Работа с метафорическими картами. Игра "Два треугольника"

Упражнение «Два Треугольника».

(Персона или Альтер Эго)

      Можно применять и разыгрывать с партнерами по браку, с конфликтующими сторонами, в семейном консультировании. Уверена, что коллеги, вдохновившись этой игрой, смогут придумать свои варианты.

    Немного теории, собственно, о каких треугольниках ведется речь. Итак, основываясь в какой-то степени на теориях Эрика Берна, Стефан Карпман описал одну из наиболее частых коммуникационных моделей, к которой можно свести многие (хотя и не все) психологические игры. Эта модель получила название "треугольник Карпмана". В игре, как следует из ее названия, три участника: Спасатель, Преследователь (Агрессор, Тиран) и Жертва.  Этот треугольник часто называют еще Треугольником Власти.

Самой показательной моделью, например, в сказкотерапии является известная каждому сказка «Красная Шапочка». Жертва – девочка, в провокационном головном уборе, видимом за километр даже близорукому волку, шлепает одна через лес в чудовищно неудобных для бега башмаках.  Преследователь – Волк, неопределенного возраста, воодушевленный сначала легкой добычей вкусняшек в корзине, возбуждается все больше и разрабатывает коварный план по зажевыванию бабушки и глупой Красной Шапочки, которая без особых ухищрений со стороны Волка выкладывает ему всю подноготную. Охотник – одновременно и Спасатель бабушки и внучки, и Преследователь Волка. У него самая завидная роль, он герой. Огребает благодарностей - это, действительно, у Спасателей может быть только в сказке. Интересно бывает послушать эту сказку в исполнении разных людей.

Рассмотрим теперь чуть подробнее Треугольник Власти.

Позиция Жертвы в том, что “Я беспомощен и безнадежен, попробуй помочь мне”.

Позиция Спасителя дополняет позицию Жертвы: “Ты беспомощен и безнадежен. Тем не менее, я попробую тебе помочь”.

Позиция Преследователя - “Ты беспомощен и безнадежен, и это - твоя вина”. Эти роли взаимозаменяемы [т.е. один и тот же человек может оказываться в процессе игры в каждой из ролей]. В роли Жертвы человек чувствует себя беспомощным и посрамленным, в позиции Спасателя - виноватым, а в позиции Преследователя - раздраженным. “Спасание” не срабатывает и обычно приводит к Преследованию. Хотя каждый участник играет все три роли, люди обычно предпочитают одну из них”.

Кстати, Спасатель является наиболее значимой фигурой в треугольнике – без него он давно бы распался. Ни одна Жертва не согласилась бы на эту роль без бонуса хоть изредка побыть Преследователем – это та морковка, которая заставляет все вращаться. Но стать из Жертвы Преследователем обычно невозможно без Спасателя. Без него все как бы теряет смысл. Общение в пределах этого треугольника – это весьма эффективный способ не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всем виноваты другие).

Несколько типичных треугольников.

Старый Психолог – Клиент – Новый Психолог

Жена – Муж – Любовница

Муж – Жена – Подруга Жены

Магические особенности треугольника:

1. Каждый участник бывает во всех его углах (играет все положенные в треугольнике роли);

2. Треугольник устроен так, что вовлекает всё новых и новых членов оргии.

Ниже представлены признаки, по которым можно себя узнать, когда вы оказываетесь в треугольнике.

Чувства, которые испытывают участники событий:

Жертва: Чувство беспомощности, беспросветности, принуждения и причинения, безвыходности, бессилия, никчёмности, никому не нужности, собственной неправильности, запутанности, неясности, растерянности, частой неправоты, собственной слабости и немощности в ситуации обиды и страха, жалость к себе.

Спасатель: Чувство жалости, желание помочь, чувство собственного превосходства и снисхождения над жертвой (над тем, кому хочет помочь), большую компетентность, большую силу, ум, больший доступ к ресурсам, "он больше знает про то, как нужно действовать", чувство приятного всесилия и всемогущества по отношению к конкретной ситуации, уверенность, что может помочь, убеждённость, что он знает (или как минимум, может узнать), как именно это можно сделать, невозможность отказать (неудобно отказать в помощи, или бросить человека без помощи), сострадание, острое щемящее чувство сопереживания (обратите внимание, это очень важный пункт: Спасатель ассоциируется с Жертвой! А значит, никак и никогда не сможет ей истинно помочь!), ответственность ЗА другого.

Преследователь: Чувство собственной правоты, благородного возмущения и праведного гнева, желание наказать нарушителя, желание восстановить справедливость, оскорблённое самолюбие, убеждённость, что только он знает, как правильно, раздражение на жертву и тем более на спасителей, которых воспринимает, как мешающий фактор (спасители ошибаются, ведь только он знает, как нужно прямо сейчас поступить!), азарт охоты, азарт погони.

Как выскакивать из треугольника?

Самое главное - понять, на какой Роли Вы вошли в треугольник?

Какой из углов треугольника был для Вас входом в него?

