|
Юмор в образованииАвтор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
Смейся — и весь мир будет смеяться вместе с тобой... Элла Уилкокс Несмотря на то, что образование дело весьма серьезное, педагогические тенденции в последние время сместились к созданию более мягкой учебной среды. В соответствии с преобладающими на данный момент тенденциями в образовании считается, что учащиеся будут намного более мотивированы к обучению, если они счастливы и веселы, чем если они испытывают беспокойство и страх. В соответствии с этой тенденцией многие педагоги-теоретики советуют преподавателям привносить юмор в учебную аудиторию: рассказывать на занятиях о забавных случаях, приводить смешные примеры и иллюстрации, поощрять частое использование юмора учащимися. Предполагается, что юмор на занятиях помогает снизить напряжение, стресс, тревогу и скуку, улучшает отношения между учащимся и преподавателем, ослабляет страх учащихся перед занятиями, делает обучение приятным, создавая положительные установки на учебу, стимулирует интерес и внимание к преподаваемому материалу, улучшает понимание, запоминание, а также способствует креативности. Опросы студентов показывают, что чувство юмора обычно считается одним из самых желательных качеств успешного преподавателя. Какие типы юмора используют преподаватели? Несмотря на то, что большинство педагогов декларируют недопустимость поддразниваний и насмешек, существуют свидетельства того, что агрессивные формы юмора на самом деле не так редки аудиториях. Некоторые типы юмора, используемые преподавателем, могут оказывать отрицательное, а не положительное влияние. Насмешки и другие формы агрессивного юмора могут оказывать вредное влияние на общий эмоциональный климат в учебной группе. Другой потенциальный риск использования юмора в образовании состоит в том, что он может быть неправильно истолкован и вызвать замешательство учащихся. Юмор часто включает преувеличение, преуменьшение, искажение и даже противоречие. Эти типы юмора могут привести к тому, что учащиеся не смогут понять подразумеваемое значение и получат неточную информацию. Ценность юмора в аудитории, в первую очередь, связана с созданием ощущения непосредственности. Непосредственность выше, если преподаватель использует примеры из собственной жизни, поощряет обсуждение студентами материала на занятиях, обращается к студентам по имени, хвалит работы студентов, а также поддерживает зрительный контакт с аудиторией и улыбается при разговоре. Юмор также служит для преподавателей еще и способом уменьшения психологического расстояния между собой и студентами, и таким образом повышения уровня непосредственности. Педагоги, которые пропагандируют использование юмора в обучении, утверждают, что юмор не только способствует созданию позитивной, приятной атмосферы в аудитории, но также помогает студентам лучше изучать и запоминать информацию, что повышает академическую успеваемость. Существует несколько механизмов, чтобы объяснить, почему лекционный материал, который сопровождается юмором, усваивается и запоминается лучше, чем информация, которая подана в более серьезной манере. Во-первых, положительные эмоции, сопровождающие юмор, могут быть связаны с общим восприятием обучения, формируя у студентов позитивную установку на образование вообще и повышая их мотивацию к обучению, что улучшает академическую успеваемость. Во-вторых, новизна и эмоциональность юмора привлекают внимание студентов и удерживают его на теме занятия, таким образом, облегчая получение информации. В-третьих, несоответствующие умственные ассоциации, которые являются неотъемлемым атрибутом юмора, могут облегчать процесс когнитивной переработки, помогая сохранить информацию в долговременной памяти. В-четвертых, юмористические признаки, которые облегчают запоминание и связанные с ранее усвоенной информацией, способствуют облегчению извлечения этой информации из долговременной памяти в дальнейшем, когда студенты отвечают на вопросы при сдаче экзамена. Таким образом, если преподаватели хотят использовать юмор для облегчения усвоения студентами материала курса, юмор должен быть тесно связан с содержанием курса. Кроме этого, постоянное предъявление юмора на протяжении всего занятия будет мало влиять на запоминание. Юмор должен использоваться понемногу для иллюстрации важных понятий, а не второстепенного материала. Психолог, психотерапевт, консультант, онлайн-консультант Макаренко Амалия Алексеевна (г.Харьков) Тел./Viber/WhatsApp: + 3 8 067 728 80 10 Skype: amaliyamakarenko E-mail: [email protected] Веб-сайт: amaliyamakarenko.com.ua Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|