Как развивается чувство юмора у детей

 

Автор: Виталий Пичугин  Источник: http://www.nlplife.ru/ 


Говорят, что есть люди, которые уже рождаются с чувством юмора. Может быть и правда, но я таких не встречал.
Я изучал, как у человека формируется чувство юмора и умение его генерировать.
В этой статье будет представлена версия формирования чувства юмора в различные периоды жизни детей.

Чуть ли не с первых недель жизни ребёнок умеет улыбаться и смеяться. Очевидно, что это реакция на физиологическое удовлетворение. Так называемый «физиологический смех». Сюда же можно отнести улыбку, смех младенца, как реакцию на голос, лицо, узнаваемое и знакомое, например, мамы, отца, либо радость от вида любимой игрушки, её звучания, если это погремушка. Можно расценивать физиологический смех младенца, как сигнал, что он накормлен, у него ничего не болит, ему хорошо. Таким образом, в младенческом возрасте улыбка – сигнал о благополучии.

Вряд ли можно утверждать, что младенец, который часто смеётся, вырастит обязательно человеком с чувством юмора, поскольку это чувство формируется в социальном окружении, и во многом зависит от него. Выскажу предположение, что умение воспринимать юмор и генерировать его сознательно формируется в несколько этапов.

1.    От 0 до 3 лет – восприятие «физиологического юмора».
2.    От 3 до 10 лет – восприятие уже не только «физиологического юмора» но и смыслового.
3.    От 10 до 16 лет – понимание и генерирование юмора, рассказывание анекдотов, афоризмов, проявление иронии в речи, создание комичных ситуаций.
4.    от 16 и старше – умение создавать метафоры, находить смешные аналогии, придумывать шутки. Умение подметить и озвучить смешное в жизни с помощью ассоциаций, по аналогии.

Разберём подробнее.

Детям в возрасте от 0 до 3 лет очень важно развивать чувственное восприятие мира. Любые прикосновения, поглаживания, если они доставляют удовольствие, вызывают улыбку, смех. Такая же реакция у детей возникает при получении удовольствия от еды, а также вида знакомых людей, предметов, если последние движутся, воспроизводят звуки. Примерно к трём годам дети уже могут смеяться над смыслом нового, ранее не виденного явления, события, сопоставляя его с уже известным. Например, цирковая собачка в юбочке и шапочке, прыгающая на задних лапках, кажется детям очень смешной и забавной, в то время как просто собака, бегущая по улице, радость и восторг, как правило,  не вызывает. Другими словами, добавление необычного в привычное создаёт новый смысл происходящего, расцениваемый ребёнком как смешное событие.

Примерно к 7 – 10 годам дети начинают понимать анекдоты, то есть воспринимать вербальную информацию, с помощью воображения создавать картинки, которые отражают комичность происходящего или действий героев анекдота. Хорошо понимаются анекдоты по форме похожие на сказки, поскольку смешные сказки, по сути, те же самые анекдоты, где есть персонажи, которым присуще определённые качества. Например, волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый, и т.п. Смех может вызывать нестандартное поведение указанных персонажей, когда маленький побеждает большого, или очень страшного,  комарик – паука, воробей – страшного таракана великана. Также вызывает смех, если персонаж присваивает себе явно не свойственные ему качества. Например, заяц начинает хвалиться своей смелостью, отвагой, силой. Механизм смешного: противоречие – понимание. В случае со «смелым» зайцем возникает противоречие между образом маленького серенького существа, привычными его качествами – слабостью, трусостью, с произносимыми словами, приписываемыми себе качествами – силой, отвагой. Возникает понимание, что сила и отвага, может быть, скорее всего, у медведя, а зайцу это не свойственно. Смех возникает тогда, когда понимание возникает быстро, если для этого нужно длительное время, то сказка, анекдот не воспринимаются смешными.
Следует отметить ещё один вид смеха, присущий детям 7-10 лет. Это притворный, подражательный смех. Дети видят, что взрослые, рассказывая друг другу анекдоты, смеются и радуются, это одобряемые всеми эмоции. В силу возраста понять смысл анекдота затруднительно, но если все вокруг смеются, то дети начинают подражать и воспроизводят смех. Иногда, появляется естественная радость по двум причинам. Во-первых, ребёнок реагирует не на сам анекдот, а на состояние взрослых, которые улыбаются, создают атмосферу радости. Во-вторых, дети, часто, придумывают свой смысл непонятным словам и фразам, которые кажутся комичными, что подтверждается реакцией взрослых, которые, на самом деле смеются над другим смыслом анекдота.   

С приобретением жизненного опыта, в возрасте от 10 до 16 лет смысл смешного становится понятен. Возникает желание привлекать к себе внимание, рассказывая анекдоты, шутки, создавая смешные ситуации. Другими словами появляется необходимость привлечения внимания, а юмор является лучшим способом для этого. Генерировать, воспроизводить юмор сложнее, чем его просто понимать. Нужны определённые эмоции, голосовые характеристики, нахождение контекста, когда рассказанное будет казаться смешным.
В этом возрасте юмор активно выполняет также и защитную функцию. С помощью иронии, подростки самоутверждаются, повышают самооценку, принижают значимость и обязательность внушаемых норм и запретов. По моим наблюдениям, лучше юмору обучают себя молодые люди, поскольку, ребятам не всегда удаётся привлекать внимание внешним видом, приходиться это делать с помощью развития умения говорить смешно, весело, остроумно. Девушки стараются привлекать внимание больше своей внешностью, чем интеллектуальными способностями. В результате большинство юмористов, тех, кто пишет, генерирует юмор, это мужчины, но среди исполнителей, которые читают со сцены написанное мужчинами, есть и женщины.

Умение подмечать смешное в жизни, создавать метафоры, описывать состояния, чувства, через аналогии в различных контекстах, становится возможным, когда уже есть достаточный жизненный опыт. У некоторых подростков это получается и в 16 лет, но настоящее умение приходит гораздо позже. Достаточно взглянуть на знаменитых юмористов, сатириков, основное образование которых, медицинское, техническое, но к 25 – 30 годам становится понятно, что их призвание – юмор. А понятно это становится, когда появляется умение подмечать смешные ситуации, которые другие люди не видят, воплощать это в тексте, другими словами создавать новое смешное, ценимое людьми, не только эмоционально, но и в денежном выражении. Книги, концерты, публикации, говорят, что всё это свидетельствует о прирождённом таланте юмориста, однако, если присмотреться, то можно увидеть, как этот талант целенаправленно формируется самим человеком с самого детства, а также родителями и другими близкими людьми.

Как развивается чувство юмора у детей



Просмотров: 657
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Смех и юмор, как ресурс.
  • Юмор и Смех как метод в работе психолога
  • Юмор новой волны. Смех приближает ваше вознесение. Шутите Господа!!!
  • 8 видов юмора. Как отличить здоровый юмор от прочих других
  • Зачем детям чувство юмора и как его развивать
  • Чувство юмора – оно или есть, или…дело труба))
  • Где радость, смех и веселье?
  • Чувство юмора у детей до 3-х лет.
  • Смех в нашей жизни
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Видящих сущность мира можно определить по чувству юмора
  • Не шутите с бессознательным – у него нет чувства юмора !
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Люди которые нас окружают. Если эмоции отсутствуют.
  • Чувство юмора
  • Чувство юмора
  • Три вещи, которые не говорят детям, когда говорят с ними о разводе
  • Зачем нам чувство юмора?
  • Ваше чувство юмора
  • Смеяться или плакать – Психология юмора
  • Зачем мне психотерапия, если есть тренинги, которые обещают результат за 1-3 дня?
  • Стыд возникает только там, где есть зритель
  • О разводах. Серьезно и с чувством юмора.
  • Юмор в жизни и Юмор в психотерапии.
  • Что такое шутка, и что такое смех? В жизни и психотерапии.
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Патологический смех
  • Неуместный смех
  • Смех или слезы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь