|
Зачем детям чувство юмора и как его развиватьАвтор статьи: Морозова Татьяна Георгиевна
Психологи-теоретики давно доказали, что степень развитости чувства юмора напрямую зависит от интеллектуальных показателей как у взрослых, так и у детей. Психологи-практики, в свою очередь, знают, что м. и ж., указавшие среди прочих своих достоинств, таких как отсутствие в/п и наличие ж/п, еще и ч/ю, при знакомстве повышают свой шанс на успех, а дети, знающие много детских анекдотов и способные на розыгрыш окружающих – уважаемы и котируются среди сверстников. Из чего закономерно вытекает, что наличие или отсутствие чувства юмора играет существенную роль в развитии ребенка. автор рисунка Ирина Сазонова Юмор, не зависимо от возраста его носителя, играет для него очень важную функцию и является своеобразным личностным маркером – человек может смеяться (если это искренний смех, а не смех-подражание окружающим) только над тем, что ему понятно, и что для него уже или еще не несет большого напряжения, но тем не менее актуально. Так, например, у детей трех-пяти лет значительная часть юмористического фольклора связана со способностью контролировать свой кишечник и мочеполовую систему. Способностью не испачкать штаны в приличном обществе ровесников и взрослых, проще говоря. Ситуация приучения к горшку ими уже пережита, но все еще сильна в воспоминаниях, о чем они радостно сообщают окружающим и, довольные самими собой, могут подтрунивать над теми, кто еще этот опыт только осваивает. Всё, что связано с темой фекалий, их в этом возрасте крайне веселит и забавляет. Но чем проще у ребенка прошел период приучения к туалету, тем быстрее он из этого юмора вырастает. Хотя некоторые, уже будучи взрослыми, умудряются сохранить эту тенденцию, что свидетельствует об их инфантильности и личностном регрессе, и говорит уже не в пользу их интеллекта. В целом же, закономерно, что у младших школьников и подростков чувство юмора приобретает более сложную форму и диапазон вещей его вызывающих существенно расширяется. Так их может рассмешить «то, чего на самом деле не случается». Это может быть ситуация, когда взрослый начинает вести себя намеренно глупо и, например, искать на новогоднем утреннике мешок с подарками под котелком одного из мальчиков в гусарской форме. Конечно, дети уже понимают, что действия эти создаются для комичности ситуации, но, вместе с тем, им греет душу то, что они тоже могут быть умнее взрослых, и, что очевидно, уж они-то точно искали бы подарки в другом месте. Подобные шутки, когда родители или учителя намеренно дают детям возможность на какое-то время превзойти их в интеллектуальном или физическом плане, помогают ребенку чувствовать себя самостоятельной личностью, что-то понимающим и умеющим в этом мире, а не только зависящим от воли взрослого маленьким ребенком. Также детей может веселить чье-то неправильное поведение или несоответствие увиденного общепринятым нормам. Товарищ, который мастерски корчит рожицы, выглядит для них одновременно и смешным, и ярким примером того, каким быть лицо не должно. То есть это позволяет усваивать эталоны и модели ожидаемого со стороны взрослых поведения, а с другой стороны показывает, что эти модели не единственные – расширяется представление об окружающем мире. Чувство юмора неразрывно связано и с ситуациями, где детям приходится проверять свои способности и возможности. Например, проверка на храбрость – если получится не просто стащить газету у заснувшего в сквере дедушки, но еще при этом, отбежав на безопасное расстояние, радостно расхохотаться – для тебя это точно как раз плюнуть, и ничего тебе не страшно. Подобного рода шалости характерны для младших школьников и младшего подросткового возраста, поэтому постарайтесь не смущаться характера их юмора. Если на этом специально не акцентировать внимание, то ребенок перерастет и его. А на данном этапе – это важная часть в социализации ребенка. В то же время не стоит путать эту форму детского поведения с издевками и насмешками над более слабыми и более беззащитными, чем они, существами. В этом случае необходимо поговорить с ребенком о том, что в обществе существуют нравственные законы, и привести примеры их соблюдения, о том, что есть вещи, смеяться над которыми недопустимо, и по отношению к которым уместны совсем другие чувства – назвать, какие (сострадание, сочувствие и т.д.). Отдельно можно выделить хорошо знакомый нам черный юмор. Он, как правило, затрагивает вопросы смерти, что тоже очень волнует детей в этом возрасте. Садистские стишки и страшилки помогают ребенку пережить волнующие его моменты заново и в некоторой мере научиться контролировать свою реакцию на них, а, значит, и реакцию на те темы, которые в них преподносятся.
Учите ребенка смеятся не только над окружающим миром, но и над собой. Здесь лучшим методическим приемом будет свой собственный пример. Это позволит сформировать у ребенка здоровое отношение к себе и к другим людям.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|