Величайшие разочарования и великие опасения — вот почва для лучших шуток. К. Воннегут
Смех и улыбка как признаки радости или удовольствия обнаруживаются уже у новорожденных младенцев. Человек смеется по разным поводам, разным образом, но истинная улыбка радости сохраняется относительно неизменной на протяжении всей жизни. Примерно на 4-5-й неделе жизни ребенок начинает отвечать улыбкой на человеческое лицо. Любопытно, что первая улыбка новорожденных – это всегда социальная улыбка, она вызвана присутствием другого человека. Радость – это фундаментальная эмоция, и как всякая эмоция, она организует восприятие и мысль, мотивирует действие, мобилизует душевную энергию. Жизнерадостный человек гораздо легче противостоит трудностям, справляется с нестандартными задачами. Радость - самая желаемая эмоция из всех человеческих эмоций. Смех и улыбка, неизменные попутчики радостных событий. Часто у детей вызывает смех то, что взрослым кажется глупым и жестоким, а иногда даже страшным. Например, «Красная шапочка» заканчивается тем, что охотники вспарывают живот волка и оттуда появляется съеденная бабушка. Смех побеждает страх!!! Или мультик «Том и Джерри». Это зрелище победы маленького над большим и сильным вызывает у ребенка смех, освобождая энергию подавленной агрессии против подавляющего взрослого. Юмор – это возможность ребенка справиться с ограничениями, принять и усвоить их. Развитие чувства юмора влияет на формирование и эмоциональной, и интеллектуальной сферы. Дети, обладающие хорошим чувством юмора, понимающие шутки и анекдоты, более развиты интеллектуально. Комическое, как и трагическое – это способ познания мира. До 3-х лет дети не шутят. Они смеются от удовольствия, от радости. Чувство комического развивается в школьном возрасте, в начальной школе дети могут рассказывать друг другу анекдоты. Для подростков юмор – это способ разрядить обстановку, снять напряжение, хоть немного понизить «градус» переживания. Юмор может быть: оружием, средством нападения (насмешка); средством установления контакта и передачи информации (шутка, юмореска, фельетон); воспитателем, стремящимся донести до воспринимающего субъекта «вечные истины», нравственные нормы (пословицы, поговорки); своеобразным щитом, за которым можно скрыть свое отношение, мнение, состояние в случаях, когда это необходимо (анекдот, каламбур). Все эти вызванные юмором состояния могут сопровождаться разными вариантами смеха. И как следствие - содействовать изменению поведения личности. Существует много видов смеха. Теоретик и историк советской кинокомедии Р.Юренев, пишет так: «Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще увеличить этот перечень: веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех». В романе «Подросток» Достоевский рассуждает о смехе устами героя Аркадия Долгорукого: «Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а вы смотрите лучше его, как он смеется». А.Маслоу включил обладание чувством юмора в перечень характерных особенностей самоактуализирующейся (высокоразвитой) личности. Н.А.Лук, например, различает понятия «чувство юмора» и «остроумие». Один и тот же человек, по его мнению, может обладать чувством юмора и не быть остроумным, а бывает и наоборот - бойкий и удачливый острослов начисто лишен чувства юмора. Чувство юмора обычно проявляется в умении отыскать смешную черточку в ситуациях, где, казалось бы, нет ничего смешного.
И во взрослом возрасте мы находим защиту в юморе. С помощью нестареющих фильмов великого Чаплина, мы смеясь, над его героем, принимаем «маленького человека» в себе, уживаемся с ним, не умираем от ужаса, открывая его в себе. Зачем мы высмеиваем себя и друг друга? Потому что хотим стать лучше! Смех в чистом виде, смех как эталон - это радостный, веселый смех, характерная особенность и вечный спутник комического. Радость, а значит и смех, имеет свои явные преимущества: 1. Увеличивает способность человека познать и оценить мир. 2. Счастливый человек (смеющийся) гораздо более способен увидеть красоту и добро в природе и в человеческой жизни. 3. Заставляет человека почувствовать, что существуют разнообразные связи между ним и миром. 4. Связана с энергетическим подъемом, 5. ... с ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Юмор - это ... очень серьезно!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.