Обычно в руководствах дают следующий совет: заменить роли на другие. И тогда появляется второй треугольник – Треугольник Самопознания. Я его часто называю Треугольник Принятия или Самосознания, т.к. все участники друг друга понимают и принимают: «Я – о кей, и ты - о кей».

Преследователь должен стать для Вас Учителем. "Наши враги, и те, кто нам "мешают", являются нашими лучшими тренерами и учителями. Спасатель – Помощником, Проводником, Тренером (мне больше нравится слово «Посредник»).  А Жертва - Учеником.

Если Вы поймали себя на роли Жертвы - начните учиться.

Если осознали себя в роли Учителя – откажитесь от унижений другого и любого вида насилия.

Если Вы поймали себя на роли Спасателя - бросьте глупые мысли о том, что тот, "кто нуждается в помощи" немощен и слаб. Принимая его такие мысли, Вы делаете ему медвежью услугу. Вы делаете что-то ЗА него. Вы мешаете ему научиться самостоятельно чему-то важному для него.

Замечательный психотерапевт Александр Ефимович Алексейчик говорит:

"Помочь можно только тому, кто что-то делает". И продолжал, обращаясь к тому, кто был в этот момент в беспомощности: "Что Вы делаете, для того, чтобы он (тот, кто помогает) мог Вам помочь? Для того, чтобы тебе помогли, ты должен что-то делать. Помогать можно лишь в том, что делают. Не делаешь - тебе нельзя помочь».

Несколько слов о созависимых.

Созависимые пытаются спасать других потому, что для них это легче, чем переносить дискомфорт и неловкость, а порой и душевную боль, сталкиваясь с неразрешенными проблемами. Созависимые не говорят: "Это очень плохо, что у тебя такая проблема. Чем я могу тебе помочь?" Их ответ таков: "Я здесь. Я это сделаю за тебя".

Если созависимый человек не научится распознавать моменты, когда ему надо быть Спасителем, то он будет постоянно позволять другим ставить себя в положение Жертвы. Фактически сами созависимые участвуют в процессе собственной виктимизации. Время пребывания созависимого человека в одной роли может длиться от нескольких секунд до нескольких лет, за один день можно двадцать раз попеременно побывать в роли Спасателя — Преследователя — Жертвы. Цель психотерапии в данном случае заключается в том, чтобы научить созависимых распознавать свои роли и сознательно отказываться от роли Спасателя. Профилактика состояния Жертвы заключается в сознательном непринятии роли Спасателя.

Теперь мои варианты работы с метафорическими картами.

Приготовьте 2 листа А3 с рисунками.

                           

                    Спаситель                                                                          Посредник

           

 

Жертва                               Преследователь                    Ученик                   Учитель                                                                                                                                                                        

Треугольник Власти                                                    Треугольник      Самопознания                                                                                                   

          

Вариант №1:

  • Психолог клиенту: «Выберите 3 любые карты-персоны. Познакомьтесь с ними, т.е. опишите, что вы видите, вообразите, чем они могли бы заниматься в жизни, что они любят, не любят, есть ли у них семья и т.д…». Описание карт дается для адаптации, тренировки и более расслабленного состояния. 
  • Когда описание закончено, кладете лист с Треугольником Власти. Расспросите клиента, что он знает об этой игре или, что он думает о ролях. Выслушайте. Затем кратко ознакомьте с концепцией Треугольника Карпмана. Я говорю буквально несколько слов о ролях.
  • Попросите клиента разложить выбранные ранее карты по ролям на этом треугольнике. Далее клиент рассказывает, в каких ситуациях и почему они оказываются в этих ролях. В смоделированной игре некоторых клиентов персоны ранее незнакомы друг с другом вдруг вступают в какие-то отношения.  Диагностируйте J
  • Попросите теперь поменять их местами, т.е. тот, кто был Жертвой, станет Преследователем и далее. Придумайте ситуацию, в которой персона, ранее выступающая Жертвой, может сделаться (сыграть роль) Преследователя. И так каждая карта должна побывать во всех ролях. Какой вывод можно сделать? А в жизни как бывает? Какая роль исполняется клиентом чаще всего в жизни? Как Жертва, Преследователь и Спасатель могут перестать бегать по заколдованному кругу? Обычно клиент не знает ответа.
  • Теперь «легким движением руки» кладете рядом лист с Треугольником Самопознания. Просите рассмотреть роли. Спросите, как он понимает этот треугольник? Если нужно, дополните информацию об этом треугольнике.  Пусть клиент начнет с первого расклада и положит ту карту, которая была вначале Жертвой на вершину треугольника, где написано Ученик, и далее Преследователь – Учитель, Спасатель – Посредник. Клиенту желательно вспомнить (Психолог помогает в случае затруднения, можно вести записи, если не надеетесь на память) первоначальную ситуацию.  Чему может научиться этот человек в роли ученика? Чему он же может научить другого в роли Учителя (опять вспоминаем предыдущую ситуацию, где он был в роли Преследователя?). И как этот человек себя будет вести в роли Посредника? Так делаем с каждой картой для тренировки гибкости мышления. Если сложно сделать со всеми тремя картами, достаточно и с одной пройти по вершинам треугольника.
  • Главный вопрос клиенту: Как эта информация и опыт данной игры вам смогут помочь в жизни? Попросите клиента написать сценарии его ролевых игр из реальной жизни сначала в Треугольнике Власти, затем, новые мысли и модели поведения по Треугольнику Самопознания.
  • Маленький фрагмент из записей клиентки 43-х лет, замужем, двое детей – сыну 23 года, дочери – 16 лет.

    «Я чувствую себя Жертвой, когда дочь меня не слушает, игнорирует мои требования приходить домой не позднее 10 ч вечера. Когда начинаю ее отчитывать, кричит на меня, хлопает дверью, грубит. Обычно, если дома муж он идет к ней в комнату на «разбор полетов», потом успокаивает меня, говорит о том, чтобы вспомнила себя в 16 лет. Я же чувствую себя бессильной что-либо сделать, обижаюсь на нее, плачу.

    Чему меня пытается научить моя дочь как Учитель? Во-первых, уважению ее, как личности. Надо полностью оставить мою привычку требовать, ворчать и постоянно контролировать ее, т.к. она уже не маленькая девочка. Научиться слушать ее, интересоваться ее жизнью, быть благодарной за помощь (дочь много что делает по дому). И главное на сегодня, признать свое неправильное поведение, объясниться с дочкой по-доброму. Да, еще научиться просить и объяснять, а не требовать. Теперь вижу, что и сама бы хотела, чтобы со мной так поступали, если бы мне было 16 лет». Жертва не только затягивает всех членов семьи в свою игру, но и одновременно выступает Преследователем для дочери.

    Вариант №2:

  • Сначала знакомите клиента с Треугольником Власти. Затем просите его найти на каждую роль подходящую персону из карт. Пусть объяснит вам, почему он выбрал эти карты на роль Жертвы, Преследователя и Спасателя. Попросите его придумать рассказ о каждом. 
  • Спросите, может ли персона в роли Жертвы быть Спасателем? В каких случаях?
  • Может ли Жертва стать Преследователем? В каких случаях?
  • Есть ли способ не ходить по этому треугольнику? Познакомьте с треугольником Самопознания. Объясните роли, особенно, меру ответственности. Спросите у клиента: «Из тех карт, что вы выбрали, кто более всего «созрел», чтобы стать Учеником. Пусть пояснит. Далее придумывается история, описывается ситуация конфликта, где персона Ученик научается чему-то от Учителя. Или же можно сделать по первому варианту выше и далее до конца с главными вопросами к клиенту из пункта 6 первого варианта игры.
  •  

    Использованы  материалы:

    ·        Александр Любимов. Треугольник Карпмана.  (Треугольник Судьбы). www.nlpr.ru

    ·        Александр Вакуров .   Треугольник Карпмана-Берна: Агрессор-Жертва-Спаситель. Обогащение концепции.   

    ·        Максим Сырбу. ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА

     

     

     

     

     



    Просмотров: 636
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Три основные роли в дисфункциональных отношениях. Треугольник Карпмана: Жертва-Тиран-Спасатель.
  • Треугольник манипуляций: "Жертва - Преследователь - Спасатель" и созависимые отношения.
  • Треугольник Карпмана. Преследователь. Спасатель. Жертва
  • Преследователь-жертва-спасатель: манипулятивные роли, в которых мы живем
  • Треугольник Карпмана: как выйти из роли Спасателя мамы
  • Треугольник Карпмана и вторичные выгоды Жертвы, Спасателя и Преследователя
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Анализ занимаемой роли «жертва — спаситель — преследователь» (техника)
  • Роли созависимых. Преследователь. - Продолжение "Психолог о зависимости и созависимости"(5)
  • Треугольник Карпмана, роли
  • Созависимые любят играть три роли Треугольника Карпмана
  • Откуда берутся роли в "треугольнике Карпмана"
  • "Как жизнь скучна, когда страданья нет" - скрытая выгода роли Жертвы.
  • Когда мама "три в одном": Жертва, Преследователь, Спасатель.
  • Жертва, преследователь, спасатель или может, пришло время открыть карты?
  • КАК ВЫЙТИ ИЗ РОЛИ ЖЕРТВЫ? "Шпаргалка" ответственного человека.
  • Спасатель, жертва, преследователь. "Неожиданные" факты.
  • Как распознать у себя признаки роли Жертвы?
  • Треугольник Карпмана: Что преследует "Преследователя".
  • Бермудский треугольник - сцена и роли. И снова на Бис!
  • Обвинять или оправдываться. Загадочный треугольник. Роли, которые мы выбираем
  • Жертва ли? Треугольник Карпмана или созависимые отношения.
  • Спасатель. Роли созависимых. Психолог о зависимости и созависимости(6)
  • Один день (конфликтология — "треугольник Карпмана" — сценарии) 2012 г.
  • Признаки роли Жертвы
  • Драма треугольника : кто ты сегодня? Жертва, спасатель или тиран?
  • Как вести себя мужчине, чтобы не оказаться в роли насильника
  • Жертва, спасатель, преследователь в одной голове.
  • Этот проклятый треугольник! (драматический треугольник Карпмана)
  • Треугольник Карпмана. Преследователь.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь