Юмор, как интервенция терапевта (ч.1)

Юмор как интервенция терапевта ч 1Говоря о юморе, как интеревенции терапевта, хочется начать с основ, с самой первой встречи, с важного этапа терапии: установление терапевтического альянса. Р.Мартин ("Психология юмора", 1999) выделяет смех в  не просто как внешнее вокализированное проявление позитивных эмоций, а как самостоятельную специальную систему невербальной коммуникации.  Наблюденеия за приматами показывают, что юмор часто сопровождает игровое поведение животных, давая сигнал "я дружественно настроен, это просто развлечение". Таким образом, хотя взрослые люди обычно не щекочут, не щипают, не кусают и не преследу­ют и  друг друга в ходе идурашливой возни, они при помощи юмора участву­ют в обычной социальной игре. Эволюционные истоки юмора и смеха указывают на то, что они, вероятно, выполняют важные социально-эмоциональные функции, которые внесли вклад в выживание человека как вида.

Сформировавшись в процессе филогенеза как средство установления социального взаимодействия в отношениях индивидов, юмор сохранил свою роль и сейчас. Специальной коммуникативной функцией и объясняется, в том числе, прекрасно известная каждому заразительная сила смеха (сравнимая с силой «зеркальной» зевоты). При звуках смеха (если он, конечно, уместен, соответствует контексту, о чём можно говорить отдельно) человек начинает улыбаться или смеяться как бы «за компанию», поддерживая волну, заражая смехом своего соседа. Это происходит мгновенно потому, что в мозге имеются участки, специально предназначенные для распознавания улыбок и смеха, которые вызывают взаимную ответную реакцию. При этом, помимо моторного «заражения» смехом, происходит и эмоциональное. Аналогичным образом действует и улыбка: даже незнакомые люди часто улыбаются в ответ. Это не сложно проверить на личном опыте, достаточно прямо сегодня начать улыбаться каждому своему собеседнику. Результат не заставит себя ждать. Улыбка, благодаря своему значению в процессе эволюционного развития, обладает сильным действием – и даже воздействием – на человека. В трудах по зоопсихологии (Прешофт и Ван Хоф 1997;2003) звучат теории, что улыбка и смех, возникли как невербальный способ укрепления партнёрских отношений, союзов. При этом, неврологически смех быстрее всего создает контакт между людьми, так как мгновенно соединяет лимбические системы контактирующих людей. Это непосредственная, непроизвольная реакция, образно выражаясь, говорит не едином, понятном для всех языке. Это самый прямой тип коммуникации, о котором мы только можем говорить: рациональная часть уходит в фон, нервная система одного человека напрямую общается с нервной системой другого человека. Гоулдман называет это “лимбическим сцеплением”. (Гоулдман, 2005)

Мои наблюдения в группах, где я был и ведущим, и участником, показывают, что естественное и приятное для участников общение часто сопровождается смехом и улыбками. В то же время люди, между которыми есть недосказанность, дефицит доверия или отсутствует взаимный интерес, практически не улыбаются друг другу и редко смеются спонтанно, если смех и возникает, то чаще в значении дефлексии.

Таким образом, на этапе формирования терапевтического альянса крайне важно – в зависимости от контекста работы и темпераментов клиента и терапевта – формировать общий эмоциональный фон за счёт улыбки или непринужденного смеха. В этом нет ничего нового, при этом часто этот важный элемент опускается в угоду маски «серьёзного специалиста» и образа «могущественного терапевта. Лично мне кажется, что естественность в данной ситуации даёт больше ресурса для обеих сторон. И.Ялом пишет, что отказ от представления о себе как носителе истины способствует концентрации на полезных «истинах» клиента, уважительному и  несерьезному отношению к ним одновременно[Ялом ]. При этом не стоит забывать, что у клиента только формируется образ терапевта, и здесь важно соблюдать баланс проявления различных сторон личности: и юмор, и серьёзность. Прекрасным ориентиром в данной ситуации будет выступать эмпатия, в значении «умение понимать, что сейчас чувствует мой клиент».

С другой стороны, юмор может иметь свои угрозы. В начале терапии клиент тревожен, часто помещает себя в систему отношений «врач-больной», боится оценки со стороны терапевта. И даже незначительный смешок со стороны терапевта может интерпретироваться как обесценивание проблемы, насмешливость, снисхождение. В моей работе Клиентка болезненно реагирует на слово «забавно» при формулировке домашнего задания. «Конечно, это забавно, [быть психологом и] смотреть на других людей, как они мучаются». Причём произносится это со смехом (Клиентка «подслащивает пилюлю», как бы говоря: это не всерьёз), что подтверждает эволюционную теорию юмора, упомянутую в первом абзаце.

Неверно интерпретированный смех терапевта, особенно при слабо установленном терапевтическом альянсе, может вызывать у клиента чувство стыда и привести вообще к потере контакта. Скорее это будет характерно для нарциссически организованных личностей. В ситуации, когда само обращение к терапевту является признанием собственного несовершенства, идея о том, что «я смешен» может быть крайне травматична.

Таким образом, терапевту важно быть осознанным к собственному юмористическому настроению. На данном этапе терапии лучше использовать шутки обыденные, не связанные с запросом клиента, направленные на третий объект (не касаясь клиента или терапевта). Таким образом, если говорить о формах юмора, то на данном этапе уместно использовать шутки, истории, анекдоты, избегать иронию и сарказм.

И.Ялом рекомендует психотерапевту иметь запас анекдотов, историй и притч. Однако прежде всего важно уметь создавать непринужденную, весёлую, благоприятную для фантазирования обстановку. Важно создать атмосферу свободы: проявления, фантазирования, чувствования, говорения. Чтобы создать такую обстановку терапевту важно быть свободным от концептуальных представлений о «правильном» или «истинном». (Ялом,2004) Это важно соблюдать и в отношении своей работы, и в непосредственном разговоре с клиентом.

И если атмосфера свободы – или спонтанности, если вернуться к использованию лексикона гештальт-терапии – на терапии создана; между терапевтом и клиентом установлен в достаточной степени прочный терапевтический альянс, то мы уже готовы к дальнейшему сопровождению Клиента. Теперь мы можем пуститься в увлекательное путешествие по циклу контакта, быть его проводником в мире познания себя, проводником, который всегда готов улыбнуться.



Просмотров: 542
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Не важно, что ты видишь, важно, как ты на это смотришь. Часть II.
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Не важно, ЧТО ты видишь, важно, КАК ты на это смотришь! (тест внутри)
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Больше доверия в паре при помощи "мобильника". Как это?
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • О значимости терапевта для клиента. Диалоги б17
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Как происходит работа терапевта? Когда психолог отказывает в терапии?
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • Планирование секса: почему это важно и как сделать это правильно
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Как же это важно… чувствовать себя важной рядом с ним
  • Быть занятым, Насколько это важно для детей. Рекомендации родителям
  • Как это любить себя и что это дает?
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Сила воли или почему не сбывается загаданное. И почему это важно для работы психолога.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь