|
Юмор и управление разговоромАвтор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
Во время беседы ее участники должны не только следить за содержанием того, что говорится, но также контролировать ход разговора и управлять им. Разговоры — это взаимодействия, которые требуют сотрудничества всех участников, чтобы сделать обсуждение понятным и приятным. Это предполагает такие действия, как соблюдение очередности высказываний, передача инициативы, установление тона или стиля беседы, введение новых тем, изменение темы, проверка смысла, зрительный контакт, повторение, перефразирование и завершение разговора. Для многих из этих целей можно использовать юмор. В исследовании с использованием метода разговорного анализа Нил Норрик изучил эти функции, наблюдая, как может использоваться юмор, чтобы увести разговор от неприятной темы, изменить тон беседы с серьезного на более веселый и т. д. Например, основывая каламбур на многих значениях слова, которое использовалось в беседе, можно в шутливой форме привлечь внимание к неясности в словах другого человека. Юмор также может применяться, чтобы начать разговор в ситуациях, в которых участникам не о чем говорить (например, между незнакомыми людьми). Например, остроумное замечание о погоде могло бы стимулировать дальнейший разговор, тогда как более серьезный комментарий, в котором просто утверждается очевидное, мог бы показаться банальным. Функции юмора, связанные с управлением разговором, изучались социальным психологом Джоном Ла Гэйпой, который сделал видеозаписи встреч 22 малых групп друзей-мужчин, ведущих непринужденные беседы в пивной колледжа. Анализ показал, что, когда один член группы делал юмористический комментарий, сразу после этого обычно существенно увеличивался темп разговора или степень участия всех членов группы. Тип и объект юмора по-разному влияли на темп. Например, когда юмор предполагал дружеское унижение, это приводило к большему увеличению темпа, если он был направлен на члена группы (т. е. дружеское поддразнивание кого-либо в группе), чем если он относился к кому-то вне группы. Однако этот паттерн полностью изменялся, когда юмор был более враждебным или агрессивным. Направленный на человека в группе, этот тип саркастического юмора приводил к уменьшению темпа беседы, тогда как непристойные юмористические замечания о ком-то вне группы приводили к увеличению темпа беседы. Эти типы юмора также вызывали различное количество смеха, но влияние юмора на ход беседы сохранялось даже после контроля количества вызванного смеха. В зависимости от того, совпадают ли в разговоре цели участников, использование юмора для управления беседой может как разрушать разговор, так и способствовать ему. Например, люди, которые часто используют каламбуры в ответ на двусмысленные слова собеседников, могут очень мешать ходу разговора, переключая внимание с текущей темы на свое остроумие. Точно так же шутка может помочь надолго взять под контроль беседу, выставляя в смешном виде действия, на которые слушатели, как ожидается, будут реагировать одобряющим смехом. Если другие участники беседы стремятся к более серьезному обсуждению или более беспристрастному словесному парированию, такие способы использования юмора могут рассматриваться как навязчивые и даже агрессивные. Макаренко Амалия Тел./Viber/WhatsApp: + 3 8 067 728 80 10 Skype: amaliyamakarenko E-mail: [email protected] Сайт: amaliyamakarenko.com.ua Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|