы он (тот, кто помогает) мог Вам помочь? Для того, чтобы тебе помогли, ты должен что-то делать. Помогать можно лишь в том, что делают. Не делаешь - тебе нельзя помочь». Несколько слов о созависимых. Созависимые пытаются спасать других потому, что для них это легче, чем переносить дискомфорт и неловкость, а порой и душевную боль, сталкиваясь с неразрешенными проблемами. Созависимые не говорят: "Это очень плохо, что у тебя такая проблема. Чем я могу тебе помочь?" Их ответ таков: "Я здесь. Я это сделаю за тебя". Если созависимый человек не научится распознавать моменты, когда ему надо быть Спасителем, то он будет постоянно позволять другим ставить себя в положение Жертвы. Фактически сами созависимые участвуют в процессе собственной виктимизации. Время пребывания созависимого человека в одной роли может длиться от нескольких секунд до нескольких лет, за один день можно двадцать раз попеременно побывать в роли Спасателя — Преследователя — Жертвы. Цель психотерапии в данном случае заключается в том, чтобы научить созависимых распознавать свои роли и сознательно отказываться от роли Спасателя. Профилактика состояния Жертвы заключается в сознательном непринятии роли Спасателя. Теперь мои варианты работы с метафорическими картами. Приготовьте 2 листа А3 с рисунками.
Спаситель Посредник
Жертва Преследователь Ученик Учитель Треугольник Власти Треугольник Самопознания
Вариант №1: Маленький фрагмент из записей клиентки 43-х лет, замужем, двое детей – сыну 23 года, дочери – 16 лет. «Я чувствую себя Жертвой, когда дочь меня не слушает, игнорирует мои требования приходить домой не позднее 10 ч вечера. Когда начинаю ее отчитывать, кричит на меня, хлопает дверью, грубит. Обычно, если дома муж он идет к ней в комнату на «разбор полетов», потом успокаивает меня, говорит о том, чтобы вспомнила себя в 16 лет. Я же чувствую себя бессильной что-либо сделать, обижаюсь на нее, плачу. Чему меня пытается научить моя дочь как Учитель? Во-первых, уважению ее, как личности. Надо полностью оставить мою привычку требовать, ворчать и постоянно контролировать ее, т.к. она уже не маленькая девочка. Научиться слушать ее, интересоваться ее жизнью, быть благодарной за помощь (дочь много что делает по дому). И главное на сегодня, признать свое неправильное поведение, объясниться с дочкой по-доброму. Да, еще научиться просить и объяснять, а не требовать. Теперь вижу, что и сама бы хотела, чтобы со мной так поступали, если бы мне было 16 лет». Жертва не только затягивает всех членов семьи в свою игру, но и одновременно выступает Преследователем для дочери. Вариант №2:
Использованы материалы: · Александр Любимов. Треугольник Карпмана. (Треугольник Судьбы). www.nlpr.ru · Александр Вакуров . Треугольник Карпмана-Берна: Агрессор-Жертва-Спаситель. Обогащение концепции. · Максим Сырбу. ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|