Злость. Быть или не быть?

Наблюдая за развитием симптома у невротика и постепенной дисгармонизации личности, я практически всегда вижу, что это связано либо с неспособностью заявить о своих желаниях, либо с невозможностью проявить агрессию в случае нападения. Сегодня я бы хотел более подробно остановиться на втором пункте.

Злость и агрессивность в современном обществе часто воспринимаются чувствами, которые являются неприятными, нехорошими и недостойными уважающего себя человека. И эти убеждения настолько укореняются в сознании, что агрессия не может проявиться ни только при нападении, но и при защите. В нашем обществе огромное количество видов проявления агрессии: это может быть как физическая агрессия, так и психологическая, которая может проявляться в оскорблениях, шутках, подколах, язвительстве, неуважительном тоне, обидах и др. И если наша психика на подобного рода агрессии не может ответить по каким-то причинам своей агрессией, то невыпущенная эмоция будет схожа с бомбой, взорвавшейся в самой личности человека, либо со снарядом, выпущенным в сторону другого лица, не принимающего никакого участия в формировании этой агрессии, но более слабого.

Что за причины могут стоять за невозможностью равнозначно ответить агрессору?

Причины могут быть реальные и невротические. Реальные причины — это те, при которых за ответную агрессию может последовать более сильная агрессия, и соотношение сил таково, что лучше на агрессию не отвечать или дождаться подходящего места и времени, чтобы ответить с полной силой. Но если присутствует реальность, то неврозу не будет места.

Невротические причины — это причины, при которых в реальности есть все основания и возможности ответить на агрессию, но из-за чувства страха, вины или стыда, ответная агрессия не выходит. Именно за невротическими причинами стоит развитие невроза, панических атак, фобий и психосоматических заболеваний.

Практически всегда за невротическим страхом агрессии стоит определенный паттерн поведения, истоки которого можно увидеть еще в раннем детстве человека. И, конечно, страх, стыд, вина — те чувства, которые блокируют естественный выход эмоций, — можно наблюдать у каждого клиента на самом раннем этапе его развития, и чувства эти были ничем иным, как результат невозможности проявить агрессию к самому близкому человеку — к своему родителю.

Сталкиваясь с агрессией или вопиющей несправедливостью от своих родителей, ребенок, как живое и эмоциональное существо, будет испытывать чувство злости и ярости по отношению к своим обидчикам. И вариантов выхода своих эмоций у него будет не так уж и много. У ребенка есть возможность нанести ответный физический или психологический удар в сторону родителя. Но в данном случае последует более жесткое наказание, что приводит к невозможности данной стратегии. У ребенка есть возможность убежать, тем самым избавив себя от получения новой порции агрессии со стороны родителя. Но не имея «запасной» крыши над головой и возможности обеспечивать себя самостоятельно, ребенок тем самым обрекает себя на верную смерть, что делает эту стратегию также невозможной. Тогда у ребенка остается единственная возможность — смириться с агрессией, при этом оправдав и рационализировав агрессию родителя по отношению к себе. Это может проявляться примерно в таких убеждениях: «родители меня так воспитывают, они знают, что делают», «у родителей сложное положение/тяжелая судьба», «если тебя ударили по правой щеке, подставь левую», «кричать, кусать, огрызаться, язвить, показывать свой характер — дурно и стыдно». Или в еще более жесткой форме — в чувстве глубокой вины, даже за возможность подумать об агрессивных действиях в сторону родителя. Такие убеждения и мысли являются крепкой защитой от разрушения своей психики и являются необходимой мерой для сохранения личности.

Проблема возникает, когда зрелая личность, которая может в реальности либо отвечать на агрессию, либо убегать от нее, сохраняет в себе те же убеждения и чувства (стыд, вина, страх), и, как следствие, и модели поведения, что и в детстве. Именно в таких случаях и развивается невроз и появляется угроза возникновения психосоматических заболеваний. То есть, ребенок вырос, а в силу травмы детской агрессии, реагирует на агрессию во взрослом возрасте, не опираясь на реальность, а опираясь на свои детские установки. Также исследуя клинические случаи из своей практики и практики своих коллег, я могу однозначно утверждать, что чем сильнее был уровень агрессии в сторону ребенка в детстве, тем сильнее сила рациональных убеждений, которые не допускают ответной агрессии во взрослом возрасте.

Поэтому можно сделать вывод, что своевременный и равноценный ответ на агрессию — это хорошее лекарство от невроза и профилактика возникновения психосоматических заболеваний.

Но если из-за силы иррациональных убеждений или чувств вины, стыда и страха в зрелом возрасте сделать это невозможно, безусловно, необходимо прорабатывать эту тему со своим психологом или психотерапевтом, чтобы зрелая личность опиралась в первую очередь на реальность и свои потребности, взамен невротическим паттернам поведения из прошлого.



Просмотров: 282
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как реагировать на детскую агрессию? Замкнутый круг агрессии
  • Причины возникновения психосоматических и соматоформных заболеваний (а может алекситимия?).
  • О пользе злости, а может быть и агрессии…
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Самая большая проблема в детской агрессии, - нет, не в самой агрессии, а в реакции на нее родителей.
  • Причины детской агрессии или как воспитать неагрессивного ребенка
  • Если сильно злишься. Как выражать агрессию, чтобы не вредить себе и другим
  • Причины возникновения психосоматических заболеваний (роль структуры личности)
  • Причины агрессии у человека: в чем корень зла?
  • Накопленная агрессия. Как выражать агрессию конструктивно? (Часть 2)
  • Что делать родственникам в случае нарушения памяти и проявления агрессии у пожилого человека.
  • Как снизить агрессию у ребенка
  • По ту сторону агрессии
  • Личность либо развивается, либо адаптируется, либо деградирует.
  • Как остановить свою агрессию по отношению к близким?
  • Внутренние причины детской агрессии, последствия
  • Ребенка травят в школе - как распознать реляционную агрессию.
  • С.О.В.А. - чем отличается стыд от вины и обида от агрессии
  • Ребенок, с повышенным уровнем агрессии: как быть?
  • Что делать если вас провоцируют на агрессию. Треугольник Карпмана-Берна
  • Что делать если вас провоцируют на агрессию. Треугольник Карпмана-Берна
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Причины возникновения психосоматических заболеваний (психодинамический подход)
  • Почему ребенок проявляет агрессию? Опыт психолога
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Уверенность в себе — либо есть, либо нет?
  • Причины возникновения психосоматических заболеваний (психофизиологическое влияние стресса)
  • Про страх и агрессию
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь