|
Операция изгнания или отрицая отрицаниеАвтор статьи: Лакомкина Елена Валерьевна
Отрицание - это защитный механизм психики, который направлен на защиту индивида от ранее вытесненных желаний, мыслей, чувств. Отрицая то, что болезненно для субъекта, любые вытесненные содержания, мы видим своеобразное проявление принципа удовольствия. Обращаясь к своему психотерапевтическому опыту, Фрейд обнаруживает у своих пациентов, различные формы действий, которые так или иначе связаны с отрицанием и отказом. Речевые высказывания пациентов неоднозначны, но взаимодействие между диадой «аналитик-пациент» строится не только на сознательном, но и на бессознательном уровне; здесь то и можно наблюдать скрытые мотивации пациента, которые формируются в речевые конструкции и несут в себе определенную информацию. Т.е, если пациент отрицает мысли и чувства на сознательном уровне, он допускает из бессознательного все-то болезненное, что приносит ему дискомфорт, но за этим и скрывается главное доказательство того, что аналитик идет в правильном направлении. Отрицание меняет свой полюс на положительный факт того, что вытесненное может стать сознательным «Отрицание есть некий способ принять к сведению вытесненное, собственно - уже некое снятие вытеснения, однако же никак не принятие вытесненного». В ходе аналитической работы мы часто создаем другое, очень важное и довольно удивительное видоизменение той же самой ситуации. Нам удается и отрицание преодолеть, и провести полное интеллектуальное принятие вытесненного — но сам процесс вытеснения тем самым еще не снимается. Если причины поведения и поступков другого неизвестны, мы начинаем объяснять себе данное поведение, с помощью достраивания информации путем приписывания другому чего либо. Атрибуция – это процесс восприятия причин поведения и его результатов, позволяющий человеку придать смысл окружающему Рассматривая суждение, как суть формы познания, с целью установления связи между понятием и того, что стоит за ним, Фрейд выводит следующую функцию суждения: осуществить выбор в присуждении какого-либо свойства предмету, либо отказа ему в нем, т.е. допустить его существование в реальности или опровергнуть его. Не имеет значения, каким это первоначально являлось это свойство - плохим или хорошим, дурным или полезным. Значение имеет одно – хочу ли я это принять в себя или нет. По-простому: готов ли я получить удовольствие и имею ли желание, чтобы это было во мне или я не желаю принимать это в себя. «Изначальное Я удовольствия (Lust-Ich) хочет, как я указал в другом месте, интроецировать в себя все хорошее и отбросить от себя все дурное. Дурное, чуждое для Я, находящееся вовне, первоначально ему тождественно». Следовательно, когда мы что-то вмещаем в себя, то надо понимать, что это свойство мы готовы и изгнать из себя – появляется первоначальная операция, которую Фрейд назвал Операция изгнания (одно вытекает тз другого). Не важно знать что существует, а что не существует. Это существует. Имеется первичное восприятие из которого субъект воспроизводит свое представление о вещах. Здесь важно то, что в суждении существования, субъект приписывает Я такое представление, которое измеряет память и которому когда-то отвечал объект. Так формируется картина внешнего и внутреннего. Рассуждая над чем-нибудь в процессе аналитической работы, у нас возникает другое, т.е. мы изменяем ситуацию. Таким образом можно преодолеть отрицание. Функция суждения строится на том, чтобы отрицать то, что более всего хочется вытеснить. Имеется два пути решения функции суждения: либо присудить либо отказать в каком-либо свойстве вещи. Либо признать ее существование в реальности либо отвергнуть его. И в этом Я умеет находить удовольствие, так как изначально имеет желание интроецировать в себя только хорошее. Значит то что есть в Я есть не только в реальности, но и присутствует вовне. Здесь вступает в работу второе решение функции суждения. Существование представления должно быть обнаружено в восприятии реальности. Если нереальное, субъективное находится внутри нас, то реальное должно существовать вовне. Опыт подсказывает субъекту готов ли он принять в себя, завладеть той или иной вещью, если у него возникнет в этом потребность. Проба на реальность имеет цель найти объект, убедиться в том, что он существует «налицо». Несмотря на то что, что представление может модифицироваться и видоизменяться под действием других элементов. «Проба на реальность должна тогда проконтролировать, насколько далеко заходят эти искажения. Однако, в качестве предварительного условия вступления пробы на реальность в действие признается тот факт, что объекты, которые некогда принесли реальное удовлетворение, ныне утрачены». Первоначально функция суждения появляется из игры «втягивание-выталкивание», Я примеряет на себя это, согласно принципу удовольствия. Фрейд рассматривает функцию суждения, с точки зрения полярностей Эрос-Танатос. Подтверждаю, интроецирую – замена Эроса, выбрасываю вовне, отрицаю- деструктивные влечения Танатоса. « Работа функции суждения, однако, впервые делается возможной лишь благодаря тому, что создание символа отрицания наделяет мышление какой-то первой степенью независимости от результатов вытеснения и, вместе с тем, также и от давления со стороны принципа удовольствия». Означает ли то, что не готовность принять в себя что-либо, приводить к изгнанию этого из себя, и единственным результатом этой работы становится отрицание? Отрицая реальность, мы встаем на путь саморазрушения, субъектом управляют силы Танатоса. Как только отрицание становится основанием любого мышления, нам ясно, что клиент признает бессознательное посредством негативных формулировок. «Нет более веского доказательства удавшегося открытия бессознательного, чем тот случай, когда анализируемый реагирует на это следующими словами: "Этого я не думал" или: "Об этом я [никогда] не думал"». Уничтожая вытеснения, своим отрицанием субъект подготавливает почву для принятия, вытесненного в себя. По материалам Фрейд З. Отрицание (1925) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|