|
Глубинный бессознательный механизм коммуникацииАвтор статьи: Фурцев Иван Сергеевич
Процесс коммуникации начинается тотчас же, как только двое или более людей оказываются в сфере восприятия друг друга. Достаточно факта простого присутствия одного индивида рядом с другим, чтобы они начали как-либо влиять друг на друга. [9; 14] Контакт неизменно порождает множество уникальных процессов, и приводит в действие самые разные социально-психологические механизмы. Многие из этих механизмов уже опознаны и подробно описаны. Но вряд ли кто-то станет возражать против вероятности существования и других психологических механизмов общения, кроме тех, что уже открыты. В моменте общения всегда имеется что-то большее – нечто, что кажется невозможным для прямого наблюдения и анализа, находящееся на границе между Я и Ты, и позволяющее иногда свободно эти границы преодолевать. «Разве нет весьма существенных явлений, которые могут при определённых обстоятельствах и в определённое время выдать себя самыми незначительными признаками? Я с лёгкостью могу привести много примеров таких ситуаций. По каким ничтожным признакам вы, сидящие здесь молодые люди, замечаете, что завоевали благосклонность дамы? Разве для этого вы ждёте объяснений в любви, пылких объятий, а недостаточно ли вам едва заметного взгляда, беглого движения, чуть затянувшегося рукопожатия?» [10; 22]. Уже из этой небольшой цитаты мы можем догадаться, что, с одной стороны, у партнёра по общению имеется возможность донести значительный объём информации, минуя привычные способы коммуникации, а с другой, у каждого из нас есть в распоряжении особый психический механизм, позволяющий воспринимать эту информацию и достаточно верно её истолковывать. Зигмунд Фрейд наверняка был близок к открытию и пониманию этого механизма. В своих рассуждениях о природе сгущения и некоторых других механизмах бессознательного, являющихся источниками острот, сновидений и ошибочных действий, он неоднократно подчёркивал, что работа данных механизмов для внешнего наблюдателя подчас не является чем-то сокрытым, но напротив, может быть легко и безошибочно идентифицирована и понята. Вот отрывок из его фундаментального труда «Введение в психоанализ», уже процитированного чуть выше: «И в жизни забывание тоже считается в известном отношении предосудительным… Представьте себе хозяйку, которая встречает гостя словами: «Как вы пришли сегодня? А я и забыла, что пригласила вас на сегодня». Или молодого человека, который признался бы возлюблённой, что он забыл о назначенном свидании. Конечно, он в этом не признается, а скорее придумает самые невероятные обстоятельства, которые не позволили ему прийти на свидание и даже не дали возможности предупредить об этом. На военной службе, как все знают и считают справедливым, забывчивость не является оправданием и не освобождает от наказания. Здесь почему-то все согласны, что определённое ошибочное действие имеет смысл, причём все знают какой» [10; 48]. А вот уже другой его труд, посвящённый остроумию: «К этому присоединяется ещё и то, что сальность направлена на определённую личность, которая сексуально возбуждает и которая путём восприятия сальности[1] узнаёт о возбуждении говорящего…» [11; 112]. И там же, чуть ранее: «Легко угадать характерную черту остроумия, с которой связано различие в реакции слушателя на остроту. В одном случае острота – самоцель и не обслуживает никаких особых намерений; в другом – она ставит себя на службу таковым: она тенденциозна. Только острота, содержащая в себе тенденциозность, может натолкнуться на лиц, которые не станут её слушать» [11; 103]. В главе же посвящённой оккультизму и сновидениям, во «Введении в психоанализ», рассматривая такие явления как ясновидение, гадания и многие другие, Фрейд практически приходит к заключению о наличии особого способа коммуникации, которым активно пользовались наши предки: «…Возникает предположение, что это первоначальный, архаичный путь коммуникации между отдельными существами, который в процессе филогенетического развития вытесняется лучшим средством сообщения при помощи знаков, воспринимаемых органами чувств. Но более древнее средство может сохраниться, оставаясь на заднем плане, выступая на первый план при определённых условиях, например в страстно возбуждённых массах. Всё это ещё неопределённо и полно загадок, но пугаться этого нет причин» [10; 499]. Сегодня в профессиональной литературе мы можем найти огромное количество примеров, указывающих не просто на наличие подобного глубинного социально-психологического механизма общения, но обнаруживаем, что его возможности гораздо более обширны, чем это можно представить. Пожалуй, самое яркое описание этих возможностей принадлежит перу известных французских гештальт-терапевтов Сержа и Ани Гингер: «В своих регулярно действующих группах мы учредили оригинальный и забавный ритуал приёма новичков. Мы его назвали «хрустальный шар», и развивается он в виде игры, цель которой – быстрая интеграция прибывшего в ранее сформированную группу. У нас не предлагают новичку представиться, как это обычно бывает. У нас его представляет вся группа! Ещё до того, как он сам начнёт говорить, каждый внимательно концентрируется на новичке и вслух выражает все образы, которые возникают… Бывалым членам постоянно действующих групп, натренировавшим свою интуицию и способным ограничивать личные проекции, часто удаются портреты, поражающие сходством с оригиналом. “Я вижу у тебя дома на стене незаконченный ковёр, ты сейчас над ним работаешь. Это пейзаж: пруд, овечки…Со стены свисает белая шерстяная нить, на полу – клубок! (та, к кому обращались, навсегда осталась убеждена, что к ней тайком пробрались в дом). «А у тебя есть тайный любовник. Об этом никто не знает. Это деревенский гончар, он живёт в маленьком доме на отшибе, и ты тайком ходишь к нему, когда наступает ночь…». Действительно, об этом никто не знал, и молодая женщина подумала, что попала в группу ясновидящих (отсюда и название игры «Хрустальный шар»). И ещё более удивительный случай: «Это твой дедушка начал импортировать кока-колу в Швейцарию…», на что новичок не удержавшись, отвечает: «Нет! Это брат моего дедушки!»” [2; 137-138] Известно, что некоторые опытные психиатры способны поставить диагноз ещё до того, как пациент, пройдя в их кабинет, успевает сесть на стул. Так же и психологи, и психотерапевты могут полагаться вовсе не на имеющийся багаж знаний, не на слова и поведение клиента, но на собственные ощущения и возникающие спонтанные мысли, оказываясь в результате куда более прозорливее и полезнее иных своих коллег. К слову, метод резонансного консультирования отечественного психолога Сергея Владимировича Петрушина основан исключительно на том, что специалист в момент контакта с клиентом ориентирован на самого себя и на то, что с ним происходит. При этом Сергей Владимирович исходит из предположения, что не только бессознательное клиента знает всё, но и бессознательному консультанта так же известно решение его проблемы! [8; 15] Объяснить подобные случаи простой эмпатией, атрибуцией или проекциями вряд ли возможно. Отсылка же к развитой интуиции проясняет ситуацию и того меньше. И если мы не признаем в этом проявление какого-то ранее не получившего должного объяснения механизма психики, то нам придётся согласиться с выводами супругов Гингер, охарактеризовавших предоставленные истории из практики не иначе как «телепатия» [2; 138]. Однако, если даже мы признаем существование подобного механизма коммуникации, то незамедлительно встаёт ряд других вопросов: что же обеспечивает его работу? имеется ли какой-либо биологический субстрат данного феномена? и т. д. Попробуем, хотя бы и предварительным наброском, осветить и эту сторону проблемы. Вероятно, работа данного механизма становится возможной в первую очередь за счёт единообразности, то есть общих для каждого из нас закономерностей функционирования психики и бессознательного. Кроме того, во многих источниках указывается на необычайно большую скорость обработки информации на бессознательном уровне [см.,напр., 3], что так же помогает обосновать возможность работы этого механизма. Дополнительно можно прибегнуть ко многим теориям общения и эмоций. Например, известный польский психиатр середины прошлого века Антони Кемпински убедительно доказывал, что количество информации поступающей к индивиду извне, от его окружения, приблизительно равно тому, которое сам индивид продуцирует наружу [4][5]. Так же А.Кемпински принадлежит важное открытие – вектор эмоций всегда направлен в обе стороны сразу, из чего он делает вывод о невозможности сокрытия от окружающих реальных эмоций. Неинтенционально они всё равно будут транслироваться вовне [4]. Здесь же стоит упомянуть и результаты более чем полувековых изысканий ставшего в последе время крайне популярным профессора психологии Пола Экмана, согласно которым выражения лица являются универсальными для всех людей, вне зависимости от расовой и культуральной принадлежности. Ещё более интересным для нас является его открытие микровыражений лица, благодаря которому он продемонстрировал на практике, что скрыть лож, гнев, недовольство, симпатии и многое другое человек на самом деле не способен, так как беспрестанно демонстрирует их в слабых не осознаваемых микродвижениях лицевых мышц и тела [12][13]. В пользу возможности понимать другого человека на достаточно тонком уровне и ощущать все испытываемые им эмоции говорит и сравнительно недавнее обнаружение так называемых «зеркальных нейронов», отвечающих за имитационное поведение. Данные нейроны возбуждаются как при выполнении какого-то конкретного действия, так и при наблюдении за тем, как кто-то другой выполняет эти действия или переживает знакомые эмоциональные реакции [1][7]. Люди, как никакие другие животные, зависят от информации, получаемой извне. И прежде всего от той, которую получают от других людей [9; 20]. Мы настолько социально-ориентированы, что являемся единственными представителями живого мира, разработавшими дополнительные способы взаимодействия, такие как речь и письмо. Можно с уверенностью утверждать, что представленный социально-психологический бессознательный механизм общения организовался естественным путём в ходе филогенетического развития человечества. В совокупности с уже известными процессами, он призван помочь в достижении неопосредованного узнавания и максимального взаимопонимания между индивидами, при этом наиболее коротким и быстрым способом. Как явствует из приведённых примеров, мы способны сознательно обращаться к данному механизму. Более того, при определённых условиях он приобретает даже узкую специализацию, оказываясь на службе человека. Тем самым, дальнейшее изучение и обстоятельные исследования в этом направлении открывают значительные перспективы, и в первую очередь, для представителей всех помогающих профессий.
1. Бауэр И. Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов.- СПб: Изд-во Вернера Регена, 2009
2. Гингер Серж, Гингер Ани. Практическое пособие для психотерапевтов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2010. – (Психотерапевтические технологии).
3. Дубровский Д.И. Роль бессознательного в активности мышления // Бессознательное. Тбилиси, 1978. Т.3. С. 68-77.
4. Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава: Авиценна, 1984
5. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. — М-СПб.: Университетская книга, Совершенство, 1998.
6. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу / Валерий Лейбин. – М.: АСТ: МОСКВА, 2010. – (Psychology)
7. Марко Якобони. Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга.- Юнайтед Пресс, 2011
8. Петрушин С.В. Резонансное консультирование (консультант-центрированный подход): Учебное пособие. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – (Психотерапевтические технологии).
9. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. – СПб.: Речь, 2004.10. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – (Philosophy).
10. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – (Philosophy).
11. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. – СПб.: Азбука-классика, 2007.
12. Экман, Пол. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. — 2-е издание. – СПб.: Питер, 2010. - (Сам себе психолог).
13. Экман, Пол. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2010.
[1] Здесь и далее выделено мною (автор). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|