|
Чувство юмора у детей до 3-х лет.Автор статьи: Иверова Марина Валерьевна
Казалось бы, что такая тема как чувство юмора не применима для детей до 3-х лет. Но это только на первый взгляд...
Что такое «чувство юмора»? Это способность замечать в явлениях комичные стороны и эмоционально откликаться на них, умение видеть противоречия, замечать или утрировать противоположности, видеть жизненные парадоксы и т.п. Чувство юмора – это умение не только шутить и смешить, но и понимать юмор. Его не надо путать с жизнерадостностью, которое от рождения присуще ребенку, и которое столь легко заглушить. Жизнерадостность – это скорее позитивное восприятие мира, преобладание хорошего и бодрого настроения. Например, многие известные комики или авторы юмористической литературы в жизни были скучными, серьезными, замкнутыми или даже мрачными, но это не мешало им смешить зрителей со сцены, сочинять юмористические шедевры (А.Райкин, О.Генри). В столь нежном возрасте можно говорить не о чувстве юмора в полном смысле этого слова, а о том, что ему предшествует. · 1-3 месяцы. В первые сутки после рождения у малыша можно наблюдать выражение лица, напоминающее улыбку, но это конечно еще не улыбка. Она появляется приблизительно с 3 по 8 неделю жизни, чаще к пятой неделе. В это время малыш улыбается, например, человеческому лицу, в первую очередь конечно маминому. В 2–3 месяца ребенок улыбается спонтанно, потому что ему хорошо, а не только в ответ на внешние раздражители. А своевременное и полное удовлетворение всех потребностей младенца значительно снижает вероятность возникновения негативных эмоций и создает условия для позитивного эмоционального развития ребенка, позволяет ему чаще радоваться жизни. 3-6 мес. О, несказанный восторг – малыш впервые начинает смеяться. Его может рассмешить все, что угодно: слон, который после того как дернешь за веревочку, вибрирует, или музыкальная карусель над кроваткой. А как весело, когда папа подбрасывает свое чадо почти до самого потолка, или когда вы звучно дуете ему в животик. Подчас это совсем неожиданные вещи: один ребенок хохотал от скрипа, который получается, если провести пальцем по воздушному шарику.
Все его дальнейшее развитие заключается прежде всего в развитии средств общения со взрослыми.И чем чаще в ответ он получает положительную реакцию, тем легче ему освоить способы, позволяющие вызывать соответствующие реакции у взрослых. То, как часто ребенок улыбается и смеется, зависит от окружающей его обстановки, поведения близких людей, поэтому так важно больше ласково и радостно общаться с ребенком, смотреть в глаза, обнимать, гладить и улыбаться ему самому.
·6–12 мес. После полугода улыбка приобретает разную окраску: она бывает то смущенной, то лукавой, или просто радостной. С ее помощью карапуз может выражать свои эмоции и отношение к происходящему вокруг. Теперь он подчас, не то чтобы целенаправленно смешит взрослых, а вызывает у нас позитивные эмоции (как говорится – играет на публику). Например, малыши очень забавно заигрывают, строят глазки, вертят головой, крутят попой, пританцовывать под музыку, делать фонарики. Словом, делать то, на что близкие реагируют смехом. Улыбки и смех связаны с изменениями не только в эмоциональной, но и в интеллектуальной сфере ребенка. После полугода дети начинают понимать речь. Им очень нравится, когда с ними разговаривают, с интересом смотрят вам в глаза, когда вы что-то рассказываете. Слова, ритм и интонации взрослых нередко вызывают у детей смех, их часто забавляют потешки, пестушки, уговорушки или то, с каким выражением и театральностью вы читаете им сказку. ·1-2 года. В этом возрасте малыш легко подвергается воздействию эмоционального состояния окружающих – он быстро заражается теми эмоциями и чувствами, которые в данный момент испытываете вы сами. И важно вместе с малышом подмечать, что может быть смешного, показывать ему это, смешить его целенаправленно. Малыша может рассмешить, когда вы повторяете за ним забавные слова, которые он придумывает, или какие-то парадоксальные вещи, например, как изменилась мама после того, как надела необычную юбку или парик. Не нужно забывать и о значимости совместных игр. Например, коза рогатая – ведь бодаться это так весело или как юмарно детки любят прятаться за собственные ладошки. В этот период дети не просто подражают, а копируют поведение взрослых. В результате чего появляется множество комичных ситуаций, например, как малыши разговаривают по телефону, все точно повторяют за папой, сидя за его компьютером или водят машину. ·2-3 года. Вот тут то и могут проявляться первые шутки, в которых малыш может уже использовать и речь, например, придумывает забавные рифмы: «чайчик – самоварчик». Дети с удовольствием занимаются словотворчеством («Я мамина и больше никовойная», «Я дотепа»), даже рифмуют («муха летела – муха балдела»), дают новые объяснения для привычных понятий (вот откуда облака – их паровозы делают). Передразнивают, подражают, кривляются и т.д. Малыш начинает наделять явления не характерными им свойствами, делать различные перевертыши - собака или петух говорят мяу, рисовать огромную мышку рядом с маленьким домиком или говорит маме, что она – маленькая, а он, кроха, – большой, утрировать, например, изображать, как басом разговаривает папа, или как крадется зайка и т.д. Или вот еще пример: Мама спрашивает у дочки: Ты мое солнышко? Нет. Ты моя кошечка? Нет. Ты моя зайка? Нет. А кто же ты? Я Жаба. Ему доставляет огромное удовольствие наблюдать за тем, как смеются все вокруг, а после родители или бабушка обнимают и хвалят его. Взращивать чувство юмора лучше там, где родные и близкие сами демонстрируют позитивное отношение к жизни, относятся с юмором к проблемам, умеют увидеть смешное и пошутить, разрядить обстановку. 2–3-летний ребенок вполне может оценить что-то смешное. Забавные истории, смешные ситуации даже стоит обсуждать с маленькими «юмористами» (перепутанные ботинки, забавная иллюстрация в книжке). Быстро реагировать и быть внимательным к шуткам ребенка – одно из важнейших правил по воспитанию юмора у детей. Но в подобных ситуациях от вас требуется мудрость и терпение. Необходимо замечать, где шутка переходит, например, моральные нормы, ее уместность (когда человек упал и ему больно – это не смешно). Очень важно, чтобы подобное поведение не вызывало у взрослых раздражения, нареканий или даже наказаний. Это обижает малышей, они могут почувствовать себя не понятыми, это может заставлять их замыкаться и отбивает желание шутить, проявлять детскую бесшабашность. Тут важно тактично направить малыша в нужное русло и аккуратно откорректировать его шутку. Есть вещи, которые не являются поводом для шутки. Можно подорвать доверие малыша к себе, если посмеется над его чувствами, когда он решил поделиться своими переживаниями, например, по поводу воспитательницы или девочки в детском саду. Желание пошутить над тем, когда ребенку больно, даже из лучших побуждений, может выглядеть для него как обесценивание того, что с ним происходит, нежелание подарить ему сочувствие, попытка отвернуться от него. Подчас, желая подстегнуть своего ребенка, родители начинают посмеиваться над тем, что он не освоил какой-то навык, что-то не умеет. Это чревато страхом перед унижением, закомплексованностью, закрытостью или угрюмостью. Физические недостатки совершенно не являются поводом для смеха, бывает, родители допускаю в общении с детьми такие обращения как «пухлик», «лопоухий» и т.д. Подлинным чувством юмора называют умение шутить над собой, самоиронию.Научить ребенка этому значит сделать ему прививку от комплексов, научить трезво оценивать себя, видеть перспективы своего развития. А шутить над собой возможно при нормальной самооценке, положительном отношении к себе, формированию которого способствует похвала. Поэтому столь важно замечать и реагировать на успехи малыша и попытки пошутить, заметить что-нибудь необычное, забавное. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|