Психоаналитическая теория юмора

Психоаналитический подход З. Фрейда к изучению юмора был наиболее влиятельной теорией в психологических исследованиях юмора в первой половине XX в., когда фрейдистская теория занимала весьма весомое место в психологии в целом. Общая теория психологии Фрейда постулировала, что каждый человек подобен кипящему котлу противоречивых мотивов и желаний.

Детские, незрелые и в значительной степени неосознанные сексуальные и агрессивные побуждения, которые находятся в Ид, ищут мгновенного удовлетворения и выражения на основе принципа удовольствия. Супер Эго, которое включает требования и предписания общества, олицетворенные в интернализованных родителях, сопротивляется побуждениям Ид. Эго, функционирующее на основе принципа реальности, пытается находить некоторый адаптивный компромисс между требованиями Ид, Суперэго и реального мира, используя различные более или менее адаптивные защитные механизмы.

Таким образом, Эго стремится оградить себя от непреодолимой тревоги, которая является результатом действия этих противоречивых сил. На заре своей карьеры Фрейд обратил внимание на роль юмора в этой психологической драме. К теоретическим работам Фрейда о юморе относятся две публикации: книга «Остроумие и его отношение к бессознательному» и короткая статья, озаглавленная просто «Юмор».

Психоаналитическая теория юмора

От философа Г. Спенсера Фрейд заимствовал идею о том, что цель смеха — избавиться от лишней нервной энергии. Согласно этому представлению, когда накопившаяся в нервной системе энергия больше не нужна, от нее необходимо каким-то образом освободиться и один из способов — смех. По Фрейду, существуют три различных типа или категории связанных со смехом явлений.

  1. Остроумие или шутки.
  2. Юмор.
  3. Комизм.

Каждая из этих категорий предполагает различные механизмы, посредством которых психическая энергия сохраняется и впоследствии расходуется в форме смеха.

Шутки (или остроумие) задействуют множество хитроумных когнитивных методов «производства шуток», таких как вытеснение, сжатие, унификация и косвенное представление.

Все они служат своего рода отвлечением для Супер Эго, ненадолго позволяя выразить неосознанные агрессивные и сексуальные побуждения  Ид (которые обычно подавляются) и насладиться ими. Тормозящая энергия, которая обычно требуется для подавления этих импульсов, ненадолго становится избыточной в результате шутки, и именно эта энергия высвобождается в форме смеха. Фрейд называл высвобождение  сексуальных или агрессивных побуждений тенденциозным элементом шуток, тогда как когнитивные методы, используемые при «производстве шуток», называл нетенденциозными элементами. Таким образом, согласно Фрейду, мы наслаждаемся шутками, потому что они позволяют нам на мгновение испытать недозволенное удовольствие путем освобождения некоторых из наших примитивных сексуальных и агрессивных побуждений. Мы не чувствуем вины за это, поскольку наше Супер Эго временно отвлечено хитрой когнитивной уловкой, содержащейся в шутке, и часто мы даже не осознаем, в какой степени шутка содержит такие агрессивные и сексуальные темы.

Эти идеи можно проиллюстрировать следующей шуткой : Один молодой человек спросил другого: «Как тебе понравилось пребывание в лагере нудистов?». «Ну, - ответил тот, - через некоторое время все было нормально. Первые три дня были самыми трудными».

Шутка здесь предполагает когнитивное усилие, требующееся для того, чтобы обнаружить двойное значение последнего слова в шутке, которое может относиться или к тяжелым переживаниям, или к эрекции этого мужчины.[1] Первоначальная интерпретация этого слова подразумевает негативную коннотацию, но вторая показывает, что эти переживания на самом деле были сексуально возбуждающими и приятными. Согласно фрейдистской теории, эта искусная игра слов отвлекает внимание от того факта, что эта шутка позволила опосредствованно наслаждаться эротическим удовольствием этого сексуально неопытного человека («молодого человека»), который оказался в окружении обнаженных женщин.

В качестве еще одного примера может быть рассмотрена еще одна шутка:

Г-н Браун: «Эго отвратительно. Я только что узнал, что уборщик занимался любовью со всеми женщинами в этом доме, кроме одной».

Его жена: «О, это, должно быть, эта высокомерная госпожа Джонсон с третьего этажа».

В этом случае шутка предполагает логический вывод, - из опрометчивого замечания жены: она сама имела сексуальную связь с уборщиком. Хотя тенденциозный элемент в этой шутке первоначально, по-видимому, снова был сексуальным, при ближайшем рассмотрении оказывается, что на самом деле слушатель получает удовольствие в большей степени от агрессии, чем от секса - смеясь над обманутым мужем, а также над глупостью жены, которая так глупо показывает свою неверность мужу и, вероятно, скоро испытает на себе гнев мужа. Кроме того, логические процессы, связанные с интерпретацией шутки, позволяют отвлечься от того факта, что мы получаем удовольствие от боли и глупости других людей, а такое занятие обычно вызывает некоторое чувство вины.

Таким образом, чтобы шутка была смешной, должны выполняться два важных требования: она должна предполагать искусное использование методов «производства шуток» и она должна позволять выразить некоторое подавляемое сексуальное или агрессивное побуждение. Любой из этих элементов может быть приятным, но ни один из них сам по себе, вероятно, не будет считаться действительно забавным.

Хотя Фрейд полагал, что большинство шуток включает это высвобождение сексуальных или агрессивных побуждений, он предполагал, что могут быть некоторые неагрессивные и несексуальные («нетенденциозные», или «невинные») шутки, дающие удовольствие только от искусных когнитивных процессов (методов «производства шуток»). Однако Фрейд не смог привести никаких примеров таких невинных шуток.

Вторая из выделенных Фрейдом категорий явлений, связанных со смехом, была единственной, которую он называл юмором. Юмор имеет место в стрессовых или неприятных ситуациях, в которых люди обычно испытывают такие отрицательные эмоции, как страх, печаль или гнев. Однако восприятие забавных или нелепых элементов в такой ситуации позволяет им посмотреть на нее с другой точки зрения и избежать этих отрицательных эмоций.

Удовольствие от юмора  является результатом высвобождения энергии, которая могла бы быть связана с этой неприятной эмоцией, но теперь стала избыточной.

Например, человек, который способен «видеть смешное в любой ситуации», несмотря на то что недавно потерпел серьезные финансовые убытки, демонстрировал бы такого рода юмор. Этот тип юмора особенно заметно проявляется в способности смеяться над собственными недостатками, слабостями и промахами в общении. Таким образом, юмор считался связанным со снятием напряжения с помощью радости и смеха и с преодолением стресса, что обсуждалось в предыдущей главе.

Фрейд, проводил четкое различие между юмором и остроумием. Юмор относился к благожелательному веселью, вызванному ироническим отношением к жизненным неудачам, тогда как остроумие (которое он отождествлял прежде всего с «консервированными шутками») было более агрессивным и психологически менее здоровым.

По Фрейду, юмор— один из типов защитных механизмов, которые позволяют нам смело смотреть в лицо трудностям, не поддаваясь неприятным эмоциям. Действительно, по Фрейду, юмор — это «высший из защитных механизмов», поскольку он позволяет человеку избежать неприятных  эмоций, все же сохраняя реалистическую точку зрения на ситуацию.

Подобно остроумию и комизму, юмор содержит элемент освобождения. Но в нем также есть что-то тонкое и возвышающее, чего недостает другим двум способам получения удовольствия от интеллектуальной деятельности. Очевидно, изящество юмора состоит в триумфе нарциссизма, в победном утверждении Эго своей собственной неуязвимости. Оно не желает быть пораженным стрелами реальности или быть вынужденным страдать. Оно настаивает на том, что оно защищено от ран, нанесенных внешним миром, и что на самом деле они являются лишь возможностью получить удовольствие.

Тогда как шутки и комизм обычно свойственны почти всем, Фрейд описывал юмор как «редкий и драгоценный дар», которым владеют лишь некоторые люди. Интересно, что Фрейд  рассматривал юмор как действие родительского Супер Эго, пытающегося обнадежить и успокоить встревоженное Эго, утверждая: «Посмотри! Это и есть твой кажущийся опасным мир. Это же детские игры — просто повод для шуток!» Это намного более позитивное представление о Суперэго, чем образ сурового, строгого надзирателя, который обычно рисуют во фрейдистской теории.

Если остроумие и юмор принимают вербальную форму, то третья категория Фрейда, комизм, относится к невербальным источникам веселья, таким как фарс, клоунада и случаи, когда напыщенный человек падает, поскользнувшись на банановой кожуре. В таких ситуациях наблюдатель мобилизует некоторое количество психической энергии, ожидая вероятное событие.

Когда ожидаемое событие не происходит, эта психическая энергия становится избыточной и высвобождается в смехе. Фрейд предположил, что комизм вызывает восторженный смех над своим или чужим глупым поведением, который он описал как «вновь обретенный детский смех». Комичные ситуации также могут содержать некоторые тенденциозные элементы, отвечающие за приятное высвобождение либидозной энергии. Хороший пример — человек, поскользнувшийся на банановой кожуре. Тот факт, что он напыщенный и хвастливый, делает сцену еще более забавной, потому что это дает возможность выразить некоторые агрессивные побуждения. Она была бы далеко не столь забавной, если бы этот случай произошел с маленьким ребенком или человеком, к которому мы чувствуем некоторую симпатию. Таким образом, подобно остроумию, комизм часто содержит по крайней мере оттенок агрессии.

 

[1] В английском оригинале слова «пребывание» {stay) и «трудный» (hard) можно перевести как «эрек­ция» и «твердый» соответственно. Поэтому этот диалог можно понять так: «Тебе понравилось, как у тебя стоял в лагере нудистов?» «...Первые три дня эрекция была наиболее сильной».

Профессиональные услуги психолога Амалия Макаренко

Тел./Viber/WhatsApp: + 3 8 067 728 80 10
Skype: amaliyamakarenko
E-mail: [email protected]
Сайт: amaliyamakarenko.com.ua


Просмотров: 587
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Что значит «принести в жертву своё Эго»? Или: хочешь что-то получить – откажись от этого..
  • 8 видов юмора. Как отличить здоровый юмор от прочих других
  • Бегство из реальности... Или - что сказал бы дедушка Фрейд?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Трудоустройство на раз-два-три, или На что на самом деле надо обращать внимание, когда ищешь работу
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как блокируется энергия, или что делать, когда вы чувствуете на себе бесцеремонные взгляды?
  • Непререкаемая власть Супер-Эго, или Обреченные быть нравственными
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • За что мы любим юмор?
  • Что такое энергия рода и как она влияет на человека
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Быть богатым или быть бедным — это наш личный выбор! Что выбираете Вы?
  • Юмор в терапии. Насколько он важен и что за ним стоит?
  • Что раньше: курица или яйцо? Или как начать быть счастливой!
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Юмор и Смех как метод в работе психолога
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • 10 признаков того, что надо что-то менять или отпустить человека...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь