Рабочая дистанция (Как не «слиться» в трудовых отношениях)

     Работа не волк, но в лес иногда бегает. А ведь как важно, чтобы она была ласковой и радовала не только финансово, но и по-человечески, лично: делала приятное, давала возможность быть значимым и успешным, верила в тебя, была рядом в трудную минуту и как-бы говорила: «Все проходит и это тоже пройдет. А я тебя буду ждать. Встретимся. До завтра».

   При всей моде на фриланс, аутсорсинг и даже, прости господи, дауншифтинг, трудовые отношения – это часть нашей жизни, идет ли речь о работе по найму или о контактах руководителя/собственника с подчиненными. В любом случае присутствует  определенная модель коммуникации, влияющая как на коммерческую успешность фирмы, так и на непосредственное настроение сотрудников («Выше, быстрее, сильнее сделаем НАШЕ предприятие процветающим!», «Я – начальник, ты – дурак», «Солдат спит, служба идет» и т.д.). Именно на этом, двойном эффекте рабочей коммуникации, базируется всякая нематериальная мотивация (когда психологический настрой одних, способен увеличить балансовую прибыль других, без каких бы то ни было серьезных издержек). И именно эта  – легкомысленно игнорируемая – двойственность, способна приводить к  серьезным личным проблемам, заменяя понятные и стабильно поддерживающие отношения (вы – свои знания и навыки, работодатель –  достойную оплату труда, уважение и признание), путанной и обременительной связью, с наличием хронического недовольства, чувством вины и бессилия.

 Примечательно, как такие неудовлетворительные рабочие отношения напоминают классическую любовную созависимость. Но если в личной жизни элемент эмоциональной включенности присутствует явно и выражено – и отстраниться от него сложно, то  деловое общение легче разложить по полочкам. Оно – прекрасный «полигон» для развития навыков понимания и отстаивания собственных интересов. Да и вообще, трудовые отношения – это тот «кот», на котором, иногда, даже лучше тренироваться.

Как же сохранить (наладить) живую и дееспособную коммуникация в рутинных отношениях? Воспользуемся пространственной метафорой и опишем процесс деловой коммуникации рядом схем.

Итак, в трудовых отношениях присутствуют две стороны: тот, кто работает (выполняет определенные функции) и тот, кто обеспечивает возможность работы (создает структуру – условия). Не надо быть марксистом, чтобы понимать определенную иерархичность этих отношений: работник зависит от своего работодателя, который предоставляет рабочее место, инструменты, способы и цели деятельности. Но нас интересуют не социальные, а именно психологические составляющие такой зависимости: каково это, воплощать чужие намерения? 

Рабочая дистанция Как не слиться в трудовых отношениях
 «Горизонтальная» плоскость коммуникации – это здесь-и-сейчас, в котором располагаются все ее участники. Каждый важен. Каждый влияет на конечный результат. Но! Каждый присутствует в этой ситуации не сам по себе, а с накопленным к данному моменту социальным статусом и ему атрибутами (семейными и дружескими связями, образованием, привычным уровнем потребления, мечтами, желания и т.п.). Все это делает человека соответствующим данной позиции –  подталкивает, наделяет ее смыслом,  удерживает на ней.
Однако, такая «подгонка» человека к будущей деятельности еще не гарантирует ее реального воплощения. Мы можем стать артистами, но не получить роль. Схема № 2 отражает это несовпадение: условия труда могут не соответствовать ожиданиям, не подыгрывать амплуа «идеальный работник». Возможно, мы так и не сможем им себя почувствовать. Это не обязательно. Но желательно. Ибо без ощущения успеха, собственной умелости и профессионализма, выполнение любой, даже самой приятной работы, теряет привлекательность. Потому-то мы ищем знаки предстоящей удачи. Ищем все, что может ее подтвердить.

Но в этом, зачастую полезном, предвосхищении, важно учитывать следующее: интересы и цели работодателя не совпадают с целями и интересами работника ((см. схему 1) например, получение финансовой прибыли ≠ получению зарплаты). Также не совпадают и их задачи (наполнение сайта контентом ≠ увеличению продаж).

И только в процессе осуществления конкретных операций, участники трудовых отношений действительно встречаются. Причем, зачастую, встреча это неявная, не с самим работодателем, а лишь с условиями им созданными. 



 В этой неявной коммуникации легко запутаться. Легко принять желаемое за действительное. Свои намерения и цели – за цели своего оппонента или партнера.  А так как прояснение и согласование картин мира обычно не входит в план рабочих мероприятий, их несовпадение – частый случай. Результат: конфликты, нарушение границ (срыв сроков, изменение содержания и качества выполняемой работы) общая неудовлетворенность, потеря времени и денег.








Просмотров: 478
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Навыки успешной коммуникации в отношениях
  • Цели жизни: как не принять чужие за свои?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Эффективные коммуникации в детско-родительских отношениях
  • Процесс коммуникации, его сбои и способы восстановления
  • Как защитить свои границы. Секреты эффективной коммуникации.
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Этапы развития семьи, способы коммуникации в паре (анонс лекций)
  • Нарушение коммуникации.
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Про навыки коммуникации
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Экстренный план для внутренней работы в токсичных отношениях/ эмоциональной зависимости
  • Навыки эффективной коммуникации
  • В отношениях должно быть хорошо... А если нет, то зачем Вам такие отношения?
  • Модель эффективной коммуникации
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Обучая сотрудников эффективной коммуникации не забываем про эмоции.
  • Развитие навыков коммуникации у воспитанников детского дома
  • Техники ассертивной коммуникации, или Как высказаться и не быть посланным.
  • Общение с ребенком. Важность коммуникации.
  • Универсальные способы профессиональной коммуникации
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • Почему мы выбираем именно этого человека? 6 причин страдать в отношениях
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Возможность влиять на результат и успешность жизни
  • Общение сегодня: как интернет изменил привычный взгляд на коммуникации
  • Как отыскать в этой жизни «своего» человека?!
  • Давай сделаем вид, что все в порядке, или Мины в отношениях. Как сохранить отношения счастливыми?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь