|
8 видов юмора. Как отличить здоровый юмор от прочих другихАвтор статьи: Бочкарев Петр Петрович
Смех - лучшее лекарство, а юмор продлевает жизнь. Но почему же люди так редко "создают" юмор и даже боятся его? Многие (в том числе и психологи) стараются избегать юмора в межличностной и социальной жизни, как мне кажется из-за путаницы в контекстах юмора. То есть, в понимании такта, вида юмора и его уместности. Кроме того, в условиях напряженности, скопившихся непонятных чувств - боязнь шутить - это еще страх быть осмеянным самому.
Вот 8 основных форм видов/контекстов юмора, которые встречаются в повседневной жизни. Начиная с вида №6, юмор требует работы на собой и, действительно, приносит позитивные плоды в отношениях и жизни. Рассматривая "ингридиенты" юмора, Вы сможете понять, что стоит за юмором и смехом в конкретной ситуации.
Некоторых в детстве обидно высмеивали. "Смешной - значит глупый, несерьезный, не вызывающий доверия". "Выгляжу смешно - значит объект насмешек" "Смеюсь - значит надсмехаюсь" (страх обесценить другого). Это когда "юмор" используется как элемент уязвления, агрессии, унижения. Ключевой ингредиент: агрессия, обернутая в юмор или сатиру. Именно такого юмора мы боимся, и поэтому часто не шутим, мы ожидаем, что юмор может быть воспринят именно так. Высмеивание в межличностных отношениях деструктивно, но страх высмеивания без видимых на то причин - фактор, который серьезно сдерживает наше развитие : мы не можем быть раскованными, свободными.
2. Умаление. Похоже на обесценивание, но здесь попытка сделать кого-то или что-то "маленьким", не значащим для себя из-за невозможности достигнуть, конкурировать, получить желаемое, из боязни неудачи. Ключевой ингредиент: зависть, страх, чувство конкуренции. Однако, в специальных случаях, смех может быть помощником в борьбе со страхом. В трудных ситуациях или переговорах можно мысленно представить оппонента "смешным", сделать его образ легче для себя. Тогда переговорная ситауция станет субъективно менее страшной. Похожий (только без юмора) случай описан в "Алисе в стране чудес", когда в зале суда Алиса начала расти, а все окружающие - уменьшились до размера игральных карт. Это попытка компенсировать "неравный вес" с "сильными фигурами" (во сне Алисы - королевой, "судом"), освободиться от пут "навязывания". Авторитетные фигуры становятся "маленькими" и "ничтожными" - так детская психика пытается совладать с проблемами общения со взрослыми, когда последние оценивают или осуждают. 3. Защита от тревоги. Тревога - смесь стыда, вины, страха в разных пропорциях. Иногда, будучи напряженным, человек и особенно группа может "нервно захихикать". Подобный защитный юмор направлен на разрядку накопившейся тревоги и напряжения. Несмотря на то, что этот смех действительно полезен, важно разобраться, что стоит за тревогой и неловкостью. Иногда бывает сложнее, человек в депрессии может пытаться найти в юморе утешение, см. п. 5.
4. Смех над Другими/Чужими. Посмеяться над другими, чужими, "не такими как мы" - это совладение с чувствами "группового нарциссизма" - создание группового фольклора, элемент группировки и дружбы против другого или других. Такой юмор может быть и вполне безобидным. Когда, к примеру, близкие профессии подсмеиваются друг над другом: маркетологи над продавцами, гештальт-терапевты над психоаналитиками и т.д. Глубинная причина здесь не высмеивание других, а скорее поиск отличий себя от других, сборка своей идентичности, отделения "мы" от "они". Стержневой ингредиент этого юмора - "нарциссизм малых различий", описанный Фрейдом. Если шутить не обидно, то подшучивание - не провокация "войны", а напротив - ее профилактика. А вот ингредиенты, которые все портят: обида, обвинение в своих несчастьях, поиск виноватого, зависть. В худших формах превращается бытовую нетерпимость, или, в масштабах, даже в мощное идеологическое оружие, в. том числе примитивной пропаганды.
5. Юмор как пассивная реакция на юмор. Пример - чрезмерное внимание к юмористическим передачам, сценам, в которых юмор заранее срежессирован. Эффект от этой "таблетки" - утешение, но, в целом, это довольно пассивное занятие, в котором атрофируются собственное чувство юмора и креативность. Повторение и поиск "популярных анекдотов" или мемов популярных стендап-шоу не раскрывают креативности, "юмора внутри". "Украденные" шутки - всего лишь признак неспособности создавать "юмор здесь-и-сейчас" самому. Кроме того, некоторые люди впадают в зависимость от "чужого юмора". Нужно задуматься: отчего эта таблетка? Желание понравиться, быть остроумным, но не желание делать свой ум острым, а пользоваться чужим? Бегство от "ужасной" жизни? Потреблять юмор важно - это приносит позитивные эмоции! Но чрезмерная зависимость от юмористических медиапродуктов - это сигнал для вопросов к себе.
6. Разрядка повседневной тревоги и пафоса в повседневности. Пробивать стены могут только камни, а камни не улыбаются. Напряженность и ритуализация делают людей "серьезными". Желание иметь "важность", как часть социальной силы. Юмор помогает снять "напряженность" и часто нейтрализовать конфликт, хорошая профилактика отношений, снижение градуса депрессивности или наоборот излишней экзальтации. В отличие от п.3 - этот юмор - активный, не пассивный. Разрядка повседневных небольших тревог дает легкость, облегчает общение, дает возможность "отстраниться" - посмотреть на явление, на ситуацию как бы со стороны (чем не коучинг?). Создание юмора из контекста - из ситуации "здесь и сейчас". Может быть безобидным "оружием" в повседневной защите. Классический пример - с Ломоносовым. "На камзоле Ломоносова продрались локти. Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу: «Ученость выглядывает оттуда...» «Нисколько, сударь, – немедленно ответил Ломоносов, – глупость заглядывает туда!»
7. Добрый юмор как элемент терапии и поддержки. То, что делал (и чему учил), как мне кажется, психотерапевт Фрэнк Фарелли. Умение добрым юмором коснуться характера, черты, поведения, проявлений другого человека, но сделать это безобидно - очень трудный навык. Как работает такой юмор? Если у человека есть "слияние" с проблемой, то он воспринимает себя и проблему одинаково - слишком серьезно и "слитно", "целиком вместе с собой", как если бы это была его собственная грыжа. Но с помощью юмора можно "уменьшить", а главное "отделить" проблему, сделать ее легче, а значит - дать ресурс для ее преодоления. Психологи называют "эго-синтонной" черту характера человека, которая раздражает других, в то время как человек ее "не замечает". Умелый юмор помогает мягко "подстветить" часть "поведения человека", сделать ее заметной, но, одновременно легкой, с грузом которой можно легче расстаться. Хорошие ингредиенты: особая тонкая наблюдательность, чувство такта, рефлексивность, искренность. Плохие ингредиенты: обида, зависть и другие непроявленные, неосознаные реакции на людей, которые ведут к п.1-4.
8. Самоирония. Дается легко тем, кто готов лучше узнавать себя и не боится посмеяться над собой. Хорошие ингредиенты - рефлексия, самонаблюдение, искренность. Хорошая возможность посмеяться над своими недостатками, привычками, глупостями. Микротерапия своего нарциссизма, "налета славы", "надменности", стыда или сомнений. Способность к самоиронии показывает человека зрелого, открытого, способного быть "уязвимым". Важная часть личностного роста. Плохой ингредиент: прикрытая самоиронией попытка посмеяться над собой, "чтобы не смеялись другие" (п.1).
В фильме "Тот самый Мюнхгаузен" барон говорит одну из ключевых фраз "Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь...". Овладевая своими чувствами, эмоциями самостоятельно или с психологом, мы можем учиться использовать "развитые" формы юмора в повседневной жизни (п.6-8), которые облегчают общение, создают легкость и непринужденность, которых, порой, так не хватает. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|