Зачем детям чувство юмора и как его развивать

Психологи-теоретики давно доказали, что степень развитости чувства юмора напрямую зависит от интеллектуальных показателей как у взрослых, так и у детей. Психологи-практики, в свою очередь, знают, что м. и ж., указавшие среди прочих своих достоинств, таких как отсутствие в/п и наличие ж/п, еще и ч/ю, при знакомстве повышают свой шанс на успех, а дети, знающие много детских анекдотов и способные на розыгрыш окружающих – уважаемы и котируются среди сверстников. Из чего закономерно вытекает, что наличие или отсутствие чувства юмора играет существенную роль в развитии ребенка.

Зачем детям чувство юмора и как его развивать

автор рисунка Ирина Сазонова

Юмор, не зависимо от возраста его носителя, играет для него очень важную функцию и является своеобразным личностным маркером – человек может смеяться (если это искренний смех, а не смех-подражание окружающим) только над тем, что ему понятно, и что для него уже или еще не несет большого напряжения, но тем не менее актуально. Так, например, у детей трех-пяти лет значительная часть юмористического фольклора связана со способностью контролировать свой кишечник и мочеполовую систему. Способностью не испачкать штаны в приличном обществе ровесников и взрослых, проще говоря. Ситуация приучения к горшку ими уже пережита, но все еще сильна в воспоминаниях, о чем они радостно сообщают окружающим и, довольные самими собой, могут подтрунивать над теми, кто еще этот опыт только осваивает. Всё, что связано с темой фекалий, их в этом возрасте крайне веселит и забавляет. Но чем проще у ребенка прошел период приучения к туалету, тем быстрее он из этого юмора вырастает. Хотя некоторые, уже будучи взрослыми, умудряются сохранить эту тенденцию, что свидетельствует об их инфантильности и личностном регрессе, и говорит уже не в пользу их интеллекта.

В целом же, закономерно, что у младших школьников и подростков чувство юмора приобретает более сложную форму и диапазон вещей его вызывающих существенно расширяется. Так их может рассмешить «то, чего на самом деле не случается».

Это может быть ситуация, когда взрослый начинает вести себя намеренно глупо и, например, искать на новогоднем утреннике мешок с подарками под котелком одного из мальчиков в гусарской форме. Конечно, дети уже понимают, что действия эти создаются для комичности ситуации, но, вместе с тем, им греет душу то, что они тоже могут быть умнее взрослых, и, что очевидно, уж они-то точно искали бы подарки в другом месте. Подобные шутки, когда родители или учителя намеренно дают детям возможность на какое-то время превзойти их в интеллектуальном или физическом плане, помогают ребенку чувствовать себя самостоятельной личностью, что-то понимающим и умеющим в этом мире, а не только зависящим от воли взрослого маленьким ребенком.

Также детей может веселить чье-то неправильное поведение или несоответствие увиденного общепринятым нормам. Товарищ, который мастерски корчит рожицы, выглядит для них одновременно и смешным, и ярким примером того, каким быть лицо не должно. То есть это позволяет усваивать эталоны и модели ожидаемого со стороны взрослых поведения, а с другой стороны показывает, что эти модели не единственные – расширяется представление об окружающем мире.

Чувство юмора неразрывно связано и с ситуациями, где детям приходится проверять свои способности и возможности. Например, проверка на храбрость – если получится не просто стащить газету у заснувшего в сквере дедушки, но еще при этом, отбежав на безопасное расстояние, радостно расхохотаться – для тебя это точно как раз плюнуть, и ничего тебе не страшно. Подобного рода шалости характерны для младших школьников и младшего подросткового возраста, поэтому постарайтесь не смущаться  характера их юмора. Если на этом специально не акцентировать внимание, то ребенок перерастет и его. А на данном этапе – это важная часть в социализации ребенка.

В то же время не стоит путать эту форму детского поведения с издевками и насмешками над более слабыми и более беззащитными, чем они, существами. В этом случае необходимо поговорить с ребенком о том, что в обществе существуют нравственные законы, и привести примеры их соблюдения, о том, что есть вещи, смеяться над которыми недопустимо, и по отношению к которым уместны совсем другие чувства – назвать, какие (сострадание, сочувствие и т.д.).

Отдельно можно выделить хорошо знакомый нам черный юмор. Он, как правило, затрагивает вопросы смерти, что тоже очень волнует детей в этом возрасте. Садистские стишки и страшилки помогают ребенку пережить волнующие его моменты заново и в некоторой мере научиться контролировать свою реакцию на них, а, значит, и реакцию на те темы, которые в них преподносятся.


Таким образом, смех – это почти всегда социально приемлемый способ снять напряжение. И очень важно, чтобы взрослый помогал ребенку развивать его чувство юмора.


Развивать чувство юмора можно и нужно, используя качественную детскую литературу, видеофильмы и мультфильмы. Например, это можно делать при помощи книги Драгунского «Денискины рассказы», где главный герой Денис со своими друзьями постоянно ввязывается в разные приключения и эмоционально размышляет об этом, или же обратиться к книгам Заходера про похождения Винни-Пуха. Ориентируйтесь на свой вкус, наверняка вы сможете вспомнить, что нравилось вам в детстве, или же найдете что-то стоящее из современной продукции. Кроме этого, учите ребенка находить комичное в происходящем путем сравнения одних предметов и явлений с другими, подбирайте метафоры – «ползет как улитка», «пищит как мышка» и тому подобное. Это будет развивать не только чувство юмора, но и, главным образом, мышление и словарный запас ребенка.


Расширяйте практический опыт ребенка. Мы уже помним, что смешно бывает то, с чем мы уже могли сталкиваться или хотя бы умозрительно представить. Стимулируйте воображение ребенка, тогда ему будет проще схватывать юмор там, где речь идет о вещах и явлениях абстрактных.

Учите ребенка смеятся не только над окружающим миром, но и над собой. Здесь лучшим методическим приемом будет свой собственный пример. Это позволит сформировать у ребенка здоровое отношение к себе и к другим людям.


Пробуйте также совместно с ребенком находить абсурдное смешным, что отчасти является хорошим защитным механизмом против того, что кажется нам несправедливым, или на то, на что повлиять мы не в состоянии. Это будет возможным уже со старшими подростками и юношами. Философское, доброжелательное чувство юмора поможет им впоследствии более успешно адаптироваться к меняющейся ситуации и личностно развиваться в ней.



Просмотров: 519
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ревность - что это за чувство, и что за собой влечет?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Как развивается чувство юмора у детей
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Тоска среднего возраста: или что делать, если ты уже там?
  • Чувство юмора – оно или есть, или…дело труба))
  • В этом сезоне носят только это! Так положено! Интроекция - стадное чувство.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Чувство юмора у детей до 3-х лет.
  • Вы всё еще страдаете от того, что нет мужчин, а эти дамы уже вышли на охоту!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Мы оба думали, что уже никогда, но знали точно, что когда-нибудь...
  • Что делать, если: «секс отвернулся?»Как повлиять на силу влечения, или, когда яркий секс уже в прошлом
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • 5 важных потребностей ребенка или что же нужно на самом деле детям.
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Зачем нам чувство юмора?
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь