Эмпирические исследования психоаналитической теории юмора

В 1950-е гг.  Джекоб Левин c  коллегами опубликовали ряд исследований посвященных психологии юмора. Левин и Редлич представили теорию юмора на основе уменьшения тревоги, в которой они переосмыслили идеи Фрейда о высвобождении психической энергии в терминах снятия тревоги. Они предположили, что шутки, которые человек воспринимает как особенно забавные, затрагивают темы, вызывающие тревогу, такие как агрессия и сексуальность, которые обычно вытесняются или подавляются. Таким образом, шутка первоначально вызывает чувство тревоги из-за своей либидозной темы и затем это чувство внезапно ослабляется в кульминационном пункте. Удовольствие от шутки основано на этом внезапном уменьшении тревоги, и чем больше она уменьшается, тем больше удовольствие и радость. Однако, если вызванная шуткой тревога слишком велика, кульминационный пункт будет недостаточным для того, чтобы уменьшить ее, и реакцией будет отвращение, досада, стыд или даже ужас. С другой стороны, если человек не испытывает никакого возбуждения от тревоги, вызванной конкретной шуткой, его реакцией будет безразличие.

Эмпирические исследования психоаналитической теории юмора

Чтобы проверить эти гипотезы, Редлич, Левин и Сохлер разработали Тест реакции радости как метод определения предпочитаемых людьми типов юмора и выяснения таким образом их основных потребностей и конфликтов. Этот тест состоял из 36 рисунков, которые должны были выявлять широкий диапазон агрессивных и сексуальных тем. Участникам исследования индивидуально предъявляли каждый рисунок, и регистрировались их непосредственные вербальные и невербальные реакции. Считалось, что шутки, вызывающие радость и удовольствие, касаются тем, связанных с основными потребностями и конфликтами человека, тогда как шутки, воспринимаемые с безразличием, предположительно касаются тем, которые не имеют значения для данного человека. Негативные реакции на рисунки, особенно связанные с неспособностью понять шутку, рассматривались как признак наличия у человека мощных и опасных нерешенных потребностей или конфликтов.

В одном типичном исследовании Левин и Абельсон использовали тест реакции радости для сравнения пациентов психиатрического стационара с диагнозом «шизофрения», пациентов с тревожными расстройствами и здоровых участников из контрольной группы. Сначала рисунки были оценены несколькими психиатрами для выяснения степени потенциальной тревоги, которая могла быть вызвана такими темами, как открытая агрессия и сексуальность. У психиатрических пациентов (у которых предположительно было больше нерешенных конфликтов и вытесненных побуждений) реакции радости на эти рисунки были явно отрицательно связаны с оценками степени связи рисунков с тревожащими темами, при этом наименее тревожащие рисунки оценивались как наиболее юмористические и приятные. Напротив, у здоровых участников из контрольной группы обнаружена криволинейная зависимость между их реакциями радости и тревожным характером рисунков, они предпочитали те рисунки, которые были умеренно тревожащими, и отвергали те, которые имели очень низкие или очень высокие оценки по этому параметру. Эти результаты рассматривались как подтверждение психоаналитической теории.

Еще одним ранним тестом на юмор, основанным на теории Фрейда, был Тест для оценки остроумия и юмора, разработанный Уолтером О'Коннеллом (O'Connell, 1960). Этот тест состоял из 30 шуток, 10 из которых были оценены группой клинических психологов и представляли недружелюбное остроумие, 10 — шутки, основанные на бессмыслице, и 10 — юмор (в узком фрейдистском смысле). Участникам исследования была дана инструкция оценить степень, до которой им нравилась или не нравилась каждая шутка. В нескольких исследованиях с использованием этого теста О'Коннелл попытался показать, что лучше адаптированные, менее враждебные люди с большей вероятностью будут наслаждаться юмором и нейтральным остроумием, чем враждебным. Однако полученные результаты лишь отчасти подтвердили эти гипотезы.

В ряде ранних исследований была проверена гипотеза Фрейда, согласно которой удовольствие от враждебных шуток связано с вытесненными агрессивными побуждениями. Однако вопреки психоаналитической теории в большинстве этих исследований было обнаружено, что агрессивным юмором больше всего наслаждаются люди, которые открыто выражают враждебность и агрессию, а не те, которые подавляют или вытесняют ее. Например, Берн предъявлял последовательность рисунков на враждебные или невраждебные темы психиатрическим пациентам мужского пола, которые были оценены больничным персоналом как открыто враждебные, скрытно враждебные (пассивно-агрессивные) или невраждебные (покладистые). Открыто и скрытно враждебные пациенты по сравнению с невраждебными оценивали враждебные рисунки как более забавные. Таким образом, люди, которые демонстрировали враждебное поведение во взаимодействиях с другими, с большей вероятностью получают удовольствие от рисунков на враждебные темы. Берн утверждал, что эти результаты противоречат фрейдистской теории и лучше согласуются с поведенческой теорией научения. Согласно теории научения, человек научается агрессивному поведению через положительное подкрепление и можно ожидать, что агрессивные люди будут находить агрессивный юмор подкрепляющим и приятным.

Используя несколько иной подход, Эпштейн и Смит также не нашли никакой корреляции между степенью, с которой испытуемые подавляют враждебность, и удовольствием от рисунков, содержащих враждебные или агрессивные темы.

