Чувство юмора у детей до 3-х лет.

Казалось бы, что такая тема как чувство юмора не применима для детей до 3-х лет. Но это только на первый взгляд...

Что такое «чувство юмора»?  Это способность замечать в явлениях комичные стороны и эмоционально откликаться на них, умение видеть противоречия,  замечать или утрировать противоположности, видеть жизненные парадоксы и т.п. Чувство юмора – это умение не только шутить и смешить, но и понимать юмор. Его не надо путать с жизнерадостностью, которое от рождения присуще ребенку, и которое столь легко заглушить. Жизнерадостность – это скорее позитивное восприятие мира, преобладание хорошего и бодрого настроения. Например, многие известные комики или авторы юмористической литературы в жизни были скучными, серьезными, замкнутыми или даже мрачными, но это не мешало им смешить зрителей со сцены, сочинять юмористические шедевры (А.Райкин, О.Генри).

В столь нежном возрасте можно говорить не о чувстве юмора в полном смысле этого слова, а о том, что ему предшествует.

·                    1-3 месяцы.  В первые сутки после рождения  у малыша можно наблюдать выражение лица, напоминающее улыбку, но это конечно еще не улыбка. Она появляется приблизительно с 3 по 8 неделю жизни, чаще к пятой неделе. В это время малыш улыбается, например, человеческому лицу, в первую очередь конечно маминому. В 2–3 месяца ребенок улыбается спонтанно, потому что ему хорошо, а не  только в ответ на внешние раздражители. А  своевременное и полное удовлетворение всех потребностей младенца значительно снижает вероятность возникновения негативных эмоций и создает условия для позитивного эмоционального развития ребенка, позволяет ему чаще радоваться жизни.

3-6 мес. О, несказанный восторг – малыш впервые начинает смеяться. Его может рассмешить все, что угодно: слон, который после того как дернешь за веревочку, вибрирует, или музыкальная карусель над кроваткой. А как весело, когда папа подбрасывает свое чадо почти до самого потолка, или когда вы звучно дуете ему в животик. Подчас это совсем неожиданные вещи: один ребенок хохотал от скрипа, который получается, если провести пальцем по воздушному шарику.

 

Все его дальнейшее развитие заключается прежде всего в развитии средств общения со взрослыми.И чем чаще в ответ он получает положительную реакцию, тем легче ему освоить способы, позволяющие вызывать соответствующие реакции у взрослых. То, как  часто ребенок улыбается и смеется, зависит от окружающей его обстановки, поведения близких людей, поэтому так важно  больше ласково и радостно общаться с ребенком, смотреть в глаза, обнимать, гладить и улыбаться ему самому.

 

·6–12 мес.  После полугода улыбка приобретает разную окраску: она бывает то смущенной, то лукавой, или просто радостной. С ее помощью карапуз может выражать свои эмоции и отношение к происходящему вокруг. Теперь он подчас, не то чтобы целенаправленно смешит взрослых, а вызывает у нас позитивные эмоции (как говорится – играет на публику). Например, малыши очень забавно заигрывают, строят глазки, вертят головой, крутят попой, пританцовывать под музыку, делать фонарики. Словом, делать то, на что близкие реагируют смехом.

Улыбки и смех связаны с изменениями не только в эмоциональной, но и в  интеллектуальной сфере ребенка. После полугода дети начинают понимать речь. Им очень нравится, когда с ними разговаривают, с интересом смотрят вам в глаза, когда вы что-то рассказываете. Слова, ритм и интонации взрослых нередко вызывают у детей смех, их часто забавляют потешки, пестушки, уговорушки или то, с каким выражением и театральностью вы читаете им сказку.

·1-2 года. В этом возрасте малыш легко подвергается воздействию эмоционального состояния окружающих – он быстро заражается теми эмоциями и чувствами, которые в данный момент испытываете вы сами. И важно вместе с малышом подмечать, что может быть смешного, показывать ему это, смешить его целенаправленно.

Малыша может рассмешить, когда вы повторяете за ним забавные слова, которые он придумывает, или какие-то парадоксальные вещи, например, как изменилась мама после того, как надела необычную юбку или парик.  Не нужно забывать и о значимости совместных игр. Например, коза рогатая – ведь бодаться это так весело или как юмарно детки любят прятаться за собственные ладошки. В этот период дети не просто подражают, а копируют поведение взрослых. В результате чего появляется множество комичных ситуаций, например, как малыши разговаривают по телефону, все точно повторяют за папой, сидя за его компьютером или водят машину.

·2-3 года. Вот тут то и могут проявляться первые шутки, в которых малыш может уже использовать и речь, например, придумывает забавные рифмы: «чайчик – самоварчик». Дети с удовольствием  занимаются словотворчеством («Я мамина и больше никовойная», «Я дотепа»), даже рифмуют («муха летела – муха балдела»),  дают новые объяснения для привычных понятий (вот откуда облака – их паровозы делают). Передразнивают, подражают, кривляются и т.д.

Малыш начинает наделять явления не характерными им свойствами, делать различные перевертыши -  собака или петух говорят мяу,  рисовать огромную мышку рядом с маленьким домиком или говорит маме, что она – маленькая, а он, кроха, – большой, утрировать, например, изображать, как басом разговаривает папа, или как крадется зайка и т.д. Или вот еще пример: Мама спрашивает у дочки: Ты мое солнышко? Нет. Ты моя кошечка? Нет. Ты моя зайка? Нет. А кто же ты? Я Жаба. Ему доставляет огромное удовольствие наблюдать за тем, как смеются все вокруг, а после родители или бабушка обнимают и хвалят его.

 Взращивать чувство юмора лучше там, где родные и близкие сами демонстрируют позитивное отношение к жизни, относятся с юмором к проблемам, умеют увидеть смешное и пошутить, разрядить обстановку.  2–3-летний ребенок вполне может оценить что-то смешное. Забавные истории, смешные ситуации даже стоит обсуждать с маленькими «юмористами» (перепутанные ботинки, забавная иллюстрация в книжке). Быстро реагировать и быть внимательным к шуткам ребенка – одно из важнейших правил по воспитанию юмора у детей. Но в подобных ситуациях от вас требуется мудрость и терпение. Необходимо замечать, где шутка переходит, например, моральные нормы, ее уместность (когда человек упал и ему больно – это не смешно). Очень важно, чтобы подобное поведение не вызывало у взрослых раздражения, нареканий или даже наказаний. Это обижает малышей, они могут почувствовать себя не понятыми, это может заставлять их замыкаться и отбивает желание шутить, проявлять детскую бесшабашность. Тут важно тактично направить малыша в нужное русло и аккуратно откорректировать его шутку.

Есть вещи, которые не являются поводом для шутки. Можно подорвать  доверие малыша к себе, если посмеется над его чувствами, когда он решил поделиться своими переживаниями, например, по поводу воспитательницы или девочки в детском саду. Желание пошутить над тем, когда ребенку больно, даже из лучших побуждений, может выглядеть для него как обесценивание того, что с ним происходит, нежелание подарить ему сочувствие, попытка отвернуться от него.

Подчас, желая подстегнуть своего ребенка, родители начинают посмеиваться над тем, что он не освоил какой-то навык, что-то не умеет. Это чревато страхом перед унижением, закомплексованностью, закрытостью или угрюмостью. Физические недостатки совершенно не являются поводом для смеха, бывает, родители допускаю в общении с детьми такие обращения как «пухлик», «лопоухий» и т.д.

Подлинным чувством юмора называют умение шутить над собой, самоиронию.Научить ребенка этому значит сделать ему прививку от комплексов, научить трезво оценивать себя, видеть перспективы своего развития. А шутить над собой возможно при нормальной самооценке, положительном отношении к себе, формированию которого способствует похвала. Поэтому столь важно замечать и реагировать на успехи малыша и попытки пошутить, заметить что-нибудь необычное, забавное.



Просмотров: 535
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Это он ухаживает и я ему нравлюсь или это просто вежливость?"
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • «Ему все равно!», или что стоит за «каменным» лицом?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Как помочь близкому человеку, когда ему плохо, в его переживаниях.
  • Всего одно чувство, которое подскажет - Ваш это человек или нет
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Чужих пап не бывает или как рассказать ребёнку, что его воспитывает неродной папа.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь