|
Рабочая дистанция (Как не «слиться» в трудовых отношениях)Автор статьи: Солодкая Елена Антоновна
Работа не волк, но в лес иногда бегает. А ведь как важно, чтобы она была ласковой и радовала не только финансово, но и по-человечески, лично: делала приятное, давала возможность быть значимым и успешным, верила в тебя, была рядом в трудную минуту и как-бы говорила: «Все проходит и это тоже пройдет. А я тебя буду ждать. Встретимся. До завтра». При всей моде на фриланс, аутсорсинг и даже, прости господи, дауншифтинг, трудовые отношения – это часть нашей жизни, идет ли речь о работе по найму или о контактах руководителя/собственника с подчиненными. В любом случае присутствует определенная модель коммуникации, влияющая как на коммерческую успешность фирмы, так и на непосредственное настроение сотрудников («Выше, быстрее, сильнее сделаем НАШЕ предприятие процветающим!», «Я – начальник, ты – дурак», «Солдат спит, служба идет» и т.д.). Именно на этом, двойном эффекте рабочей коммуникации, базируется всякая нематериальная мотивация (когда психологический настрой одних, способен увеличить балансовую прибыль других, без каких бы то ни было серьезных издержек). И именно эта – легкомысленно игнорируемая – двойственность, способна приводить к серьезным личным проблемам, заменяя понятные и стабильно поддерживающие отношения (вы – свои знания и навыки, работодатель – достойную оплату труда, уважение и признание), путанной и обременительной связью, с наличием хронического недовольства, чувством вины и бессилия. Примечательно, как такие неудовлетворительные рабочие отношения напоминают классическую любовную созависимость. Но если в личной жизни элемент эмоциональной включенности присутствует явно и выражено – и отстраниться от него сложно, то деловое общение легче разложить по полочкам. Оно – прекрасный «полигон» для развития навыков понимания и отстаивания собственных интересов. Да и вообще, трудовые отношения – это тот «кот», на котором, иногда, даже лучше тренироваться. Как же сохранить (наладить) живую и дееспособную коммуникация в рутинных отношениях? Воспользуемся пространственной метафорой и опишем процесс деловой коммуникации рядом схем. Итак, в трудовых отношениях присутствуют две стороны: тот, кто работает (выполняет определенные функции) и тот, кто обеспечивает возможность работы (создает структуру – условия). Не надо быть марксистом, чтобы понимать определенную иерархичность этих отношений: работник зависит от своего работодателя, который предоставляет рабочее место, инструменты, способы и цели деятельности. Но нас интересуют не социальные, а именно психологические составляющие такой зависимости: каково это, воплощать чужие намерения?
Но в этом, зачастую полезном, предвосхищении, важно учитывать следующее: интересы и цели работодателя не совпадают с целями и интересами работника ((см. схему 1) например, получение финансовой прибыли ≠ получению зарплаты). Также не совпадают и их задачи (наполнение сайта контентом ≠ увеличению продаж). И только в процессе осуществления конкретных операций, участники трудовых отношений действительно встречаются. Причем, зачастую, встреча это неявная, не с самим работодателем, а лишь с условиями им созданными. В этой неявной коммуникации легко запутаться. Легко принять желаемое за действительное. Свои намерения и цели – за цели своего оппонента или партнера. А так как прояснение и согласование картин мира обычно не входит в план рабочих мероприятий, их несовпадение – частый случай. Результат: конфликты, нарушение границ (срыв сроков, изменение содержания и качества выполняемой работы) общая неудовлетворенность, потеря времени и денег. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|