Другие исследователи изучали гипотезу Фрейда, согласно которой люди, вытесняющие свои сексуальные побуждения, будут с большей вероятностью наслаждаться сексуальным юмором. Как и в случае исследований агрессивного юмора, результаты скорее противоречили психоаналитической теории, указывая на то, что менее сексуальные испытуемые с большей вероятностью наслаждаются сексуальными шутками и рисунками. Например, Рач и Хел обнаружили, что сексуальные шутки и рисунки оценивались как значительно более забавные участниками (как мужчинами, так и женщинами), которые более позитивно относились к сексуальности, имели более богатый сексуальный опыт и получали большее удовольствие от секса, а также отличались более высоким уровнем сексуального либидо и возбуждения и меньшим ханжеством. Интересно отметить, что более сексуально активные люди, как обнаружилось, получают удовольствие от всех типов юмора независимо от содержания в отличие от менее сексуально активных людей. Таким образом, вопреки фрейдистской теории выражение сексуальной активности и наслаждение ею, а не подавление сексуальности, по-видимому, связано с получением удовольствия от юмора вообще и сексуального юмора в частности.

Исследование Холмса основано на гипотезе, согласно которой психопаты будут получать меньше удовольствия от юмора, поскольку менее склонны вытеснять непозволительные побуждения. Вопреки психоаналитическим прогнозам, в этом исследовании было обнаружено, что мужчины с более выраженными психопатическими наклонностями быстрее понимали рисунки, чем менее психопатические мужчины, и получали большее удовольствие от сексуальных и враждебных рисунков, чем от нейтральных. Таким образом, опять же выражение, а не вытеснение побуждений, по-видимому, связано с получением удовольствия от юмора, и особенно от юмора, содержащего сексуальные и агрессивные темы.

Однако Розенвальд  критиковал объяснение результатов этих исследований, утверждая, что открытое выражение агрессивного побуждения не обязательно означает, что это побуждение никак не вытесняется. Он предположил, что получение удовольствия от шутки отражает не просто бессознательные конфликты или тревогу, связанные с темой шутки, а скорее степень, до которой человек способен ослабить вытеснение или защиту. Если у человека усиливается вытеснение в ответ на шутку, он не найдет ее забавной, но если человек способен на мгновение высвободить энергию вытеснения, шутка будет сочтена забавной. В подтверждение этих гипотез Розенвальд обнаружил, что мальчики-ученики средней школы, чей уровень вытеснения агрессии был оценен как гибкий с помощью Теста тематической апперцепции, получали большее удовольствие от враждебного юмора, чем учащиеся с чрезмерно ограниченным вытеснением или с импульсивностью и отсутствием вытеснения. Эти результаты рассматривались как подтверждение фрейдистской теории. Тем не менее большинство корреляционных исследований не подтвердили гипотезу, согласно которой получение удовольствия от агрессивного и сексуального юмора связано с вытеснением соответствующих побуждений.

Другие исследователи использовали экспериментальный подход для проверки различных гипотез, сформулированных на основе психоаналитической теории. Сингер, Голлоб и Левин  предположили, что когда у людей усиливается вытеснение выражения агрессии, это приводит к ослаблению способности наслаждаться агрессивным юмором, но не влияет на получение удовольствия от неагрессивного юмора. Чтобы мобилизовать у участников исследования вытеснение, связанное с агрессией, они предложили группе испытуемых рассмотреть рисунки Гойи, изображающие крайнее зверство и садизм, в то время как испытуемые контрольной группы рассматривали нейтральные работы Гойи. Затем все участники оценивали забавность 12 рисунков, четыре из которых считались нейтральными, четыре изображали умеренную межличностную агрессию и четыре изображали выраженную межличностную агрессию. Как и предсказывалось, участники, которые рассматривали тревожные рисунки (и у которых предположительно было мобилизовано вытеснение агрессии), оценивали очень агрессивные рисунки как значительно менее забавные по сравнению с испытуемыми контрольной группы, тогда как между этими двумя группами не было никаких различий в получении удовольствия от нейтральных и умеренно агрессивных рисунков. Эти результаты, по-видимому, подтверждают фрейдистскую точку зрения, согласно которой мобилизация вытеснения агрессивных побуждений приводит к уменьшению удовольствия от агрессивного юмора.



Просмотров: 417
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • 8 видов юмора. Как отличить здоровый юмор от прочих других
  • Зачем детям чувство юмора и как его развивать
  • Как развивается чувство юмора у детей
  • Чувство юмора – оно или есть, или…дело труба))
  • Розыгрыши как форма юмора
  • Поддразнивание, как форма юмора
  • Как стать магнитом для клиентов. Шаг 3. Больше всего денег люди тратят на удовольствия.
  • Темы, за которые платят. Или как психолога найти клиентов?
  • Ресурс юмора как вариант выхода их сложной ситуации
  • Смеяться или плакать – Психология юмора
  • Тайна детских рисунков - что мы не видем за творчеством детей как родители
  • Как бросить нелюбимую работу и начать заниматься тем, что приносит удовольствие?
  • Риски, связанные с использованием юмора в психотерапии
  • Тренинг по теории Эрика Берна трансактный анализ, из книги «Игры в которые играют люди».
  • Удовольствие Осознания или Осознание Удовольствия?
  • Сарказм: враждебность под маской юмора
  • Что лучше: Теории типологизации или гадание на кофейной гуще?
  • Чувство юмора
  • Чувство юмора
  • Ваше чувство юмора
  • Зачем нам чувство юмора?
  • Чувство юмора у детей до 3-х лет.
  • Как женщине просить мужчину так, чтобы оба получали удовольствие
  • Будет ли счастлива женщина, у которой было больше 100 мужчин ?
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Как быть с тем, что люди иногда подводят?
  • Как избежать семейных конфликтов на тему «что было бы, если»:
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь