Юмор - отличное терапевтическое средство. Психотерапевт не обязан быть ни нипроницаемым, ни серьезным. Во всяком случае не всё время и не со всеми клиентами. Этому я училась весь октябрь. Когда я начила использовать юмор осознанно в работе с клиентами, поняла, что это потрясающий ресурс. И не только мой. Ведь увлекаясь решением своей проблемы или погружаясь в ее анализ, человек часто забывает, как это - улыбаться и смеяться. Иногда само восстановление этой способности, возвращение ее клиентом самому себе приносит пользу.
Итак, зачем использовать юмор в терапии. Вот что на этот счет говорят наши европейские коллеги:
Это непрямое внушение и событие, привносящее надежду, доверие, признание и оптимизм (Питер Гейн, Швейцария).
Это эмоциональный мультфильм о восприятии человеком мира (Нони Хёфнер, Германия).
Юмор – это щедрое и отстраненное отношение к себе и своим проблемам и заботам. Юмор ослабляет то, чем блокируется наше развитие: страх и стремление к комфорту, то есть трусость и лень (Стефан Гейерхофер).
Юмор безусловно требует аккуратности и уместности. Использовать его в терапии можно, когда:
На сессии в целом позитивный настрой.
У психолога и клиента сложились доверительные отношения, то есть не ранее 2й-3й сессии.
У юмора есть четкая терапевтическая цель.
Психолог использует юмор творчески (избегает банальных шуток и идет от клиента).
Юмор положительно влияет как на эмоциональное состояние, так и на процессы познания клиента. В том, что касается эмоций, юмор:
приносит облегчение, снижает напряженность,
дает эмоциональное отстранение от своего поведения, убеждения, позиции, проблемы,
укрепляет ощущение клиентом собственной способности справляться с ситуацией, повышает чувство ответственности за это,
дает эмоционально-корректирующий опыт – опыт спонтанного обмена эмоциями с другим человеком, которого часто не хватает людям со страхами, тревожностью и т.п.
В сфере познания юмор:
повышает осознание и осознанность клиента.
запускает использование творческого потенциала.
позволяет принять другое восприятие мира или другую точку зрения.
развивает и поддерживает исследовательское отношение к фактам и отношению к чему-либо, которые до этого казались аксиомами .
Также смех помогает клиенту снимать стресс, укрепляет иммунитет, регулирует кровяное давление и помогает уменьшить количество респираторных заболеваний.
Но это еще не все. Использование юмора в психотерапии влияет не только на клиента, но и на психотерапевта:
Юмор позволяет разнообразить терапевтические интервенции (приемы) во время сессии.
Работа становится более веселой, стимулируется творческий подход, что является профилактикой эмоционального выгорания.
Юмор помогает принимать и лучше относиться к «трудным клиентам».
Он создает равные отношения с клиентом в противовес позиции «сверху».
Некоторые юмористические техники:
Преувеличение: хорошо знакомый всем по урокам литературы гротеск доведение до абсурда.
Продление во времени или в пространстве: показываем возможное развитие поведения.
Детализация: как правило, человек представляет себе проявления своей проблемы частично или недостаточно полно. Описываем в красках.
Защита симптома: просим клиента представить, чтобы ему пришлось делать, не будь у него симптома, какой тяжелой была бы его жизнь, сколько новых приятных вещей ему пришлось бы делать (чтобы применять данный прием, раппорт должен быть очень хорошим).
Например, мужчина боится тратить деньги на желания своих близких. Продлеваем картину во времени: помогаем ему представить себя в старости во всех подробностях, детализируя до предела, что будет, как, где, когда, немного утрируем и преувеличиваем, чтобы создать комический эффект. Когда человек искренне начинает смеяться над собой, добавляем в картинку его страх, сначала «в малых дозах», чтобы он по инерции включился в смех над своим страхом, затем все больше расписываем проявления этого страха (что человек из-за него делает, как ведет себя по отношению к другим) в старости.
Еще раз хочется подчеркнуть, что применение юмора, чтобы оказывать терапевтическое действие, должно быть направлено на конкретную цель, быть в высшей степени тактичным, уважительным и одновременно теплым и принимающим по отношению к клиенту.
На следующей картинке пример использования защиты симптома:
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.