Китовая романтика – часть 2. Происхождение китов: субкультурный вакуум и цензорные фильтры

Автор статьи: Анна Кислицына

16 мая «Новая газета» опубликовала статью о суицидальных пабликах «ВКонтакте». По тексту утверждается, что существует множество открытых и закрытых сообществ, которые «подталкивают детей к суициду». Наиболее популярными и определенными из них стали «Море Китов» и «#f57». Управление по Санкт-Петербургу после этого завело уголовное дело по факту подстрекательства подростков к суициду.

В прошлый раз мы говорили о подростковом периоде. Главной его задачей становится общение со сверстниками по интересам, поиск себя через увлечения, творчество и оценивание себя другими. Интернет стал доступным, и живое общение, устаревая, нашло свою реализацию в его сетях. Но не будем торопиться, и вернемся на несколько лет назад, в те года, о которых вспоминают с упоением и восторгом.

Проблемой конца века ХХ и начала XXI были субкультуры, от которых содрогались родители и обычные граждане. Хиппи, панки, металлисты, готы были носителями определенных ценностей, и через приобщение к ним, личность имела возможность развиваться в русле достаточно четко определенных стандартов, а так же могла лавировать между ними, перенимая самое лучшее от каждой. Субкультура говорила, как надо одеваться, как надо мыслить, как относится к разного рода явлениям, как выстраивать отношения, что восхвалять и от чего отказываться. Словно методичка по саморазвитию. При этом можно было спокойно читать другие, и используя свое логическое мышление, сопоставлять и аргументированно выбирать то, что тебе по вкусу. Субкультура, какой бы ужасающей не смотрелась со стороны родителей, была спасительным кругом подростков, облегчая им сложное время. И помимо этого, субкультура готовила подростков к принятию более массивного культурного пласта, главенствующего в обществе.

Последней выраженной субкультурой были эмо, чье время прошло и отражается сейчас в воспоминаниях о прекрасном 2007. Признаюсь, меня долго удивлял факт, что большая масса людей действительно со счастью вспоминают 2005-2009 годы. Все оказалось достаточно просто: с упадом субкультуры эмо ей на смену не появилось ни одной субкультуры. Субкультура была заменена «жанровой соответственностью» (авт. опр.). Не имея возможности стать частью субкультуры, подростки 2009-х и далее обратились в мир компьютерных игр, аниме, хиппстеров, занялись спортом, образованием и прочее. Проблема в том, что в этих жанрах нет той культурной содержательной, которая разрешала бы личностные кризисы подростка. Субкультуру определяло наличие собственной системы ценностей, символики и философской подоплеки. Поскольку жанровая соответственность лишена содержания, и больше представляет собой лишь конкретную деятельность или внешнее соотнесение, образовался личностный субкультурный вакуум.

Второй стороной грустной медали падает интернет-зависимость подростка. Проблема глобальная, как в плане замусоренности сети, так и в плане возрастных потребностей. Вспомним, что подросток находится в активном поиске – себя, смысла жизни, некоторой истинны, и активность эта связана с прогрессирующим логическим мышлением. До общедоступности интернета эти поиски происходили через общение со старшими поколениями и популярное в то время заведение – библиотеку. Информация доходила до умов детей практически через три сократовских сита. Сито правды – это государственная цензура, которая тщательно просматривала всю литературу, поступающую в массы, и не позволяла протечь деструктирующей или опасной. Сито доброты – областные и городские работники библиотеки, которые в совершенстве знали все свои книги и читателей, без труда подбирали литературу по возрасту и предпочтениям ребенка, преследуя цель гармоничного развития поколения. И сито пользы – родительский институт, где так же могли читаться книги, где ребенка ориентировали на регулярную практическую деятельность, привлекали к взрослому труду, не оставляли его одного наедине с его проблемами.

Обесценилось мнение старшего поколения, совместный труд стал неактуальным, и у детей появилось слишком много свободного времени. Его заняла субкультура. Цензура постепенно спадала с поднятием железного занавеса – поток информации из Европы волной накрыл молодежь того времени с его субкультурными ветвями. Цензором выступал еще сохранившийся в некоторых семьях авторитет и совместный труд, а так же финансовая скованность и низкая скорость распространения информации. Сохранность подросткового сознания пошатнулась с общедоступностью интернета.

Здесь цензуры нет. Паблики и сайты собирают по сотням тысяч читателей до тех пор, пока не будут закрыты за нарушение этических и моральных норм, возрастные ограничения легко обходятся правым кликом по кнопке «Мне есть 18 лет». Нефильтрованная информация потоками проникает в детский мозг, занимая все свободное место, не имея выхода, сжимается, образуя плотные тяжелые камни, вычленение и удаление которых становится сложнее с каждым годом.

И вот он, потенциальный кит: трансформирующийся физически, непредсказуемый в эмоциональной сфере, тяжело переживающий неудачи и раздувающий из мухи слонов, лишенный живого эмоционального общения со сверстниками, не доверяющий никому, напуганный настоящим и будущим, не умеющий адекватно оценивать свои возможности, убегающий от нарастающей ответственности в виртуальные и вымышленные миры. Такой личностью очень легко управлять, достаточно дать желаемое – вдоволь упиваться меланхолией, тоской и серой романтикой. Только человеку, долгое время пребывающему в состоянии голода, пищу необходимо выдавать дозировано, иначе он может навредить себе.

В следующий раз мы поговорим о серой романтике, почему культивированы киты, и что они дают изголодавшимся детским душам.

Китовая романтика  часть 2 Происхождение китов субкультурный вакуум и цензорные фильтры

Первая публикация:
https://vk.com/psyanimag?w=wall-106056749_20



Просмотров: 344
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отцы и дети. Почему субкультуры популярны среди подростков.
  • Субкультура в местах лишения свободы. Часть 3.
  • Субкультура в местах лишения свободы. 2 часть.
  • Детский сад в вопросах и ответах. Общение детей в детском саду со взрослыми и сверстниками.
  • Субкультура в местах лишения свободы
  • Через какое время после завершения отношений можно начинать новые?
  • Знакомства через Интернет: 5 правил успешных Знакомств через Интернет (для девушек и женщин)
  • Время через призму принципа "здесь и сейчас"
  • 14 плохих привычек, из-за которых вы все время чувствуете себя уставшим
  • Интернет-зависимость у детей и подростков
  • Сила и слабость – две стороны одной медали. Подробнее о процессе роста через травму развития. 1 часть
  • Сила и слабость – две стороны одной медали. Подробнее о процессе роста через травму развития (2 часть)
  • Проблема коммуникации со сверстниками глазами подростков
  • Самооценка ребенка и общение со сверстниками.
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Почему интернет-коммуникация побеждает «живое» общение?
  • Зависимость от компьютерных игр у детей и подростков
  • Почему дети уходят в субкультуры?
  • Родители подростков. Время перемен.
  • «Татуировки» подростка или уроки, которые мне были так нужны
  • Самое ценное, что только может дать общение
  • Чего хочет современный подросток, или есть ли на самом деле разрыв ценностей между поколениями?
  • Время лечит, главное не умереть во время этого лечения
  • Доверие через общение в малой группе.
  • Общение с детьми и гармонизация отношений через рисунок
  • Вселенная новых возможностей: как виртуальные игры стали частью культуры и социализации подростков
  • Половое воспитание подростков. Информация для родителей. Часть 1
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • Человек бессмертный. Как будем видеть себя через 300 лет?
  • Равенство и равноправие проявляется через общение (показательный видео-пример)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь