|
Розыгрыши как форма юмораАвтор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
Розыгрыши —форма юмора, тесно связанная с дружеским поддразниванием. Тогда как поддразнивание предполагает высказывания, которые обычно рассматриваются как несколько оскорбительные, розыгрыши включают шутки над другим человеком, которые обычно считаются довольно злыми. Розыгрыши могут быть способом косвенной демонстрации (или проверки) прочности отношений, показывая, что партнеры достаточно уверены друг в друге для того, чтобы терпеть эти шуточные неудобства. Если объект розыгрыша обижается, источник может сказать, что «это была шутка», и взять слова обратно. С другой стороны, если объект розыгрыша реагирует смехом, то это подтверждение доброжелательности и терпимости порождает чувство большей близости между ними. Так как источник розыгрыша обычно больше наслаждается им и находит его более забавным, чем объект, последний обычно чувствует необходимость отвечать тем же, чтобы «сравнять счет». Следовательно, розыгрыши могут стать своего рода игрой «зуб за зуб», в которой каждый человек пытается придумать все более жестокие шутки, чтобы отыграться на другом. Пока участники продолжают наслаждаться этой игрой, она делает дружбу приятнее. Однако всегда есть риск, что розыгрыши могут дойти до такой точки, где они больше не будут приятны одному из партнеров, что может дестабилизировать отношения. Несколько более агрессивная форма поддразнивания, которая часто имеет место между близкими друзьями, влюбленными или родителями и детьми, предполагает его использование как мягкую форму порицания, выражение неодобрения некоторых привычек, действий или предпочтений объекта поддразнивания. Например, если человек воспринимает друга как чрезмерно требовательного или жесткого, он может использовать поддразнивание как способ обратить его внимание на избыточность этого поведения. Такое использование юмора позволяет источнику и объекту поддразнивания спасти репутацию, уменьшая риск возникновения защитной реакции у объекта поддразнивания и повысить вероятность согласия. Таким образом, эта форма поддразнивания включает использование юмора как формы социального влияния. Исследования показали, что реципиенты такого рода поддразнивания обычно серьезно реагируют на подразумеваемое сообщение, объясняя или оправдывая поведение, на которое нацелено поддразнивание, вместо того чтобы смеяться вместе с источником. При еще более агрессивных формах поддразнивания конфронтация становится более открытой, а юмор и двусмысленность сообщения уменьшаются. В своих наиболее агрессивных формах поддразнивание может принимать форму запугивания и даже насильственных действий. Тем не менее, даже на этих более агрессивных уровнях юмористический характер поддразнивания позволяет источнику отказаться от агрессивных намерений, утверждая, что сообщение было шуточным, и не позволяя объекту поддразнивания обижаться. Следовательно, такие агрессивные формы поддразнивания могут использоваться для принуждения и манипуляции. Келтнер с коллегами из Калифорнийского университета в Беркли провели два эксперимента, чтобы исследовать гипотезы, сформулированные на основе их анализа поддразнивания с точки зрения угрозы для репутации. В одном исследовании они просили членов студенческого братства с высоким и низким статусом делать поддразнивающие комментарии друг о друге и впоследствии оценивать свои чувства. Как и предсказывалось, члены с низким статусом использовали поддразнивание более просоциальным способом, тогда как члены с высоким статусом были более агрессивны. В целом, большая часть поддразниваний касалась негативных, а не позитивных характеристик, что согласуется с идеей о том, что поддразнивание, как правило, используется, чтобы указать человеку на его недостатки и нарушения норм. Однако темой поддразнивания чаще являются позитивные характеристики, когда источники с низким статусом поддразнивали людей с высоким статусом, а не наоборот. Неудивительно, что люди с более высокими оценками измерений такой черты личности, как уживчивость, обычно использовали менее агрессивные формы поддразнивания. Агрессивный характер поддразнивания также проявлялся в том, что объекты поддразнивания демонстрировали больше отрицательных эмоций, чем источники. Кроме того, мимика членов с низким статусом выражала больше смущения, страданий и страха, тогда как члены с высоким статусом обнаруживали больше враждебности и когда они поддразнивали других, и когда их самих поддразнивали. Во втором исследовании подобная методология использовалась с гетеросексуальными парами, которых просили поддразнивать друг друга. Люди, которые были менее удовлетворены своими отношениями, дразнили партнеров более агрессивно. Как и в предыдущем исследовании, поддразнивание чаще касалось негативных, а не позитивных качеств объекта и объекты поддразнивания проявляли более отрицательные эмоции, чем источники. Более просоциальное поддразнивание вызывало более положительные эмоциональные реакции и у объектов, и у источников поддразнивания. Хотя мужчины и женщины не отличались по агрессивности поддразнивания, женщины испытывали больше негативных и меньше позитивных чувств в ответ на поддразнивание со стороны партнеров-мужчин. В целом, эти исследования подтвердили представление о поддразнивании как о способе выражения порицания и доминирования, позволяющем спасти репутацию. Как агрессивное поддразнивание влияет на наблюдателей, которые сами не являются объектом поддразнивания? Лесли Джейнз и Джеймс Олсон провели два эксперимента, в которых они исследовали тормозящее влияние наблюдения за тем, как юмористически насмехаются над другим человеком, что они называли «воздействием насмешки». В обоих экспериментах они предлагали студентам университета просмотреть видеозаписи, изображающие актера-мужчину, который или высмеивал другого человека, или делал те же самые юмористические унижающие замечания в свой адрес, или использовал неунижающий юмор. В обоих исследованиях те, кто просмотрел видеозапись с унижением другого человека, по сравнению с участниками из других двух групп, впоследствии были более заторможенными при выполнении целого ряда задач. В частности, они демонстрировали большую конформность (схожесть с точками зрения других) при решении задачи на оценку, а в задаче на бросание кольца они больше боялись неудачи, о чем свидетельствовала меньшая готовность рисковать. Кроме того, они быстрее реагировали на связанные с неприятием слова в задаче на лексическое решение, что указывает на активизацию схемы неприятия. Джейнз и Олсон интерпретировали свои результаты как доказательство того, что наблюдение за насмешками над другим человеком или агрессивным поддразниванием заставляет людей сильнее чувствовать опасность неприятия для самих себя, и поэтому они ведут себя так, чтобы не выделяться и не стать потенциальным объектом насмешек. Сила этого воздействия поразительна, учитывая тот факт, что испытуемые просто просматривали видеозапись, и поэтому вероятность того, что они будут объектами поддразнивания, была минимальна. В целом, это исследование показывает, что агрессивное поддразнивание может оказывать вредное влияние не только на объекты негативного поддразнивания, но и на тех, кто наблюдает, как поддразнивают другого человека. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|