8 видов юмора. Как отличить здоровый юмор от прочих других

Смех - лучшее лекарство, а юмор продлевает  жизнь. Но почему же люди так редко "создают" юмор и даже боятся его? Многие (в том числе и психологи) стараются избегать юмора в межличностной и социальной жизни, как мне кажется из-за путаницы в контекстах юмора. То есть, в понимании такта, вида юмора и его уместности.

Кроме того, в условиях напряженности, скопившихся непонятных чувств - боязнь шутить - это еще страх быть осмеянным самому.


Однако, чем бояться юмора и довольствоваться пассивным созерцанием юмористов на экране, лучше "распутать клубок" юмора и двигаться от "негативных" к "позитивным" формам юмора, развиваться, становиться наблюдательнее к себе и другим.

Вот 8 основных форм видов/контекстов юмора, которые встречаются в повседневной жизни. Начиная с вида №6, юмор требует работы на собой и, действительно, приносит позитивные плоды в отношениях и жизни. Рассматривая "ингридиенты" юмора, Вы сможете понять, что стоит за юмором и смехом в конкретной ситуации.

  1. Высмеивание.

Некоторых в детстве обидно высмеивали.

"Смешной - значит глупый, несерьезный, не вызывающий доверия".

"Выгляжу смешно - значит объект насмешек"

"Смеюсь - значит надсмехаюсь" (страх обесценить другого).

Это когда "юмор" используется как элемент уязвления, агрессии, унижения.

Ключевой ингредиент: агрессия, обернутая в юмор или сатиру.

Именно такого юмора мы боимся, и поэтому часто не шутим, мы ожидаем, что юмор может быть воспринят именно так.

Высмеивание в межличностных отношениях деструктивно, но страх высмеивания без видимых на то причин - фактор, который серьезно сдерживает наше развитие : мы не можем быть раскованными, свободными.

 

2. Умаление.

Похоже на обесценивание, но здесь попытка сделать кого-то или что-то "маленьким", не значащим для себя из-за невозможности достигнуть, конкурировать, получить желаемое, из боязни неудачи.

Ключевой ингредиент: зависть, страх, чувство конкуренции.

Однако, в специальных случаях, смех может быть помощником в борьбе со страхом. В трудных ситуациях или переговорах можно мысленно представить оппонента "смешным", сделать его образ легче для себя. Тогда переговорная ситауция станет субъективно менее страшной.

Похожий (только без юмора) случай описан в "Алисе в стране чудес", когда в зале суда Алиса начала расти, а все окружающие - уменьшились до размера игральных карт.

Это попытка компенсировать "неравный вес" с "сильными фигурами" (во сне Алисы - королевой, "судом"), освободиться от пут "навязывания". Авторитетные фигуры становятся "маленькими" и "ничтожными" - так детская психика пытается совладать с проблемами общения со взрослыми, когда последние оценивают или осуждают.

 3. Защита от тревоги.

Тревога - смесь стыда, вины, страха в разных пропорциях.

Иногда, будучи напряженным, человек и особенно группа может "нервно захихикать".

Подобный защитный юмор  направлен на разрядку накопившейся тревоги и напряжения. Несмотря на то, что этот смех действительно полезен, важно разобраться, что стоит за тревогой и неловкостью.

Иногда бывает сложнее, человек в депрессии может пытаться найти в юморе утешение, см. п. 5.

 

4. Смех над Другими/Чужими.

Посмеяться над другими, чужими, "не такими как мы" - это совладение с чувствами "группового нарциссизма" - создание группового фольклора, элемент группировки и дружбы против другого или других.

Такой юмор может быть и вполне безобидным. Когда, к примеру, близкие профессии подсмеиваются друг над другом: маркетологи над продавцами, гештальт-терапевты над психоаналитиками и т.д.

Глубинная причина здесь не высмеивание других, а скорее поиск отличий себя от других, сборка своей идентичности, отделения "мы" от "они".

Стержневой ингредиент этого юмора - "нарциссизм малых различий", описанный Фрейдом.

Если шутить не обидно, то подшучивание - не провокация "войны", а напротив - ее профилактика.

А вот ингредиенты, которые все портят: обида, обвинение в своих несчастьях, поиск виноватого, зависть. В худших формах превращается бытовую нетерпимость, или, в масштабах, даже в мощное идеологическое оружие, в. том числе примитивной пропаганды.

 

5. Юмор как пассивная реакция на юмор.

Пример - чрезмерное внимание к юмористическим передачам, сценам, в которых юмор заранее срежессирован. Эффект от этой "таблетки" - утешение, но, в целом, это довольно пассивное занятие, в котором атрофируются собственное чувство юмора и креативность. Повторение и поиск  "популярных анекдотов" или мемов популярных стендап-шоу не раскрывают креативности, "юмора внутри". "Украденные" шутки - всего лишь признак неспособности создавать "юмор здесь-и-сейчас" самому. Кроме того, некоторые люди впадают в зависимость от "чужого юмора".

Нужно задуматься: отчего эта таблетка? Желание понравиться, быть остроумным, но не желание делать свой ум острым, а пользоваться чужим? Бегство от "ужасной" жизни? Потреблять юмор важно - это приносит позитивные эмоции! Но чрезмерная зависимость от юмористических медиапродуктов - это сигнал для вопросов к себе.

 

6. Разрядка повседневной тревоги и пафоса в повседневности.

Пробивать стены могут только камни, а камни не улыбаются. Напряженность и ритуализация делают людей "серьезными". Желание иметь "важность",

как часть социальной силы. Юмор помогает снять "напряженность" и часто нейтрализовать конфликт, хорошая профилактика отношений, снижение градуса депрессивности или наоборот излишней экзальтации.

В отличие от п.3 - этот юмор - активный, не пассивный.

Разрядка повседневных небольших тревог дает легкость, облегчает общение, дает возможность "отстраниться" - посмотреть на явление, на ситуацию как бы со стороны (чем не коучинг?). Создание юмора из контекста - из ситуации "здесь и сейчас".

Может быть безобидным "оружием" в повседневной защите. Классический пример - с Ломоносовым.

"На камзоле Ломоносова продрались локти. Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу: «Ученость выглядывает оттуда...»

«Нисколько, сударь, – немедленно ответил Ломоносов, – глупость заглядывает туда!»

 

7. Добрый юмор как элемент терапии и поддержки.

То, что делал (и чему учил), как мне кажется, психотерапевт Фрэнк Фарелли.

Умение добрым юмором коснуться характера, черты, поведения, проявлений другого человека, но сделать это безобидно - очень трудный навык.

Как работает такой юмор? Если у человека есть "слияние" с проблемой, то он воспринимает себя и проблему одинаково - слишком серьезно и "слитно", "целиком вместе с собой", как если бы это была его собственная грыжа.

Но с помощью юмора можно "уменьшить", а главное "отделить" проблему, сделать ее легче, а значит - дать ресурс для ее преодоления.

Психологи называют "эго-синтонной" черту характера человека, которая раздражает других, в то время как человек ее "не замечает". Умелый юмор помогает мягко "подстветить" часть "поведения человека", сделать ее заметной, но, одновременно легкой, с грузом которой можно легче расстаться.

Хорошие ингредиенты: особая тонкая наблюдательность, чувство такта, рефлексивность, искренность.

Плохие ингредиенты: обида, зависть и другие непроявленные, неосознаные реакции на людей, которые ведут к п.1-4.

 

8. Самоирония.

Дается легко тем, кто готов лучше узнавать себя и не боится посмеяться над собой.

Хорошие ингредиенты - рефлексия, самонаблюдение, искренность.

Хорошая возможность посмеяться над своими недостатками, привычками, глупостями.

Микротерапия своего нарциссизма, "налета славы", "надменности", стыда или сомнений.

Способность к самоиронии показывает человека зрелого, открытого, способного быть "уязвимым". Важная часть личностного роста.

Плохой ингредиент: прикрытая самоиронией попытка посмеяться над собой, "чтобы не смеялись другие" (п.1).

 

В фильме "Тот самый Мюнхгаузен" барон говорит одну из ключевых фраз "Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь...".

Овладевая своими чувствами, эмоциями самостоятельно или с психологом, мы можем учиться использовать "развитые" формы юмора в повседневной жизни (п.6-8), которые облегчают общение, создают легкость и непринужденность, которых, порой, так не хватает.



Просмотров: 522
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь