|
Серьезность запроса клиентаАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Как достичь счастья?
По сути, перед каждой расстановкой расстановщику полезно задаться вопросом: «Волнует ли данная тема клиента по-настоящему? Или он просто любопытствует?» Приведем несколько примеров. Однажды наш клиент настоятельно попросил сделать ему расстановку. «Я никому не уступлю своей очереди. Мне нужно сделать свою расстановку именно сейчас». Всё пространство так и звенело напряжением. Веса в этих тихих словах было очень много. Группа согласилась работать с его запросом прямо сейчас. Тема была очень актуальной. Процесс оказался весьма насыщенным. И результат был очевидный – мощный катарсис клиента. А если клиент запрос формулирует так: «Мне знакомые сказали, что если с предками поговорить, то легче станет… Можно посмотреть, какая связь у меня с моей бабушкой… Что-то она мне недавно приснилась…» Здесь серьезности клиента намного меньше. И работа будет менее эффективна, если вообще состоится. В этом случае стоит перевести разговор в иную плоскость: «А что в своей жизни ты хочешь изменить и исправить этой расстановкой? Что изменится в твоей жизни после этой расстановки?» Это спровоцирует клиента более серьезно отнестись к тому, что происходит с ним сейчас и может произойти в будущем. По нашему опыту, наиболее революционные и масштабные изменения после системной расстановки происходят у людей, которые настрадались и очень сильно хотят изменений. Все случаи «чудесных исцелений и волшебных превращений» происходили у людей, которые «ни за что на свете не хотели жить по-прежнему». И системная расстановка давала им точку опоры, импульс и ресурс для крупномасштабных изменений. Как отличить клиентов серьезных и замотивированных на изменения от остальных? В первую очередь, по интенсивности их чувств в предварительном интервью. Серьезность запросу придают первичные чувства. Они очень короткие, но сильно вовлекающие группу в процесс переживаний этих чувств, в искреннее сострадание, провоцирует включенность группы. А есть чувства вторичные, которые по сути, являются маскировкой первичных. Рассказ клиента в котором преобладают вторичные чувства только скуку на группу наводят. «Я двадцать лет злюсь на своего мужа». В этой фразе злость может быть вторичным чувством, которое маскирует первичные чувства (например, чувство боли от измены мужа). Одним из признаков вторичных чувств является их растянутость во времени. Они как заезженная пластинка. И расстановщику иногда надо найти (заметить) в потоке информации клиента первичные чувства, рассказать клиенту о своих находках, и тогда пространство расстановки зазвенит густотой смысла и серьезности. А иногда, когда поток слов и вторичных чувств не прекращается подолгу можно вежливо прервать клиента и спросить: «Видите, вся группа зевает… Что-то не так… Может быть, поищем в другом направлении… Может быть, есть другая тема, которая вас волнует…»
*** Очень важно, чтобы клиент был сосредоточен, сфокусирован на теме, которую он заявляет в качестве запроса. Особый случай – клиент, который слишком хорошо подготовился. У него запрос на трех листах мелким шрифтом. С одной стороны, человек подготовился, ночь не спал, всё тщательно сформулировал и оформил на бумаге. А с другой стороны, он, скорее всего, намешал туда много чего, всё смешал в одну кучу. «Хочу, чтобы мне зарплату повысили, долги отдали, квартира продалась, и ухо не болело, и милый вернулся. Такая «сборная солянка» пожеланий говорит о том, что, скорее всего, клиент не сосредоточен, не имеет приоритетов. Решение. Лучше всего в качестве запроса взять одну тему, по которой можно заметно для клиента продвинуться за одну сессию. Одну и не больше. В противном случае, если мы возьмемся в рамках запроса проработать тему «насморк и деньги», и в ходе расстановки замечательно продвинулись в работе с насморком, клиент в итоге будет недоволен: «А про деньги мы не успели, эх…» Именно поэтому не стоит брать в качестве запроса такую тему как «общее состояние здоровья». Слишком много факторов, слишком много симптомов. Лучше тему сузить. Посильная, достижимая задача позволяет легче отследить степень достижения результата, и порадоваться успеху, укрепить веру клиента и в свои силы, и в эффективность метода. Есть и другая крайность – размытость запроса. Приходит человек и говорит: «Ну вот как-то так… Всего в общем-то понемножку… В целом и в общем… А хочется, знаете ли, получше… Ах…» Сидишь рядом с ним и думаешь, а вообще о чём он? Понятно, что ему плохо. Понятно, что он в негативе. А что конкретно он хочет изменить, от чего конкретно отталкиваться – совершенно не понятно. Решение. Надо его смутные чаяния развернуть в более конкретный запрос. В этом деле могут помочь так называемые «альтернативные» вопросы: «Так вам мужа найти или денег зарабатывать? Чего хочется?» Поэтому Берт Хеллингер и просил клиентов формулировать запрос как можно короче.
Если дать клиенту говорить много, группа начнет ему сочувствовать и в расстановке подыграет, покажет ангажированную информацию. Или быстро устанет от многословия. Если клиент способен чётко сформулировать свой запрос, значит он мотивирован, собран, сосредоточен, готов работать. *** Статья написана в соавторстве с Матвеевой Надеждой (Центр "Ольвия" г. Москва) С уважением Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|